Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. «Культурный образец» проектируемого объекта, его использование в дизайне. Каноническая и проектная система воспроизводства предметного мира




Разделы дисциплины и виды занятий

Модуль*

Наименование раздела

Всего часов

Аудиторные занятия

Вне
ауд. работа**

Само-
ст. работа

Л. Пр. Лаб.
    3 семестр            
1 Методологические основы проектирования среды. Теория дизайна -техническая эстетика 8 6     2  
2 Художественно-образная модель, воображение дизайнера 20 8     2 10
3 Функция. Смысловая, знаковая и ценностная роль вещи 15 8     2 5
4 Морфология. Строение, структура, форма изделия и его функция 8 6     2  
5 Эстетическая ценность. Значение объекта, эстетическое восприятие, эмоционально - чувственное переживание, оценка степени соответствия объекта эстетическому идеалу 21 8     3 10
    72/36=108 36     11 25

 

 



Разделы дисциплины и виды занятий

* - продолжительность внутри дисциплинарного модуля - 1 месяц
** - из расчёта 1 час в неделю.

 


Содержание разделов дисциплины

ММодуль Наименование раздела Содержание раздела
1   1. Методологические основы проектирования среды. Теория дизайна -техническая эстетика Тема 1. Дизайн определения понятия.Термины практики и теории дизайна Тема 2 «Культурный образец» проектируемого объекта, его использование в дизайне. Каноническая и проектная система воспроизводства предметного мира. Тема 3.Типологизация адресатов дизайн деятельности. Взаимосвязь системы ценностей, стиля жизни, социальных ролей адресата дизайн деятельности с требованиями к изделию и с типами изделий. Тема 4. Особенности дизайна предметно- пространственной среды Проблемы теоретического и методологического анализа среды в проектировании Тема 5. Альтернативная стратегия культурного освоения человеком своего предметного окружения Тема 6. Структура предметно- пространственной среды. Родство и конфликт понятия «среда и «система»
2 2 Художественно-образная модель, воображение дизайнера Тема 7. Мифологическое мышление его актуальность. Мифологемы средового восприятия. Тема 8. Особенности эмоционально-чувственного переживания городской среды. Структура средового дизайна: архаизмы, сленг Тема 9. «След» постмодернизма в идеологии средового подхода. Особенности дизайна пространственной среды Тема 10. Дизайн-концепция как наиболее творческий этап разработки дизайн-программы Тема 11.Свойство пограничного явления предметного дизайна Тема 12 Техническое, морфологическое и функциональное проектирование промышленных изделий. Художественное конструирование как тип проектной деятельности Тема 13 Морфология вещи. Морфологические свойства вещи: пространственная структура, функционально-техническая структура. Элементы пространственной структуры. Категории функционально-технологической структуры. Тема 14. Функции вещи, основанные на самооценке потребителей, адаптирующие человека к его социально-культурной среде. Тема 15. Процесс художественного конструирования, методические особенности дизайн-процесса Тема 16. Механизм дизайн-процесса. Познавательная, критическая и преобразовательная установки субъекта проектирования и их взаимосвязь  
3   3   Функция. Смысловая, знаковая и ценностная роль вещи Тема 17.Система художественно-конструкторской документации. Тема 18. Объект, методы и адресат дизайна. Сочетание и особенности свойств, присущих профессиональному мышлению дизайнера Тема 19. Методические особенности композиционного моделирования целостных объектов. Алгоритм проектного мышления дизайнера Тема 20. Историческое становление и трансформация смыслового значения термина         «дизайн». Представления о профессии «дизайн» теоретиков ХХ века  
4 4 Морфология. Строение, структура, форма изделия и его функция Тема 21. Проектные исследования. Их место в процессе художественного конструирования. Ретроспективное, конструктивное и перспективное моделирование в дизайн-процесса Тема 22. Полисематичность вещи в культуре. Ритуально-ценностный характер вещи в различных культурных контекстах. Тема 23. Геометрическая, органическая, метафорическая, технонаучная (или информационная) тенденции формообразования в дизайне в соответствии с изменяющимся представлением о мире. Тема 24. Инновационная роль дизайна как культурного феномена в современной цивилизация. Тема 25. Отличие дизайна от ремесленной деятельности. «Протодизайн» как этап становления профессии. Особенности направлений «протодизайна», связанных с различными группами промышленных изделий. Тема 26. Гармонизирующая роль дизайнерской деятельности по созданию материального средового, информационного или виртуального дизайн-объекта. Тема27. Различия сущностных установок дизайн - прогноза и дизайн - проекта. Тема 28 Определения понятий «методический идеал» и «основной метод дизайна» Тема 29.Рабочие категории дизайна. Их сущность, определения, взаимосвязь  
5 5 Эстетическая ценность. Значение объекта, эстетическое восприятие, эмоционально- чувственное переживание, оценка степени соответствия объекта эстетическому идеалу Тема 30. «Художественный образ»: его свойства, признаки. Тема 31. Объективный и субъективный факторы проектного образа. Характеристики проектно-художественного образа, задающие аспекты методики образного подхода при моделировании объекта. Оборудование и благоустройство средовых объектов и систем. Тема 32. Инструментальная, идейно- ценностная, культурно-языковая позиции дизайнера при проектировании изделий как методы формирования интегративной функции вещи, её целостного проектно-художественного образа Тема33. Социальная роль потребителя в дизайне Тема 34. Особенности инновационного и аналогового дизайнерского проектирования. Тема 35. Метод художественно-образного моделирования Тема 36. Комплементарная стратегия освоения человеком своего предметного окружения. Поведенческая ситуация и средовое поведение при освоении действительности  

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕККЦИИОННОГО МАТЕРИАЛА

 2 курс 3 СЕМЕСТР

Лекционный материал

( в помощь преподавателю)

 

РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СРЕДЫ. ТЕОРИЯ ДИЗАЙНА -ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА

Тема 1. Дизайн определения понятия. Термины практики и теории дизайна

План лекции

 

1. Понятия и определения дизайна.

2. Техническая эстетика – художественное конструирование.

 

Содержание лекции

 

Понимание и неоднозначность толкований понятия «дизайн» в большой мере обусловлены многозначностью английского слова design, ставшего с начала 30-х гг. международным термином, обозначающим художественно-конструкторскую, проектно-творческую деятельность и ее результаты.

В словаре «слово design переводится как замысел, умысел, план, цель, намерение, и как творческий замысел, план, проект, и как чертёж, расчёт, конструкция, и как проектирование, конструирование, и как эскиз, рисунок, узор, композиция, и как искусство композиции  и даже произведение искусства» [1].

В английском языке для многих слов характерно образование существительных и глаголов от одного и того же корня без добавления суффиксов и приставок. Поэтому слово to design, выступая в качестве глагола, обозначает действия, связанные по смыслу со многими из вышеперечисленных значений слова design  в качестве существительного. Например: замышлять, задумать, планировать, проектировать, конструировать, чертить, создавать узор, рисунок, фасон и. т. п.

Анализируя весь спектр значений слова design, можно понять, почему этот термин закрепился за художественно-конструкторским видом проектно-творческой деятельности. Ёмкость смысла слова design отражает и обыденный, и научный, и технический, и художественный аспекты значений этого термина. В нем отражён реальный синтез науки и практики, техники и искусств, а также разносторонней дизайнерской деятельности» [15, с.8].

Обозначения в нашем языке существуют свои термины, давно устоявшиеся в специальной и общей литературно-книжной и разговорной лексике.

Пренебрежение этим обстоятельством на фоне общей, во многом необоснованной тенденции замены русских слов английскими пагубно не только с научной, лексико-терминологической точки зрения, но и понятийно-практической. Границы профессионального дизайна неоправданно размываются, в эту сферу творческой деятельности все чаще включают другие виды и формы художественного творчества, имеющие свою природу, специфику и, главное, свои давно известные русские названия» [2, с.8].

Например, давно существующие виды художественного освоения живой природы (флоры), называемые «садово-парковое искусство», «ландшафтная архитектура», включившись в сферу дизайна, стали именоваться «садово-парковым или ландшафтным дизайном». А искусство иллюминации, световых эффектов, подсветки зданий, сооружений, фонтанов, декоративного освещения в приусадебных садах и парках стало называться «световым дизайном». Искусство составления композиций из цветов, листьев, веток, корней, камней, подобное японскому искусству «икебана», используемое в украшении различных общественных или жилых зданий, стали называть «фито-дизайном» или «дизайн-флористикой».

Слово «дизайн» и сама профессия дизайнера приобрели модное значение, престижность, что и объясняет все большее распространение этого термина.

Одна из книг английского теоретика искусства, идеолога прерафаэлитов Джона Рескина (1819−1900) называлась «Hints on Pattern designing». Известный английский художник прикладного искусства Уильям Моррис (1834−1896), основатель «Движения искусств и ремесел», исследователями его творчества, его культурного наследия нередко назывался дизайнером. Авторы книги «История прикладного искусства нового времени» Р. Розенталь и Х. Ратцка [5] употребляли слово «дизайн» как по отношению к прикладному искусству, так и собственно дизайнерскому творчеству.

Термин «дизайн» в первые был применён по отношению к образцам изделий, разработанным для промышленного производства, английским художником Джозефом Синелом в 1919 г. .Причём он ввёл уточняющее определение industrial, употребив словосочетание «industrial design» для обозначения исторически новой области художественного предметного творчества, ориентированной на промышленность с её развитой машинной техникой, рассчитанной на серийное производство продукции [4].

Этот термин утвердился сначала в США в конце 20-х – начале 30-х гг., а затем получил широкое распространение во всем мире уже со второй половины ХХ в.

В 1959 г. на первом конгрессе ИКСИД (International Counsil of Societies of Industrial Design) в Стокгольме термин «industrial design» был признан лучшим для обозначения новой сферы художественного творчества, его метода, результата (дизайн-продукта) и системы теоретических положений, связанных с этой творческой деятельностью.

Первая официально признанная дефиниция дизайна (индустриальный дизайна) принадлежит известному практику и теоретику дизайна Томасу Мальдонадо, преподававшему в Высшей школе дизайна в г. Ульме (ФРГ) и возглавившему это известное в Европе учебное заведение в 1964 г.

Впервые Мальдонадо выступил со своим определением дизайна в докладе на II конгрессе ИКСИД в 1961 г. в Венеции. В 1964 г. это определение после обсуждения и уточнения было принято на международном семинаре по художественно-конструкторскому образованию в г. Брюгге (Бельгия) [4].

Вот его формулировка: «Дизайн – это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качество промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством» [2, с.19].

Отражая существо дизайнерской деятельности, это давнее определение дизайна не является, строго говоря, научной дефиницией, исчерпывающе раскрывающей смысл термина. В этом определении отсутствует характеристика дизайна как вида художественной деятельности, не уточнено, какие потребности человека следует стремиться удовлетворять посредством дизайна, не указано, что объектом дизайнерской деятельности могут быть не только отдельные изделия, но и их комплексы, системы, предметно-пространственная среда в самых разных сферах жизнедеятельности людей.

Осознавая эти недостатки, один из ведущих теоретиков отечественного дизайна периода 60 − 70-х гг., зам. директора ВНИИТЭ по дизайну Г. Б. Минервин в своей докторской диссертации уточняет и развивает данное определение. Подчеркнув, что целью дизайна является «формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека, что цель эта достигается путём определения формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства, что к формальным качествам относится не только внешний вид предмета, но главным образом структурные связи, которые придают ему необходимое функциональное и композиционное единство, способствующее повышению эффективности производства» [3, с. 6].

«Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим» [2, с. 20].

Здесь подчёркивается, что термином «дизайн» может обозначаться не только сама дизайн-деятельность (её процесс), но и её метод, и её результат (дизайн-продукт).

Определяется сущность дизайна как проектной творческой деятельности, совмещающей в себе и художественное, и техническое начала. Указывается, что объектами дизайна являются разнообразные изделия, комплексы, системы (формирующие предметную среду), рассчитанные именно на промышленное производство.

Термин «industrial design» не разделяет понятий «практика» и «теория дизайна». В середине ХХ в. теории промышленного искусства на Западе развивалась стихийно в двух основных аспектах: либо в качестве прикладной эстетики, связанной с методикой разработки и создания дизайн-продуктов, либо во взаимосвязи с общефилософскими и социологическими проблемами эстетики. Самого понятия «теория дизайна» как науки не существовало до начала 60-х гг. Лишь на IV конгрессе ИКСИД в Париже летом 1963 г. была создана группа философии, «индустриального дизайна».

Осознание необходимости разработки теории дизайна как научной дисциплины впервые началось в социалистических странах: Чехословакии, Польше, ГДР, а с 1962 г. – и в СССР [24].

В 1954 г. чешский дизайнер и учёный П. Тучны ввёл термин «техническая эстетика». Он обозначил им теорию художественного конструирования орудий и средств производства, научных методов улучшения условий труда, в частности, улучшения формы различных инструментов на основе данных физиологии и антропометрии.

В нашей стране этот термин был заимствован и также поначалу ошибочно связан с понятием общей культуры производства (с «эстетикой производства»). Им стали обозначать фактически не теорию дизайна, а практику, связанную с повышением культуры производства средствами художественного конструирования. Однако позднее термин «техническая эстетика» был у нас критически переосмыслен и стал употребляться в ином значении – общей теории художественно-технического творчества в промышленности, т. е. теории дизайна (design theory) [4].

Техническая эстетика  − это наука о законах художественного творчества в сфере техники, которые она раскрывает, изучая взаимосвязь между человеком и создаваемыми им предметами материальной культуры в условиях среды, где эта взаимосвязь осуществляется. Поэтому техническая эстетика формулирует требования не только к разным изделиям, создаваемым средствами промышленного производства, но и среде, в которой они используются и эстетически воспринимаются. Эта научная дисциплина комплексно изучает социальные, эстетические, функциональные, эргономические и технико-технологические аспекты формирования предметной среды в разных сферах жизнедеятельности людей и создаёт научно-методические основы дизайна.

Для обозначения практики дизайна в русском языке использовался и используется термин «художественное конструирование», означающий метод и процесс деятельности художника-конструктора (дизайнера). Этим термином дизайн определяется как проектная деятельность, составная часть процесса проектирования промышленных изделий, предназначенных для использования и восприятия человеком в той или иной среде и ситуации жизнедеятельности. Художественное конструирование нацелено на обеспечение удобства пользования объектом разработки, максимального соответствия условиям эксплуатации, создания гармонически целостной и выразительной формы, что обеспечивает эстетическое совершенство изделия, комплекса, ансамбля, предметной среды.

В художественном конструировании используются средства и методы ряда наук, искусства и техники в целях создания оптимальной для человека предметно-пространственной среды.

Помимо термина «художественное конструирование» использо­вался и используется термин «художественное проектирование». Это одно из направлений дизайн-проектирования, в котором ведущее место занимает художественно-образное начало.

Термин «художник-конструктор» (субъект художественного конструирования) возник в русском языке в начале 20-х гг. прошедшего века одновременно с зарождением профессии, которую сегодня именуют «дизайнер».

Художников-мастеров высшей квалификации для работы в промыш­ленности, которых обучали и выпускали в нашей стране с 1920 по 1930 гг. во ВХУТЕМАСе (ВХУТЕИНе), называли сначала «инженерами-художниками», затем «конструкторами-художниками» и, наконец «художниками-конструкторами». Этот термин достаточно точно характеризует сущность и специфику профессии [4].

 

Вопросы для закрепления материала:

1.Что значит термин «художник-конструктор»?

2. Как называется наука о законах художественного творчества?

 

Литература

1. Большой англо-русский словарь: в 2 т./ Под общ. руковод. д-ра филол. наук проф. И. Р. Гальперина и д-ра филол. наук, проф. Э. М. Медниковой. – 4-е изд., испр., с доп. – М.: Рус. яз., 1987. – Т. 1. – 1038 с.

2. Медведев, В. Ю. Роль дизайна в формировании культуры : учеб. пособие / В. Ю. Медведев. – 2-е изд., испр. – СПб.: СПГУТД, 2004. – 108 с.

3.Минервин, Г. Б. Архитектоника промышленных форм. Системный анализ формообразования в художественном конструировании: автореф. дис. д-ра искусствоведения (техническая эстетика) / МВХПУ – М., 1975. – 41 с.

4. Разработка терминологического аппарата дизайна: метод. материалы / отв. ред. Г. Л. Демосфенова. – М.: ВНИИТЭ, 1982. – 118 с.

5.Розенталь, Р. История прикладного искусства нового времени / Р. Розенталь, Х. Ратцка; пер. с англ. и указатели Д. В. Сильверстова. – М.: Искусство, 1971. – 249 с.

 

Тема 2. «Культурный образец» проектируемого объекта, его использование в дизайне. Каноническая и проектная система воспроизводства предметного мира

План лекции

 

1. Поиск «культурного образца» проектируемого объекта.

2. Стандартизация в дизайне.

Содержание лекции

 

Поиск «культурного образца» проектируемого объекта имеет стандартную методику, широко применяемую в дизайне. Чем такой объект сложнее и глубже укоренён в культуре, тем результат обещает быть интереснее и содержательнее. Следует особо подчеркнуть, что «культурный образец» - это ни в коем случае не аналог современного проекта и не прототип для его создания. Тем не менее, сам метод имеет свои историко-культурные корни.

В традиционных культурах таким образцом вновь создаваемого материального объекта опять же выступал канон. Каноны древнеегипетской, древнегреческой, Средневековой европейского культуры диктовали ремесленнику способы деятельности, формы, материалы и качество продуктов. Те вещи, в которых система канона находила наиболее адекватное духу времени воплощение, отвечавшее эстетическим и утилитарным требованиям, как раз выступали в качестве культурных образцов. Культурный образец - своеобразный проект нормативного процесса деятельности, где роль проектировщика выполняли исторический опыт и культура [2, с.5].

Систему требований, описывающую весь комплекс представлений о «правильном» поведении ремесленников, поставлял канонический образец -готовая и неизменная модель для создания и сбыта любого изделия. Средневековые своды цеховых правил регламентировали все стороны существования в профессии, они предусматривали: строгий порядок в технологии и приёмах изготовления изделий; соблюдение определённых цеховых ритуалов этикета в общении с заказчиком; регламентацию ценообразования; определение обязательных форм продажи изделий [4, с.83].










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 445.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...