Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рефлексивный характер методологического знания




Структура методологического знания.

1) уровень философской методологии;

2) уровень конкретно-научной методологии;

3) уровень общенаучных принципов и форм исследования;

4) уровень методики и техники исследования.

Уровень философской методологии

Анализ наиболее общих принципов познания и категориального строя науки в целом

- осуществляет конструктивную критику научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития

-  дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки (в том числе и методологических результатов)

Уровень общенаучных принципов и форм исследования

Логическая организация и формализация специально-научного содержания. Направлены на выделение общих черт процесса научного познания в его развитых формах. Через них преломляются философско-методологические принципы.

• содержательные общенаучные концепции типа концепции ноосфеРы В.И. Вернадского

• универсальные концептуальные системы: общая теория систем Л. фон Берталанфи

• собственно методологические или логико-методологические концепции. структурализм в языкознании и этнографии, структурно-функциональный анализ в социологии, системный анализ, логический анализ и др.

Уровень конкретно-научной методологии

Применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций, специфических для данной области знания.

Уровень методики и техники исследования

Описание способов, конкретных приемов получения релевантной информации, требований к процессу сбора эмпирических данных, в том числе проведения эксперимента и методов обработки экспериментальных данных, учета погрешностей. Призван обеспечить единообразие и достоверность исходных данных, подлежащих теоретическому осмыслению и интерпретации на уровне частнонаучных теорий.

 

Дифференциация уровней нужна, чтобы избежать

- переоценки общности знаний низких уровней

- непосредственного переноса закономерностей с верхний уровней без преломления в частные области знания

 

Кроме уровней, есть еще объединение в методологические подходы.Их надо применять рефлексивно.

Функции методологии в научном познании.

Дескриптивная методология— рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, осуществляемая, как правило, постфактум по отношению к вновь возникающим научным подходам

- функция катализации, стимулированияпознания, проблематизация, формирование творческой личности ученого

- интеграция научного знания, разработка общенаучных средств и форм познания - общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения единых философско-мировоззренческих принципов познания.

- Стратегия развития науки, оценка перспективности направлений.

- Мировоззренческая интерпретация результатов

Нормативная методология— рефлексия формально-организационной стороны исследовательской деятельности. Дает определенные средства для решения уже поставленных задач (интеллектуальная техника научной деятельности), улучшает организационную сторону исследований.

Познавательная ситуациявключает в себя:

- познавательную трудность (разрыв между сформулированной в науке проблемой и имеющимися в науке средствами)

- предмет исследования

- требования к продукту

- средства организации и реализации научного исследования

Предмет исследования включает в себя объект изучения, исследовательскую задачу, систему методологических средств и последовательность их применения.

Объект исследования – область непосредственно наблюдаемой реальности, для кот. выявлены устойчивые и необходимые связи между отд. ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций. Процесс построения объекта невозможен без появления особой познавательной задачи, научной проблемы.

Средства исследования – фундаментальные понятия науки, с пом. которых расчленяется объект иссл. и формулируется проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных, включая технические средства.

Понятию предмета иссл. противопоставляется не объект ( т.к. один и тот же объект может входить в несколько в предмет нескольких наук), а эмпирическая область – совокупность научных фактов и описаний, из них вытекает объект иссл-я.

Любая успешная реализация метод. принципа это вклад в конкретную науку и методологию!

Рефлексивный характер методологического знания

Понимания методологии:

- рефлексия теории познания, понимания метода как пути познания, опирающемся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаниях;

- учение о системе методов как реализации опред. познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющем организацию иссл-я, которыми проверяется правдоподобие (или истинность) теории или теор. гипотезы.

Методология– особая форма рефлексии,самосознания науки (особый род знания о научном знании), включающая анализ предпосылок и оснований научного познания, методов; выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания; критическую оценку получаемых наукой знаний, определение исторически конкретных границ научного познания при данном способе его организации.

Виды и формы рефлексии научного знания:

1) объективная рефлексия – один из видов и даже методов познания, гл. особ. является направленность на само знание, на процесс его получения. Например, рефлексия над наукой.

2) субъективная рефлексия – самонаблюдение как познание себя.

Рефлексия представляет собой единство отражения и преобразования объекта; применение ее в исследовании приводит к творческой переделке самого изучаемого предмета, за счет включения рефлектируемого знания в другой контекст, в новую систему отношений с другими элементами знания.

Важнейший механизм приращения знания - превращение некоторого неявного знания (совокупности предпосылок и допущений, стоящих «за спиной» тех или иных формулировок) в знание явное, прямо формулируемое.

Зарождение науки связано с переходом от дорефлективных представлений обыденного сознания к научным понятиям с помощью рефлексивных процедур.

С начала 20 в. резкое расширение рефлексии над наукой:

1) Онтологизм (эмпиризм или класс. наука) – сосредоточение на отношении объекта и знания. Познание – как поступательное движение на пути к объективной истине, цель рефлексии – контроль за правильностью этого движения.

2) Гносеологизм(неклассич. стадия науки) – множественность оснований познания и относительный характер истины (философы ищут основания научного знания в формах организации познавательной деятельности, которая влияет на содержание и логическую организацию знания).

Истинность знания оценивается по его адекватности задаче, а не близостью к абс. истине.

3) Методологизм (постнеклассическая стадия)- наиболее характерный тип рефлексии современной науки. Направленность на средства познания в широком смысле (см. «методология» и «метод»). Анализ средств познания постепенно перерастает в их систематическое производство.

4. Философия науки и методология психологии

Специфические отношения с наукой о методе, связанные с объектом науки, уровнем ее развития и современным состоянием, вкладом, который она делает в общенаучную методологию.

Психология для методологии:

- исходные принципы псих. исследования и его результаты не могут не иметь ярко выраженной мировоззренческой окраски, часто напрямую связаны с представлением о сущности человека и его отношении к миру.

- Психология способна давать знание о самом процессе познания и его развитии. Роль «предзнания».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 389.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...