Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ограничения теории деятельности




Проблема межчеловеческих отношений, проблема творчества. Ориентировка на индивидуальную деятельность.

14. (см.8)
15. Принцип активности в психологии.

Выделяя перспективные линии развития психологии, А.Н.Леонтьев указывает на явление активности.
Активность - атрибут материи, выражающееся в ее способности:
1) к самодвижении (выход из состояния уравновешенности со средой за счет внутренних отклонений)
2) изменять другие объекты
3) развивать определенные внутренние состояния, актуализирующие природу объекта, под влиянием внешних воздействий (ответная активность или реактивность)
Использование термина активность в значении:
1) составляющая любого процесса взаимодействия, детерминируемая внутренней природой объекта.
2) процесс, характер которого определяется прежде всего внутренней детерминацией объекта, его самообусловленностью (живые системы).

Нет ни абсолютно пассивных, ни абсолютно пассивных процессов, любой из них является результатом как внешних, так и внутренних причин. Отражение и активность неразрывно связаны. Отражение – механизм, посредством которого организм превращает внешние детерминирующие факторы в моменты своего самоопределения.
Развитие активности у живых систем:
1) на клеточном и молекулярном уровнях - негэнтропия
2) поисковая активность (в отличие от растений). Она может быть спонтанной, обусловленной чисто внутренними процессами. Значительное увеличение временных пространственных промежутков между актом расхода энергии и актом получения, компенсации этого расхода – чувствительность.
3) человеческая деятельность - переход от приспособления к природе к ее преобразованию, в соответствии с собственными целями человека, имеющими соц, общественно-историческое происхождение.

Направления в развитии активности как функции:
1. Ициативность (пассивность-реактивность-спонтанность) Абсолютной активности не существует, т.к. субъект должен учитывать характер объекта, на который направлена активность, и любое внутренне обусловленное состояние субъекта, порождающее активность, само является следствием)
2. Рост пространственно-временных промежутков между началом акта, связанного с тратой Е и его позитивным рез-м, приводящим к накоплению Е (у человека за счет увеличения числа звеньев-посредников)
3. Переход от процессов адаптивного, приспособительного плана к процессам преобразования и активного конструирования внешних условий существования системы, стремящейся сохранить и развить свою внутр. определенность.

В деятельности человека все эти параметры высоки.

В.А.Петровский: активность в целом можно определить как совокупность обусловленных субъектом моментов движения деятельности.

Внешние факторы оказывают влияние на формирование внутренней организации субъекта (человека) только при условии его активного отношения с элементами окружения.

Развитие активного начала деятельности идет не в сторону независимости от внешней действительности, а по пути все более широкого перевода внешней детерминации во внутреннюю, более полного и глубокого отражения действительности во внутренней организации субъекта. 

Принцип активности человеческой деятельности:
- саморазвитие, самодвижение человеческой деятельности, через инициирование субъектом целенаправленных преобразующих действительность предметных действий.

- цели и средства деят-ти черпаются не из непосредственно данной ситуации и не являются абсолютно спонтанными, а из широкого жизненного контекста, основное содержание которого образуют отношения с др людьми и социально и культурно опосредованное отношение к природе.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 342.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...