Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 6. Структура предметно-пространственной среды.




Родство и конфликт понятия «среда и «система»

План лекции

1. Структура предметно пространственной среды.

2. Родство и конфликт понятия «среда и «система».

Содержание лекции

Предметно-пространственная среда имеет радиальную структуру, послойно распространяющуюся от центра. Центром среды, её средоточием и средообразующим фактором является человек, осваивающий своё предметное окружение. Этот человек зовётся средовым субъек­том (или субъектом среды, или «средовым Я»). Конкретная среда с определённы­ми свойствами может существовать, только будучи освоенной его деятельностью, его сознанием, его эмоциями. Если в том же физическом пространстве находится другой человек, наделённый другим характером восприятия, другими ожиданиями, то параметры его среды будут отличными от параметров среды первого человека. С другой стороны, на месте каждого из них может оказаться и множество людей, объединённых на данный момент общими вкусами и предпочтениями. Тогда такое множество людей становится совокупным средовым субъектом, и среда для всех для них одна та же. Так, спортивный стадион - общая среда для всех болельщиков, объединённых одной страстью, но предметно-пространственная среда «высокого» кабинета оказывается совершенно разной для его хозяина и для посетителя. Восприятие и возможное описание среды глубоко субъективны - и это составляет одно из её родовых свойств. Остаётся вопрос: где «кончается» субъект и «начинается» среда? Проведение этой границы зависит от критериев её определения. Для социокультурного человека такая граница, разумеется, не проходит по поверхности его кожи, как для человека анатомического. Проходит ли она по поверхности его одежды? Ведь одежда - это уже инструмент социальной и культурной самоидентификации.

Вокруг средового субъекта (в том числе и совокупного субъекта, если субъектов множество) концентрируется зона его непосредственных контактов с окружением, средовое ядро. Это - внешнее по отношению к его телу, но полностью освоенное пространство, пребывание в котором доведено им до полного автоматизма. «Ядерная» структура среды практически перестаёт замечаться человеком. Поэтому, хотя это и зона его ближайшего взаимодействия с миром, те предметы, которые являются инструментами утилитарной деятельности и на которых - что важно! - в данный момент концентрируется его внимание, выпадают из средового контекста. Для занятого практической деятельностью человека среду создаёт все то, что воспринимается им «по касательной», - именно оно представляет для него источник средовой атмосферы, средового комфорта.

 Итак, структура предметно-пространственной среды выстраивается концентрическими кругами, плавно переходящими друг в друга и меняющими свои свойства по мере не только пространственного, но и эмоционального удаления от ос­воившего среду человека: средовой субъект (в том числе совокупный); средовое ядро; средовая периферия; граница «места»; неосвоенное предметное окружение [5,c.101].

Кажущееся стихийным многообразие существующих типов общест­венных объектов архитектуры возникает на самом деле путём комбинации из ограниченного количества первичных типов среды.

Структура общественных зданий имеет свои закономерности организации по соподчинённости компонентов.

Главный компонент — ядро структуры — составляет основное пространство как место наибольшей концентрации посетителей для целевого потребления. По функциональному содержанию ядро представляет один или несколько первичных, типов. Последние могут принадлежать к одной функции, например зрелищной — многозальный кинотеатр, торговой — продовольствен­ный и промтоварный залы универмага или к разным функциям, например, зрелищный зал и клубные помещения (обучение) Дома культуры, зрелищный зал и торговый в общественном центре и т. д. Ядро структуры обычно отличается преобладающей пространственной величиной, имеет изолированную пространственную форму (зал, классы) и определяет соответствующий характер пространства производства.

Второй компонент структуры - дополнительные пространства - создаётся для промежуточных этапов в процессе потребления. Эти прос­транства, как правило, повышают общий комфорт обслуживания посетителей. Дополнительные процессы по функциональному содержанию представляют все те же первичные процессы общественного потребления и соответствующие типы среды, но выступающие уже в подчинении к основному. Это сказывается на характере их эксплуатации, пространственной величине и меньшей развитости их производственной части.

Так в зрелищных сооружениях основное пространство - зрительный зал - дополняется пространство - фойе, пространством питания - буфет, кафе; пространством экспозиционным - музей, выставка. В зданиях музеев основные пространства экспозиционных залов дополняются учебными - аудиториями, питания - буфеты, ожидания - холлы. Дополнительные пространства организуются в виде изолированных помещений (залы, комнаты) или открытых зон. Например, фойе может иметь зоны выставок, питания, торговли; экспозиционный зал может включать зону для зрелищ, собраний.

При соединении пространственных компонентов структуры, а также внутри каждого из них, неизбежны пространства коммуникаций, по которым обеспечивается целенаправленное движение массы посетителей.

Третий компонент структуры - вспомогательные пространства для размещения технических устройств обеспечения комфортной эксплуатации искусственной среды: туалеты, курительные для посетителей и технические установки по созданию и поддержанию санитарно-гигиенических условий (освещение, отопление, воздухообмен, водоснабжение и пр.) [4,с102-104].

Как уже говорилось, интерес к теоретической и методологической разработке понятий «среда», «средовое проектирование» связан с развитием системных представлений в науке, с их философским осмыслением. Если среда всегда обладает свойством системности, то далеко не всякая система является средой, а лишь та, в средоточии которой находится осваивающая активность человека. Между этими, родственными вроде бы понятиями - «среда» и «система» - существуют как органическая связь, так и непреодолимый конфликт. Конфликт заключается в принципиальном различии условий и возможностей познания реальной среды и реальной системы. Если свойства какой-либо системы можно объективно оценить, лишь выйдя за её пределы,так сказать, «увидев со стороны», то среда может быть воспринята только изнутри неё самой,и без погруженного в неё осваивающего сознания просто перестаёт существовать в этом качестве. Проектировщик, стремящийся сформировать новую среду, понимает, что разрабатывает сложный системный объект,и одновременно он вынужден ставить себя на место её субъекта, максимально идентифицируясьс ним в своём творческом воображении. Только так способен он обеспечить своей разработке внутреннюю логику и необходимую органичность. Этот парадокс вносит существенные коррективы в традиционные способы оценки свойств и качеств объекта дизайнерского преобразования. Определение качеств конкретной среды в процессе её предпроектного исследования также неминуемо принимает характер парадокса. Действительно, предметно пространственная среда - материальный объект и одновременно принадлежит психической реальности «средового субъекта», вне которой не существует. Так что, исследуя среду, дизайнер имеет дело не с наблюдаемыми вещами, а с отражением их в сознании и чувствах человека (или людей). Дизайнер не столько объективно оценивает какое-то расстояние внутри «средового» пространства или временной промежуток во взаимодействиях человека с вещами, сколько имеет дело с психологическим и концептуальным (чувственным) нераздельным временем-пространством, к тому же принадлежащим не его, а чужому сознанию. Иными словами, говоря о среде, мы подразумеваем не столько какой-либо физически существующий объект, сколько феноменего, живущий в окрашенном эмоциями человеческом восприятии. Однако феномен этот вызван к жизни определёнными свойствами и качествами реальности, «пропущенными» через субъективное восприятие. Так что для нас одинаково важны и свойства физической реальности, и механизмы отражения их в сознании и чувствах субъекта среды. В предметно-пространственной среде растворяется бытие отдельной вещи, среда - это полотно, сотканное из «основы», которую составляют материальные объекты и их пространственно-временные, функциональные и смысловые связи, сообщающие импульс восприятию, и «утка» психических преобразований этих объектов и связей в воспринимающем сознании. Всякий элемент среды, вычленяемый в физическом пространстве, одновременно погружен в нерасчленённое пространство психики и пребывает в этих обеих - реальной и психической - реальностях. Среду следует рассматривать не как объективную и независимую реальность, внеположную наблюдателю систему, но и не как чистый феномен сознания. Среда — это психическое переживание материального мира, преображённое в знаковую форму, но еще не утратившее органичной связи с породившей её чувственно воспринимаемой природой. В среде вещь и знак этой вещи - суть одно и то же, здесь знак еще не заменяет вещь, он еще не полностью от неё обособился. Предметно-пространственная среда - сложная саморазвивающаяся система, катализатором развития которой выступает погруженный в неё человек. В познании среды у дизайнера есть только две возможности:

объективнооценить её системные свойства, отстранившись от неё, выйдя за её пределы (но тогда она перестанет существовать для него как среда);

субъективнопережить её изнутри, сделавшись субъектом среды или идентифицировав себя с ним (но тогда не претендовать на ее беспристрастное описание). Не случайно описание предметно-пространственной среды включает в себя набор оппозиций. Это противопоставление: субъективного и объективного; внутреннего и внешнего; разумного и чувственного; нормативного и маргинального; вещи и знака и т. д.[5, с.102-103].

 

Вопросы для закрепления материала:

1. В чем принципиальное отличие «предметно-пространственной среды» от предметного окружения?

2. Какова роль человека в формировании среды?

3.Каковы основные стратегии культурного освоения человеком своего предметного окружения?

4. В чём заключается их принципиальное различие?

5. Какова структура предметно-пространственной среды?

 

Литература

 

1.Дизайн архитектурной среды. Краткий терминологический словарь-справочник/ С.Михайлов, Н.Дембич.

2.В.Захаров, Л.Листовская и др. Под ред. С.Михайлова.- Казань: ДАС, 1994. - 120 е., ил.

3.Нельсон Д. Проблемы дизайна / Пер. с англ. - М.: Искусство, 1970.

4.Ранеев В.Р. Интерьер: учебное пособие. - М: «Высшая школа»,1987.

5.Розенсон И.Л. Дизайн как предметное творчество. Гл. 3: Художественно - образное моделирование предметного мира // Основы теории дизайна: учебник для вузов. - СПб: Питер, 2006.

6.Папенек В. Дизайн для реального мира / Пер. с англ. - М.: Д. Аронов, 2004.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 521.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...