Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Цветовое моделирование плоскости.




           Одной из главных составляющих архитектурного проекта являются чертежи проекций сооружения (фасады, планы, разрезы, развертки фасадов, перспективы, аксонометрии). На каждом этапе разработки проекта (начиная от эскиза и заканчивая демонстрационными чертежами) эти проекции выполняются в стиле, характерном для данного уровня: рисунок карандашом, тушью (эскиз), точный и сухой чертеж (рабочий проект), полихромная графика (демонстрационные чертежи).

       Когда мы говорим о полихромном демонстрационном чертеже, в частности, о гуашевой технике, то следует отчетливо разграничить между

собой две задачи:

1) цвет условен и вводится в чертеж в качестве графического средства оформления самой композиционной идеи проекта. Цвет несет смысловое значение, он должен быть лаконичен, материален, декоративен и выявлять характер современный архитектуры и композиционной идеи.

2) передать в чертеже цвет изображаемого предмета, предусмотренный проектом. Используя закономерности светотени и воздушной перспективы, передать плановость и реалистичность изображаемых проекций.

    Цветовое моделирование в гуашевой технике начинается с плоскостиi, к ней можно отнести все поверхности фронтальных проекций архитектурных чертежей (фасадов, разрезов, планов) и изображение различных элементов монументального искусства.

    Плоскостная форма характеризуется относительным равенством величин по двум координатам. Наиболее типичное состояние плоскостной формы квадрат.

       Каковы возможности полихромии в плоскостной форме? Белая фронтальная плоскость квадратного очертания воспринимается нами как цельная однородная плоскостная форма.           

       Если мы разовьем в ней полихромию из нескольких цветов, то плоскость утратит цельность и однородность, и в силу пространственного действия цветов станет восприниматься нами как расчлененная поверхность. Используя метод выражения полихромией формы через монохромную, мы сможем представить данную полихромную поверхность как белый рельеф. Высота рельефа будет определяться соотношением свойств цветовых элементов. Если элементы членения плоскости различаются, скажем, только по светлоте, то плоскость, составленная из этих элементов, будет восприниматься уже как расчлененная поверхность и эту поверхность можно будет условно выразить монохромным рельефом, самый высокий элемент которого будет соответствовать наиболее светлому элементу, а самый низкий - наиболее темному.

    Аналогичное действие можно обнаружить на плоскости, образованной из элементов, изменяющихся только по цветовому тону или

только по насыщенности. Иногда каждый из цветовых элементов составляющих полихромную плоскость, может быть изменено одновременно по двум-трем характеристикам. Кроме того, эти элементы могут меняться по величине, фактуре, конфигурации и т.д.

       Установлены причины, обусловливающие различные степени расчленения плоскости цветовыми сочетаниями: а) высокая степень расчленения может быть достигнута только при помощи цветов, сильно контрастирующих один с другим по светлоте; различие по цветовому тону и по насыщенности не увеличивает заметно расчлененности; б) малая степень расчленения достигается с помощью различия по цветому тону и насыщенности, но при условии хотя бы небольшого различия по светлоте, чтобы расчленение было надежным. Таким образом, цветовые нюансы и незначительные контрасты способны расчленить плоскостную форму и создать иллюзию рельефа.

    В упражнении на моделирование самостоятельной цветовой композиции на плоскости может быть организован какой-либо рельеф на поверхности ортогональной проекции фасада, разреза, плана или смоделирован элемент монументально-декоративного искусства (фреска, витраж, мозаика и т.д.).

       Специфические особенности каждого вида таких элементов определяют и технические приемы выполнения соответствующих архитектурных чертежей. Это ортогональные проекции: развертки стен, потолков, разрезы, фасады. Они должны быть ясно переданы в архитектурном чертеже - насыщенные, яркие краски витражей и мягкие, пастельные тона фрески - таков диапазон цветовых решений.

       Последовательность работы может быть следующая:

Фреска:

1-я стадия - выполнение линейного изображения;

2-я стадия - разработка цветовой композиции:

а) нанесение среднего тона; б) выбеление  освещенных мест, в) утемнение теневых мест;

3-я стадия - подчеркивание контуром пластических элементов изображения.

I Витраж:

1-я стадия- выполнение линейного изображения;

2-я стадия - разработка цветовой композиции насыщенными

красками;

3-я стадия - обводка каркаса черной тушью. Мозаика:

1-я стадия - выполнение линейного изображения;

2-я стадия - построение структуры изображения в зависимости от вида мозаики (разбивка на мелкую смальту или на крупные каменные плиты);

3-я стадия - разработка цветовой композиции.

 

3.2.3.  Цветовое моделирование объемно-пространственной формы.

    

       Когда мы говорим о цветовом моделировании объемно-пространственной формы в архитектурной полихромией графике, то в первую очередь, имеем ввиду передачу на плоскости объемных изображений архитектурных объектов, т.е. перспектив, аксонометрий, панорам жилых и общественных комплексов.

       Объемная форма, в отличие от плоскостной, характеризуется уже относительным равенством величин по трем координатам. Наиболее типичной объемной формой является куб, в котором измерения по всем трем координатам равны.

       Изображение объемной формы на плоскости полихромного чертежа превращается уже в изображение пространственной формы, которая характеризуется относительным равенством величин по трем координатам

и включает как плоскостные, так и объемные формы вместе с пространством, заключенным между ними. Типичная пространственная форм- это каркас куба.

       Согласуясь с другими свойствами объемно-пространственной формы, цвет способствует ее большей выразительности.

       Развивая полихромию в объемно-пространственной форме, можно добиться изменения некоторых свойств этой формы, в результате чего возникает ощущение новой формы или подчинить полностью цвет композиционным свойствам этой формы, т.е. посредством обработки поверхностей существующей формы.

       Выбирая одно из решений цветового моделирования объемно-пространственной формы необходимо учитывать пространственные свойства цвета [см. гл. 2.2. ; 2.4]

    Для зрительного восприятия многоцветной объемной формы большое значение имеет фон, на котором она находится. Мы не можем оценивать изолированно цвет объемной формы и цвет фона. Они воспринимаются как единое целое и оказывают влияние друг на друга, Цвет фона может изменить восприятие полихромии объемной формы, может разнообразить результаты формообразующего действия цвета.

       В пространственной форме одни элементы могут служить фоном для других, при перемене точек зрения ситуации изменяются. значительно обогащает пространственную форму, создает разнообразные зрительные эффекты на плоскости чертежа. Сильные цветовые контрасты в полихромии объемной формы способны трансформировать эту форму, изменить ее композиционные свойства.

       Гуашевая техника полихромного чертежа в объемных изображениях требует определенной теоретической подготовки в области теории цвета и формообразующего действия полихромии.

           

 

___________

Эта модель цветового тела была предложена Я.П. Виноградовым в 1985 г. МАРХИ на каф. "Живопись".

       В данном учебном пособии затронуты далеко не все аспекты этих проблем. Основной акцент сделан на изобразительную и техническую стороны архитектурной полихромией графики.

       Выбор решения того или иного приема изображения объемно-пространственной формы зависит во многом от профессиональных качеств и способности самого студента, от тех конкретных задач, которые он ставит перед тем, как принять необходимые решения в подаче своего архитектурного объекта.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 918.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...