Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Технические приемы в  полихромией графике с использованием гуаши




 

       В современной графике гуашь находит свое применение во всех

архитектурных чертежах.

       Гуашевые краски обладают, как говорилось выше, большой кроющей способностью и используются для однородной покраски поверхностей. При этом каждый новый слой краски перекрывает предыдущий.

       При работе с гуашью пользуются обычно способом простой механической смеси, т.е. краски смешивают на палитре или в специальной емкости кистью, а затем наносят на поверхность. При высыхании гуаши немного светлеет, поэтому, составляя тон и цвет соответственно эскизу, следует разводить краску с избытком, так как вторично подобрать точно такой же тон очень трудно. Изменение тона и цвета зависит и от способа нанесения на бумагу гуаши, от ее консистенции. Например, красочный слой, густо нанесенный способом торцевания или разравниванием кистью, значительно отличается от краски, положенной на бумагу способом лессировки. Это свойство гуаши используется, когда необходимо показать материал, его весомость, фактуру предметов первого плана (пастозная техника) и воздушную среду дальних планов (лессировочная техника).

       Ответственной технической задачей является равномерное покрытие гуашью больших поверхностей бумаги. Покраска гуашью производится, в противоположность туши и акварели, на доске, положенной горизонтально, быстрыми движениями кисти или флейца в одном направлении. Краска должна быть жидкой, чтобы во время работы не засыхала в какой-либо части бумаги. Для равномерности слоя, после наложения гуаши, рекомендуется еще раз пройтись флейцем без нажима и без краски (в направлении, противоположном предыдущему) или применить торцевание, набрызг. Если на гуашевом фоне будет происходить дальнейшая работа красками, то в раствор гуаши, которым делается фон, необходимо добавлять немного желатина или жидкого столярного клея, но с расчетом, чтобы краска при высыхании не трескалась.

       В технике гуаши особенно ответственное место - линия границы красочного слоя. Чтобы она была точной и красивой, вырезают шаблоны из плотной бумаги. Используя их, работу можно вести широко, свободно безошибочно и технически совершенно, любыми способами, включая набрызг, торцевание и работу полусухой кистью. Осуществляется это в следующем порядке: подготовленный чертеж покрыть тонким слоем резинового клея; наклеить лист кальки; в тех местах, где чертеж будет покрашен гуашью, калька срезается по контуру чертежа острой бритвой или ножом;

освободившаяся из под кальки бумага тщательно очищается от клея:

для этого скатать клей с бумаги пальцами до полной очистки; тампоном  губки или щетинной кистью нанести краску;

после высыхания гуаши остаток кальки снять; очистить всю поверхность чертежа от остатков клея.

       Покраска небольших поверхностей гуашью может осуществляться мягкой кистью. Чтобы изображение имело четкие границы, необходимо до покраски обвести его с помощью рейсфедера раствором гуаши требуемого цвета; затем покрасить плоскости внутри ограниченного пространства. При необходимости обводку рейсфедером можно осуществить и после покраски плоскостей.

       Тональные градации передаются гуашью не способом лессировки от светлого к темному, как в туши или акварели, а способом наложения отдельныx слоев краски от темного к светлому или от светлого к темному через небольшой интервал бумаги в горизонтальном или вертикальном направлении.

       Наиболее сложной и трудной задачей в гуаши является разработка тоном или светотенью архитектурной детали. На первой стадии гуашь наносится соответственно контуру, свободно, начиная с тех мест, которые впоследствии будут перекрываться, и точно в тех местах, где необходимо сохранить линейные очертания. Далее ведется разработка формы (покраска фона и нанесение контура).

       Способность гуаши перекрывать один слой другим дает возможность на первой и второй стадиях подготовку гуашью вести свободно, используя кроющие свойства гуаши. В тех случаях, когда гуашь не будет перекрываться, ее необходимо наносить точно по контуру.

    Порядок работы гуашью в архитектурном чертеже может быть

следующий:

1) составление эскиза основных тональных отношений; 2) пополнение в уменьшенном масштабе точного эскиза изображения;

3) выполнение основного чертежа согласно эскизу.

       Эта методика выполнения обязательна для техники гуаши, так как свойства: кроющая способность (изчезновение контура под покраской), трудность смывания и ограниченность наложения гуаши слой на слой (при толстом слое краска трескается и отваливается), а также изменение тона краски при высыхании требуют тщательного эскиза и серьезной подготовки.

       Окончательное выполнение работы совершается по следующим стадиям:

1) построение контура; 2) нанесение цветной линией (цветной акварелью или гуашью) основных тональных пятен; 3) нанесение света и тени; 4) окончательная обработка чертежа гуашью.

    Наравне с приемами равномерной покраски в гуаши следует использовать линейную технику, приемы штрихования, торцевания и другие технические способы изображения для передачи фактуры, рельефа, антуража.

В архитектурной графике эти технические приемы придают чертежу ту предметность, которая часто помогает автору оценить свой проект с точки зрения его выразительности в натуре, в постройке.

Сечение цветового тела.

           Сечение цветового тела -это элемент пространственной модели классификации цветов.

    Математическое выражение цветов впервые было предложено Исааком Ньютоном. Он же первым попытался систематизировать мир цветов, открыв зависимость между преломлением света и цветом. Ньютон показал, что белый цвет, который до него принимали за однородный, разлагается после преломления в призме на спектральные составляющие /10, стр. 5/.

       Выделив в спектре 7 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), он расположил их в виде круга замкнув его недостающим пурпурным цветом. Цветовой круг Нъютона-это первая система расположения цветов и основа для дальнейшей систематизации цветовых тонов.

       Вслед за Ньютоном появилось огромное количество предложений по систематизации цветов. Имеются идеи плоскостного (полосы, круги, диски, треугольники и производные фигуры: "звезды", розы и т.п.) и пространственные (шары, конусы, сферы, пирамиды, кубы, призмы и т.д.)  расположения  цветов.

       Наиболее популярным цветовым телом является двойной конус немецкого ученого Вильгельма Освальда, эта система очень удобна и проста. Цветовое тело Освальда представляет собой два конуса с совершенными основаниями. Оси конусов составляют одну вертикаль. Вершина верхнего конуса - белый полюс, вершина нижнего конуса - черный полюс.

       Между ними расположена серая шкала,  включающая  переходы от светло-серого до темно-серого, граничащего с черным. Совмещенные круги оснований конусов образуют цветовой круг, состоящий из цветов максимальной чистоты. Образующие верхнего конуса составлены из хроматических цветов с постепенной примесью белого. Образующие нижнего конуса продиктованы постепенной примесью черного к спектральным.      Система Освальда показывает, что все цвета могут быть составлены из спектральных в смешении с ахроматическими.

    Советские специалисты но колориметрии и цветоведению основывались в своих разработках на системе отечественного ученого Нюберга. Цветовое тело Нюберга представляет собой область в цветовом пространстве, где расположены цвета прозрачных и отражающих предметов в условиях заданного освещения. По форме это параллелепипед с закругленными углами и несколько выпуклой поверхностью, образованной цветами с оптимальными спектрами

отражения. Внизу лежит черный, вверху - белый цвет; в углах цветового тела друг против друга лежат основные дополнительные цвета: желтый и синий, красный и зеленый. Область, которую занимают цвета реальных пигментов и красок, всегда лежит внутри тела. Практическое знакомство с гуашью начинается у студентов-архитекторов с построения градаций основных цветовых тонов, т.е. с  построения сечений цветового тела.

       Чтобы освоить технические навыки и приемы работы с гуашевыми красками, уметь подбирать колер и делать выкраски своих будущих проектов, рекомендуется выполнить несложное упражнение, направленное на получение равностепенных градаций одного цвета путем последовательного утемнения и разбела: на бумаге вычерчивается схема сечения цветового тела2 в виде квадратов 6x6 см. Следует пронумеровать эти квадраты (см. приложение № 1). На основе одного из пигментов основных-цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), путем смешивания с белой краской получить самый светлый (бледный № б и выкрасить этот квадрат),а с черным - самый темный (№ 21). Затем выкрашиваются два наклонных ряда между №№ 1-6 ("светлые", "легкие" и между №№1-21(ряд "темных", "глубоких" оттенков).

       Вертикальные ряды №№ 6-21 будут представлять собой смеси из малонасыщенных серых: группы "тусклых" - №№ 8, 9, 13 и группы темно-серых №№ 10, 14,17. Они дополняют набор градаций одного цвета до 21 оттенка, представляющих полусечение цветового тела.

       Вырезав нижние половинки выкрашенных квадратов, вы получите градации монохромных (одноцветных) элементов различной светлоты и насыщенности.

       В результате выполнения упражнения из полученных полусечений в студиях можно собрать учебную пространственную модель для наглядного представления о принципах систематизации цвета и путях подбора цветовых сочетаний. Эта модель поможет студенту в дальнейшей работе над упражнениями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 782.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...