Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологические объяснения и научные парадигмы в психологии
I. Конец 19 в – спор объяснит и описат пси – спор Дильтея и Эббингауза (который считал, что пси может строиться по принципу использования эксперим метода и быть наукой объяснительной) Описательная психология: Дильтейкритикует объяснит психологию за: 1) необоснованно привлекает физическое понимание причинности для психол законов. Критикует звено гипотез, а не собственно эксперим метод 2) перенесение внешней последовательности как причинной цепи событий на душевную жизнь - психология теперь наука не об ассоциациях, а наука о духе, душевной жизни «связь, которая не выводится, а переживается» - переход к последовательному обоснованию причинности как замкнутой только в сфере душевной жизни, выяснить закономерный план явлений, не отягощаясь звеном гипотез как метафизическим элементом. Д. подчеркивает аналитичность психол знания, т.к. он не против аналитического метода, а против психол реконструкций, кот надстраиваются над непосредственно данным. Т.к. знания о душев жизни даны непосредственно, в переживании. При этом внутреннее восприятие интеллектуально, опосредствовано логическими процессами. Понимание — это не воссоздание стоящей вовне (за логикой отношений) рациональной связи, а ее усмотрение в самой душевной жизни. - Психич акт во внутреннем мире образует нечто новое, не имеющее аналога в мире внешнем. - Основной закон душевной жизни – закон развития (телеологическая причинность). - Есть указание на закон как на причинность («связь душевной жизни содержит как бы правила, от которых зависит течение отдельных душевных процессов»), но оно не развито. Проницательность Дильтея в непринятии: - попытки перенести на пси законы механики, - попытки перенести на пси метафизич принцип при старом понимании «рационального» построения пси. Недостаток Дильтея – отождествление метафизич принципа с принципом выдвижения гипотез. Шпрангер: противопостав психологии элементов и «духовно-научной психологии» - причинность не может ограничиваться рамками внут телеологии. На низших ступенях – биологическая причинность, потом – ценностные связи с объективной культурой. Обоснования объективности: - в материальной плоскости, - в духовном развитии, - надындивидуальный смысл духовного развития (надындивидуальные нормы как формы объективации духа) Описательность историческая (а не отказ от гипотез), а научность связана с принципом критически-нормативной установки на то, что психология – наука о духе. Объективные законы целостности духовной структуры отражают надындивидуальные смыслы, а не индивидуальные пережив. Непосредственность переживания характеризует личный опыт отдельно Я, но их сообщение создает уже нечто объективное, фиксируемое в языке, произвед искус, технич сооружении. Описательная парадигма сегодня – нарративный подход Брунера. Пути приобретения знаний о мире: 1) причин-следст детерминация, соотнесение логических и эмпирических проверочных процедур 2) культура и социальное (межличн) взаимод как источник разв., контекст ситуации, динамика значений и смыслов. Нарративная методология предполаг опосредствованность психол знания, в отлич от непосред переживания в старой парадигме описат пси. Повествовательная необх-ть приходит на смену причинной детерминации. Критерий истинности или ложности трудноприменим, т.к. вымышленные истории подчиняются повествоват струк-ре как и подлинные. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 326. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |