Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цветовая организация архитектурной формы в акварельной технике.




           Архитектурная графика имеет свои особенности, отличаясь от станковой живописи лаконичностью и ясностью.

Точность и конкретность, тщательная цветовая моделировка свойственна архитектурному чертежу. Наиболее органично выглядит изображения, выполненные на основе реалистических закономерностей

    Акварельная отмывка чертежа воспроизводит реальный архитектурный образ сооружения и дает ясное представление о форме здания.

       Наиболее часто среди проекций чертежа сооружения акварельной обработке подвергаются фасады, их развертки, перспективы аксонометрии. Условно фасад можно рассматривать в качестве плоскостной формы. Моделируя фасад в акварельной технике, необходимо учитывать:

 - условия освещения (солнечное, пасмурное, искусственное или лунное);

- фактуру и цвет строительных материалов (штукатурка, дерево, каменная или кирпичная кладка).

       Изображая оштукатуренную поверхность, следует установить источники света в окружении здания (солнце, небо, рефлексы от зданий, зелени и т.д.) и выделить среди них главный и второстепенные. Это способствуют обобщенному видению формы, когда отбрасываются несущественные рефлексы и блики, позволяя выразить форму сдержанно, ограниченной палитрой красок.

       Порядок работы по акварельной обработке фасада в данном случае выглядит следующим образом:

- наложить первый красочный слой, создающий впечатление белой поверхности, залитой светом главного источника;

- второй красочный слой темнее первого (свет от неба) и покрывает места, недоступные для прямых солнечных лучей;

- обрабатываются места, обращенные к слабым источникам света (рефлексы от земли и окружающих предметов): тени от деталей фасада - вверху темные и теплые, внизу - светлее и холоднее. Грани деталей, обращенные к земле, приобретают теплый оттенок песка, почвы, или зеленый - травы.

       Это обобщенный порядок цветовой моделировки фасада. Прежде чем приступить к окончательному варианту акварельной проработки чертежа, следует выполнить несколько эскизов, где будут апробированы предполагаемый колорит и приемы работы. Важно не сбиться на излишнюю деталировку изображения, сохранить ясность и простоту приемов.

       Для фасада,  ярко освещенного солнечным светом, характерны интенсивные блики и сильные рефлексы от земли и окружающих элементов среды; и освещенная, и теневая стороны имеют богатую светотень.

       Фасад в условиях пасмурного дня освещается облачным небом - это Главный источник света. В этом случае белые фрагменты остаются белыми или окрашиваются в нежные голубые, или теплые оттенки. Падающие тени - голубоватые, мягче, чем при солнечном освещении.

    Проекции фасадов в зависимости от роли и места в общей композиции чертежа вычерчиваются в разных масштабах. Как правило, главный фасад выполняется в крупном масштабе, что подчеркивает eго главенствующее положение и позволяет подробно разработать детали. Цветовая обработка предполагает колорит, характерный для переднего плана с интенсивным цветом строительных материалов, контрастной светотенью.

       Боковые фасады, выполненные в более мелком масштабе, должны создавать впечатление расположенности на дальнем плане с нюансными светотеневыми соотношениями, с обобщенностью, свойственной воздушной перспективе.

Наиболее реалистическое и полное представление об архитектурном сооружении дает трехмерное изображение объекта.

       Даже непрофессионалу хорошо видны особенности пластической, цветовой организации изображенного здания, его место в окружающей среде.

       Подход к колористической организации объемно-пространственной формы в полихромном варианте диктуется реалистичностью проектной графики.

Работа начинается с предварительного эскиза, где построенное аксонометрическое или перспективное изображение анализируется по ряду компоновочных признаков (высота линии горизонта, масштабность, расположение на подрамнике в соответствии с ролью проекции). За этим  следует определить характер светотени, колорит.

    Несколько эскизов, после сравнения, позволяют сделать окончательный выбор и внести необходимые коррективы в  paботу. Предварительный эскиз предохранит работу от неизбежных поправок, смываний красок, что делает работу неопрятной, неточной.

       Не останавливаясь подробно на методах построения перспектив, напомним лишь те особенности, которые затем будут учтены в характере колорита изображения.

    В перспективном чертеже выбор линии горизонта зависит о масштаба здания, сооружения. Изображая небольшое здание или малую архитектурную форму, линию горизонта следует проводить посередине объекта. В больших, парадных сооружениях крупномасштабность и торжественность подчеркиваются низким расположением линии горизонта. Точка зрения, находящаяся выше объекта, позволяет увидеть внутреннюю организацию  пространственных форм (детские игровые

площадки, глубинно-пространственные композиции форм малой архитектуры, уровневая организация поверхности земли и т.д.). В любом случае, линия горизонта должна соответствовать реальному восприятию сооружения.

    Степень заполненности  картинной плоскости изображением характеризует масштабность сооружения: крупная проекция говорит о близком расположении здания, мелкие чертежи "отодвигают" его на дальние планы, когда увеличивается доля окружающего фона.

       Трехмерный чертеж на плоскости должен быть выполнен с таким условием, чтобы центр композиции здания совпадал с центром всего изображения. Перед главным фасадом надо оставить достаточно места, что характерно для зданий в реальности. Колорит  перспективы, аксонометрии складывается из следующих факторов:

- естественная географическая обстановка;

 -условия освещенности;      

 -требования выразительности архитектуры..

    Географической обстановке могут быть свойственны яркое солнечное освещение, прозрачный сухой воздух, безоблачное голубое небо, выгоревшая трава, потрескавшаяся почва, или серый небосвод, влажный воздух, туман и т.д.

       На основе анализа различных географических условий и их влияния на колористику архитектурных сооружений, признанный авторитет техники акварельной живописи П. П. Ревякин дает нижеследующие практические советы для архитекторов.

       Для условий жаркого, сухого южного климата, например, Средней Азии, эскиз для перспективы следует начинать со светлого желто-оранжевого тона, характеризующего общий колорит солнечного света.

       Затем, по первому теплому тону следует нанести темно-синее небо, оставляя светлый силуэт сооружения, и только тогда, когда установятся' правильные цветовые соотношения между синим небом и светлым силуэтом архитектуры, следует осторожно обработать светлый силуэт легкими фазами светотени, нанести зелень, уточнить цвет земли, травы и др. Характерной чертой эскиза при таком освещении будет ослепительное белое сооружение на глубоком, насыщенном по краскам фоне южной природы, со светлыми бликами на земле и густыми черно-зелеными деревьями вокруг [9].

    Для изображения архитектуры в условиях северной природы Санкт-Петербурга, Прибалтики: небосвод - серого цвета с различными холодными и теплыми оттенками облаков, сооружение получает окраску собственного цвета строительных материалов, будучи освещено coлнцем, может быть светлее неба. Влажный воздух придает мягкость очертаниям теней и силуэтов. В этом случае: "Эскиз для перспективы в таких условиях местного освещения следует выполнять на белой бумаге и начинать, как всегда, с неба. Облака для лучшей характеристики северного небосвода следует писать по сырому серебристому фону неба оставляя белым сооружение. Когда устанавливаются правильные тоновые соотношения небосвода и освещенного сооружения, последнее моделируют локальными цветами в освещенных местах и обусловленным серовато-голубым - в теневых. Рефлексов в данных условиях почти не бывает. Они придают едва заметную теплоту поверхностям, обращенным к бликам на земле, и архитектуре. Типичными чертами эскиза будут серебристый фон и такие же тени, локальные цвета строительных материалов, отсутствие рефлексов и мягкие очертания дальних планов" [9, с. 198].

    Колорит изображения оказывает влияние и на восприятие архитектурного образа объекта: официальные, монументальные сооружения подаются в сдержанном стиле, с антуражем в монохромной или нюансной гармониях.

       Для малых архитектурных форм, детских игровых площадок, индивидуальных жилых домов свойственно изображение в условиях яркого солнечного освещения, с сочной зеленью и яркими элементами окружения. Разумеется, нельзя научиться грамотной колористической организации формы только на основе советов, почерпнутых из книг.

    Анализ опыта мастеров архитектурной графики - это всего лишь направляющая, которая указывает краткий путь к достижению цели. Но чтобы пройти этот путь, потребуется немало времени штудировать небольшие упражнения, эскизы, варианты цветовой организации формы.

    Без накопления собственного изобразительного опыта невозможно соединить теорию с практикой и в дальнейшем развивать творческие способности.

 

         

 3.4. Элементы дополнения полихромного чертежа. Приемы изображения антуража.

 

       В архитектурном проекте антураж выступает в роли элемента не только дополняющего чертеж, но и обогащающего представление о качестве архитектурного решения. Антураж демонстрирует характер окружающей среды, связь проектируемого объекта с существующей застройкой. Разумеется, представление в качестве архитектурного решения дает совокупность чертежей проекта (планы, разрезы, фасады, аксонометрические и перспективные изображения), но и антураж, как дополнение последних, имеет признанное самостоятельное значение.

       Рисунок антуражa не является чем-то абстрактным. Если проекция чертежа не подразумевает конкретных условий строительства, то оформление их может быть дополнено рисунком, преследующим цель - усилить образное восприятие фасадов, планов и т.д.

       Например, насыщенный деталями, богатый по колориту фасад хорошо воспринимается на фоне обобщенного, статичного рисунка антуража. Аскетичный, сдержанный фасад или перспективу сооружения предпочтительнее обогатить тщательным, реалистическим изображением деревьев и ландшафта.

       В ситуации, когда имеется в виду конкретное место строительства, рисунок антуража более точен и документален. В этом случае чертеж дополняется рисунком реального окружения (существующие здания, элементы природы), и по колориту отражает реальную ситуацию (холодное, серое северное небо, насыщенную цветом листву деревьев голубое южное небо, выцветшую землю, морские дали или песчаные барханы и т.д.).

    Антураж конкретизирует чертеж, делает его понятным для непрофессионального зрителя, помогает точнее обрисовать ситуацию. Именно в этом ценность элементов антуража.

       Другие его качества - композиционное и колористическое. антуража в некоторых случаях служит коррекции чертежа: объединяет в единое целое, помогает расставить необходимые композиционные акценты - выделить главное, отделить второстепенное и т.д.

       Колорит антуража тоже подчиняется решению определенных задач -изменение интенсивности цвета на первом и на дальнем плане позволяет срежиссировать восприятие чертежа.

    Техника выполнения рисунка антуража основана на специфике архитектурной графики - лаконичности, сдержанности и точности, подчиненности чертежу.

    Изображая деревья, кустарники, траву, следует придерживаться нескольких положений:

- все изображения растений делятся на обобщение и детализованные;

- необходимо изучить структуру растений: например, деревья и кустарники отличаются по пропорциям;

-несмотря на общность строения деревьев (ствол, крупные ветви, ветки и совсем мелкие веточки), каждая порода деревьев отличается характерным силуэтом ствола, фактурой коры, рисунком кроны, формой листьев.
       Трудно перепутать рисунок ивы с изображением сосны или дуба; обобщенный рисунок антуража не предусматривает изображение конкретной породы деревьев, но все же необходимо соблюсти основные требования построения последних (пропорции, характер кроны); рисунок конкретной породы растений требует более тщательного подхода, но не следует забывать об условности архитектурной графики и сбиваться на реалистическую живопись.

       В целом деревья и кустарники изображаются в акварельной технике

-"по-мокрому", в гуаши - с прорисовыванием характерного контура деревьев или мазочным способом. На практике можно добиться большого разнообразия приемов изображения антуража в полихромной графике. Ландшафт непосредственно связан с характером растительного окружения, проектируемого объекта. Для обучения приемам изображения ландшафта очень важно изучить типы ландшафта (горный, равнинный, степной, пустынный) и колорит конкретной природной ситуации.

    И деревья, и ландшафт изображаются с учетом масштабности сооружений, их пространственным расположением, на основании законов воздушной перспективы.

    Характер изображаемых архитектурных сооружений и природных элементов влияют на выбор приемов и техники рисунка. В зависимости от конкретного образа и ситуации, стоящих перед автором композиционных, функциональных и эстетических задач, архитектор находит наиболее подходящие пути и средства изображения антуража.

 

 


Библиографический список

1. Архитектурная графика России. I половина XVIII в. Л.: Искусство,1981.

2. Горбенко А.А. Акварельная живопись для архитекторов. Киев, 1982.

3. Ефимов А.В. Формообразующее действие полихромии в архитектуре. М.: Стройиздат, 1994.

4. Зайцев К.В. Современная архитектурная графика.
М.: Стройиздат, 1970.

5. Зайцев К.В. Графика и архитектурное творчество.
М.: Стройиздат, 1979.

6. Кринский В.Ф., Ламцов И.В., Туркус М.А. и др.
Объемно-пространственная композиция в архитектуре.
М.: Стройиздат, 1975.

7. Кудряшев К.В. Архитектурная графика. М. :Стройиздат, 1990.

8. Лущеко Э.М. Теория цвета. Л.: , 1980.

  9.   Нюберг Н.Д. Курс цветоведения. М.: 1932.

  10.  Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. М.: Стройиздат, 1959.

 

 

 





ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 711.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...