Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Специфика методологического знания в психологии
1. Объект психологии- одна из самых сложных плохоопределенных реальностей для научного анализа. В пси совпадает S познания и О познания. + О научного познания становится и сам процесс познания.. 2. Место методологии психологии в ряду других наукпо схеме Кедрова, где психология на пересечении всех наук, в середине треугольника (его окончания: философия, естественные науки, социальные науки) 3. Психические процессы и феномены в принципе недоступны объективному внешнему наблюдению, но зато значительная их часть открывается субъекту в процессе самонаблюдения (интроспекции) не опирающегося на какие-то средства
Отличия житейской психологии от научной. 1) Житейское мышление конкретно, направленно на решение преимущественно прагматических задач. 2) Чаще всего имеет хар-р имплицитного скрытого знания, интуитивного, без деления на теорию и эмпирию 3) Не опирается на эксперимент 4) Не имеет четкой структуры 5) Использует другие способы хранения и передачи инф, по сравнению с наукой.
Отнюдь не житейская психология стала основанием развития научной, а рефлексия — философская и методологическая — возможных путей построения таковой в общем контексте развития знания.
Соотношение понятий философия, мировоззрение и наука. Культурогенность науки. Решении вопроса о соотношении философии и науки: - иррационалистические концепции (как экзистенциализм, философия жизни, философская антропология) полностью отвергают значение науки для формирования философского мировоззрения и даже рассматривают ее как враждебную человеку силу. - неопозитивизм (прежде всего сциентизм) признает собственно научное познание высшей культурной ценностью, способной без других форм общественного сознания обеспечить ориентацию человека в мире. Философия должна отбросить мировоззренческие аспекты и ценностные подходы, выступая при этом лишь в функции логики и методологии науки. Философия специфически теоретическими средствами (и это обстоятельство определяет ее глубокую общность с наукой) выполняет мировоззренческую функцию. Это высший уровень сознательно отрефлексированного и теоретически оформленного мировоззрения, изложенного в систематической форме. Мировоззрение — обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей. Вопрос об отношении человека к объективной реальности и ее отношении к нему. Мировоззренческий аспект может иметь любое знание. Но для этого нужна особая работа, выполняемая — сознательно или неосознанно — носителем мировоззрения, придание знанию не только объективного, но и субъективного значения. Мировоззрение включает в себя не только философские положения, но и положения частных наук, опирается на всю духовную культуру и впитывает в себя, синтезирует в себе отражение всех форм и аспектов общественного бытия сквозь призму основного мировоззренческого вопроса об отношении человека к миру. Задача философии- анализ совокупного содержания мировоззрения, раскрытие его общей основы и изложение его в виде обобщенной логической системы. Философия и наука: Философия вскрывает и наиболее общие законы развития природы и общества. Использует свои специфические методы, не сводящиеся к специально-научным методам исследования (пример: рефлексия). Сопоставляет тип ориентации, задаваемый наукой, и все иные типы ориентации Философия и культура: - Опирается не только на науку, но и на всю совокупность духовной культуры, общественной практики, в которой наука является лишь одной из форм кристаллизации человеческого опыта. - является самосознанием культуры Именно ассимиляция философией всего богатства человеческого опыта позволяет ей задавать ориентиры самой науке и даже часто выполнять содержательно эвристическую функцию. Методологический анализ науки включает в себя и ряд других уровней, помимо философского. Науковедение — дисциплина, изучающая организационную специфику научной деятельности и ее институтов, осуществляющая комиплексный анализ научного труда, деятельности по производству научных знаний. Науковедение включает: вопросы структурных единиц науки (дисциплинарное строение науки, организация междисциплинарных исследований), факторы эффективности работы научных коллективов, вопросы социологии и социальной психологии науки, наукометрии, психология ученого, этические проблемы научной деятельности. Часть этих вопросов носит методологический характер, но это внешняя неспецифическая рефлексия над наукой, социально-организационные проблемы.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 415. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |