Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РАЗДЕЛ 3. ФУНКЦИЯ. СМЫСЛОВАЯ, ЗНАКОВАЯ И ЦЕННОСТНАЯ РОЛЬ




ВЕЩИ

Тема 10. Дизайн-концепция. Воплощение дизайн-концепции

1. Дизайн-концепция.

2. Определение, сущность концепции.

3. Воплощение дизайн концепции.

 

Содержание лекции

 

Создание дизайн-концепции - самостоятельный раздел проектной работы, не имеющий аналогов в других видах проектного искусства. Через проблематизацию проектной ситуации (описание противоречий проектного задания), а затем систематизацию (отбор «тем» - возможных вариантов её решения), складывается целостная модель будущего объекта, реализуемая в актах собственно проектной работы - формообразования. А формообразование на концептуальной основе выводит художественное проектирование на уровень стиле образования в рамках данной культуры, вырабатывая подходы к сознательному использованию признаков стиля.

Чтобы подробнее разобраться в определении концепции следует рассмотреть несколько источников, в которых освещена данная тема.

В первую очередь рассмотрим данное определение с точки зрения философии. Здесь важным аспектом является мировоззрение автора.

В монографии Т.Ю. Быстровой «Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна» подробно рассматривается влияние мировоззрения на проектную деятельность[1,С.121].

Оно «оказывает решающее влияние на формирование концепции, которая представляет собой способ понимания себя как творца и профессионала, а также трактовку проектируемой вещи в её цельности. Это фиксированная и осмысленная точка зрения, позволяющая дизайнеру выбрать и выработать ведущие конструктивные принципы и подходы. Наличие концепции как раз и предполагает задействованность в проективной деятельности рационального начала». Здесь говорится о том, что чем шире мировоззрение проектировщика, чем больше областей знания задействовано в создании интерьера, тем глубже понимание проблемы и интереснее её решение. Кроме того, «ведущий замысел должен быть не только оформлен в проекте и готовой вещи, но и осмыслен, сформулирован. Современный дизайнер работает, следовательно, не только с предметом, но и со словом».

Для успешного проектирования недостаточно только «интуитивного озарения», важно также подойти к проекту с рациональной точки зрения, вычленить главную мысль, существенные взаимосвязи и закономерности.

    Кроме того, не стоит забывать, что излишняя перегруженность смыслами может навредить проекту, идея останется, не прочитана и не понята потребителями.

Предложенная в Википедии [5] формулировка «концепции» также делает ссылку на важность широкого видения. Здесь концепция - «определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения». К. исходит из установок на фиксацию предельных для какой-либо области («фрагмента» действительности) значений и реализацию максимально широкого «мировидения» (на основе «отнесения» к ценностному основанию познания).

Концепцию, прежде, всего, вводят в теоретические дискурсы дисциплин их исходные принципы и предпосылки («абсолютные предпосылки», согласно Коллингвуду), определяющие базисные понятия-концепты и схемы рассуждений, формируя «фундаментальные вопросы» («идеи»), в соотнесении с которыми получают своё значение и обоснование, выстраиваемые внутри этих дискурсов специальные утверждения. Коллингвуд считал, что изменение концептуальных оснований (изменение интеллектуальной традиции у Тулмина) - наиболее радикальное из всех, которые может испытывать человек, так как оно ведёт к отказу от обоснованных ранее убеждений и стандартов мышления и действия, к смене исходных концептов-понятий, обеспечивающих целостное восприятие мира.

В иллюстрированном словаре-справочнике по дизайну понятие «концепция» рассматривается как «основная идея будущего объекта, формулировка его смыслового содержания как идейно-тематической базы проектного замысла, выражающая художественно-проектное суждение дизайнера о явлениях более масштабных, чем данный объект».

Дизайн-концепция - целостная идеальная модель будущего объекта, описывающая его основные характеристики. Как правило, формулируется дизайн-концепция в виде какого-либо парадоксального тезиса, неожиданной метафоры, наиболее выпукло отражающей смысл дизайнерского предложения: "перетекающее пространство" в жилом доме, "сцена вокруг зала" в театре без антрактов, "город в городе" для гигантского супермаркета, "коммуникации - на фасад" в здании центра Помпиду в Париже и т.д.[2,С.29-30].

Как правило, стоящие перед дизайнером проектные задачи, не имея проверенных временем прототипов, допускают разные варианты их решения - как в части функциональных технологий, так и в области декоративно-пластических поисков. Поэтому дизайн-концепция, изучая сравнительные достоинства этих вариантов, рассматривая перспективность их реализации в свете выявленных во время анализа задания функционально-эстетических проблем, вырабатывает своего рода пред проектную идею будущего решения, формулирующую принципы работы. Часто - в виде нетривиального суждения, метафоры, нацеливающей проектировщика на дальнейшие действия. Таковы «само формирующиеся» надувные кресла Г. Пеше, «летающие» элементы освещения Ф. Старка, соединяющие в оригинальной дизайн-форме казалось бы несовместимые подходы к предметной организации среды.

Ещё большую роль играет дизайн-концепция в объектах сверхкрупных, особенно средовых. Таков, например, новый комплекс МГУ им. М.В. Ломоносова, который должен стать маяком организации университетского образования в стране, - как сплав уникального и обыденного, устойчивости целей и динамики оснащения, традиций и нововведений, свободы общения и соблюдения правил, т.е. всего многообразия форм жизнедеятельности, объединённых высшей целью - постижением системы знаний мирового уровня. Все это делает среду такого университетского комплекса весьма непохожей на другие городские структуры, требует выработки общих принципов её формирования. Для чего необходимо:

- определить параметры и характеристики самого объекта, представить его как закономерно организованную систему разного типа средовых компонентов;

- выявить возможные средства архитектурно-дизайнерского формирования того или иного архетипа среды;

- рассмотреть пути минимизации набора этих средств;

- ставить дизайн-концепции формирования с помощью полноценных потребительских характеристик среды нового комплекса МГУ, представив их как своеобразный алгоритм дальнейшего проектирования.

Основная предпосылка концепции - несовместимое, казалось бы, сращение представлений об уникальности, обособленности будущего комплекса в ряду территории столицы, с одной стороны, и неразрывности, слитности «страны знаний» и окружающего, пронизывающего её большого города, с другой,- выражена метафорой «ансамбль в городе», ставшей девизом дальнейших размышлений.

Вторая часть положений дизайн-концепции носит более проектный характер и говорит о желательности тех или иных свойств, предстоящих дизайнерских решений. Эта часть, концепции, в конечном счёте, определяет «фирменный стиль» комплекса, выдвигая в качестве особых условий дизайн-проектирования:

- необходимость постоянного обновления и смены технологии выработки и репродуцирования научных знаний, соответственно перманентной реконструкции всей материальной (предметной) базы университетского дизайна;

- скрупулёзный учёт местных природно-климатических условий на макро - и микроуровнях в качестве основы утилитарно-технических обоснований ряда проектных предложений и активное включение элементов природной среды в структуру комплекса, что формирует специфическую атмосферу его помещений и территорий и способствует оптимальной организации главных компонентов комплекса - зон свободного общения;

- отказ от визуальных и социальных стереотипов «международного стиля», навязанных нашей жизни некритическим воспроизводством общепринятых технологий, обращение к национальным традициям композиции и декора предметно-пространственных систем.

Таким образом, положения дизайн-концепции реализуется через структурную организацию объекта в процессе его «идеального» формообразования. Иначе говоря, дизайн-концепция не должна предполагать реальные проектные решения, хотя при её разработке вполне может быть использована методика составления экспериментальных или альтернативных проектов либо иллюстрирующих её положения, либо выдвигающих (в ходе сравнения) новые идеи, поскольку разработка собственно дизайнерского проекта, особенно сложного или крупного объекта - это ряд самостоятельных актов проектирования, лежащих за рамками концептуальных разработок, даже если их отдельные черты войдут в окончательный проект[4,С.29-30].

Таким образом, от дизайн-концепции зависит новизна и перспективность авторских предложений, особенности их дальнейшего развития и даже судьба приятия их зрителем, который будет оценивать привлекательность и практичность данного произведения средового искусства.

В процессе изучения данного вопроса выяснилось, что методика дизайна заимствована из самых разнообразных источников. Её большая часть взята из различных видов искусств (архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, театра и кинематографа) и разных областей техники, экономики, социологии, прикладных наук (например, эргономики). Для каждого проекта автор имеет возможность выбирать из существующего множества методик проектирования наиболее подходящую для конкретной ситуации, что в дальнейшее влияет на разработку концепции и на видение проекта в целом.

 

Литература:

 

1.Т.Ю.Быстрова - Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. -

Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001.-288 с.

2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник/ Г.Б. Минервин,

3.В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др. - М., «Архитектура - С», 2004, 288 с.

4. В.Т.Шимко - Архитектурно-дизайнерское проектирование. - М., «Архитектура - С», 2004

5. Интернет ресурс Википедия, www.vikipedia.r

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 299.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...