Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические объяснения и научные парадигмы в психологии




I. Конец 19 в – спор объяснит и описат пси – спор Дильтея и Эббингауза (который считал, что пси может строиться по принципу использования эксперим метода и быть наукой объяснительной)

Описательная психология:

Дильтейкритикует объяснит психологию за:

1) необоснованно привлекает физическое понимание причинности для психол законов. Критикует звено гипотез, а не собственно эксперим метод

2) перенесение внешней последовательности как причинной цепи событий на душевную жизнь

- психология теперь наука не об ассоциациях, а наука о духе, душевной жизни «связь, которая не выводится, а переживается»

- переход к последовательному обоснованию причинности как замкнутой только в сфере душевной жизни, выяснить закономерный план явлений, не отягощаясь звеном гипотез как метафизическим элементом.

Д. подчеркивает аналитичность психол знания, т.к. он не против аналитического метода, а против психол реконструкций, кот надстраиваются над непосредственно данным. Т.к. знания о душев жизни даны непосредственно, в переживании. При этом внутреннее восприятие интеллектуально, опосредствовано логическими процессами.

Понимание — это не воссоздание стоящей вовне (за логикой отношений) рациональной связи, а ее усмотрение в самой душевной жизни.

- Психич акт во внутреннем мире образует нечто новое, не имеющее аналога в мире внешнем.

- Основной закон душевной жизни – закон развития (телеологическая причинность).

- Есть указание на закон как на причинность («связь душевной жизни содержит как бы правила, от которых зависит течение отдельных душевных процессов»), но оно не развито.

Проницательность Дильтея в непринятии:

- попытки перенести на пси законы механики,

- попытки перенести на пси метафизич принцип при старом понимании «рационального» построения пси.

Недостаток Дильтея – отождествление метафизич принципа с принципом выдвижения гипотез.

Шпрангер: противопостав психологии элементов и «духовно-научной психологии»

- причинность не может ограничиваться рамками внут телеологии. На низших ступенях – биологическая причинность, потом – ценностные связи с объективной культурой.

Обоснования объективности:

- в материальной плоскости,

- в духовном развитии,

- надындивидуальный смысл духовного развития (надындивидуальные нормы как формы объективации духа)

Описательность историческая (а не отказ от гипотез), а научность связана с принципом критически-нормативной установки на то, что психология – наука о духе.

Объективные законы целостности духовной структуры отражают надындивидуальные смыслы, а не индивидуальные пережив. Непосредственность переживания характеризует личный опыт отдельно Я, но их сообщение создает уже нечто объективное, фиксируемое в языке, произвед искус, технич сооружении.

Описательная парадигма сегодня – нарративный подход Брунера.

Пути приобретения знаний о мире:

1) причин-следст детерминация, соотнесение логических и эмпирических проверочных процедур

2) культура и социальное (межличн) взаимод как источник разв., контекст ситуации, динамика значений и смыслов.

Нарративная методология предполаг опосредствованность психол знания, в отлич от непосред переживания в старой парадигме описат пси.

Повествовательная необх-ть приходит на смену причинной детерминации. Критерий истинности или ложности трудноприменим, т.к. вымышленные истории подчиняются повествоват струк-ре как и подлинные.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...