Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Специфика методологического знания в психологии




1. Объект психологии- одна из самых сложных плохоопределенных реальностей для научного анализа.

В пси совпадает S познания и О познания. + О научного познания становится и сам процесс познания..  

2. Место методологии психологии в ряду других наукпо схеме Кедрова, где психология на пересечении всех наук, в середине треугольника (его окончания: философия, естественные науки, социальные науки)

3. Психические процессы и феномены в принципе недоступны объективному внешнему наблюдению, но зато значительная их часть открывается субъекту в процессе самонаблюдения (интроспекции) не опирающегося на какие-то средства

  1. Психологические свойства и особенности человека находятся в непрерывном изменении и развитии, знания часто устаревают раньше, чем мы успеем их использовать.
  2. Процедуры и методики психологического исследования и обследования неизбежно вносят изменения в изучаемую реальность.

 

  1. Знание методологии ведет к понижению риска манипуляции.
  2. Психологическое знание несет большую мировоззренческую нагрузку, поскольку оно имеет самое непосредственное отношение к ответам на вопросы о сущности личности; о природе человеческих ценностей, определяющих отношение к миру; о смысле существования человека и его месте в мире.
  3. Психология, являясь одновременно естественной и гуманитарной наукой, использует самый широкий спектр методов и процедур исследования по сравнению с любой другой наукой.
  4. В психологии параллельно существует множество парадигм, которые, однажды появившись, не сходят со сцены порой в течение столетий.
  5. Эмпирические факты и теории образуют такой труднорасчленимый синкрет, что при описании психологической реальности невозможно сколько-нибудь последовательно реализовать один подход, не привлекая понятия и объяснительные принципы разных теорий, часто противоречивых и даже несовместимых.
  6. В психологии до сих пор не произошло достаточно полного и четкого размежевания научного и околонаучного и даже откровенно псевдонаучного знания. Такая непоследовательность является результатом недоступности изучения наиболее сложных психологических феноменов с помощью достаточно строгих методов. Кроме того, нет устоявшихся критериев научности, которые позволили бы разделить миф и теорию.

Отличия житейской психологии от научной.

1) Житейское мышление конкретно, направленно на решение преимущественно прагматических задач.

2) Чаще всего имеет хар-р имплицитного скрытого знания, интуитивного, без деления на теорию и эмпирию

3) Не опирается на эксперимент

4) Не имеет четкой структуры

5) Использует другие способы хранения и передачи инф, по сравнению с наукой.


Для науки житейская психология - источник накопления опыта, подлежащего дальнейшему научному анализу.

Отнюдь не житейская психология стала основанием развития научной, а рефлексия — философская и методологическая — возможных путей построения таковой в общем контексте развития знания.

 


Соотношение понятий философия, мировоззрение и наука. Культурогенность науки.

Решении вопроса о соотношении философии и науки:

- иррационалистические концепции (как экзистенциализм, философия жизни, философская ан­тропология) полностью отвергают значение науки для формирования философского мировоззрения и даже рассматривают ее как враждеб­ную человеку силу.

- неопозитивизм (прежде всего сциентизм) признает собственно научное познание высшей культурной ценностью, способной без других форм общественного сознания обес­печить ориентацию человека в мире. Философия должна отбросить мировоззренческие аспекты и ценностные подходы, выступая при этом лишь в функции логики и методологии науки.

Философия спе­цифически теоретическими средствами (и это обстоятельство опреде­ляет ее глубокую общность с наукой) выполняет мировоззренческую функцию. Это высший уровень сознательно отрефлексированного и теоретически оформленного мировоззрения, изложенного в систе­матической форме.

Мировоззрение — обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, со­вокупность научных, философских, политических, правовых, нрав­ственных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей. Вопрос об отношении че­ловека к объективной реальности и ее отношении к нему.

Мировоззренческий аспект может иметь любое знание. Но для этого нужна особая работа, выполняемая — сознательно или не­осознанно — носителем мировоззрения, придание знанию не только объективного, но и субъективного значения.

Мировоззрение включает в себя не только философские положения, но и положения частных наук, опирается на всю духовную культуру и впитывает в себя, синтезирует в себе отражение всех форм и аспектов обществен­ного бытия сквозь призму основного мировоззренческого вопроса об отношении человека к миру.

Задача философии- анализ совокупного содержания мировоззрения, раскрытие его общей основы и изложе­ние его в виде обобщенной логической системы.

Философия и наука:

Философия вскрывает и наиболее общие законы развития природы и общества. Использует свои специфические методы, не сводящи­еся к специально-научным методам исследования (пример: рефлексия). Сопоставляет тип ориентации, задаваемый наукой, и все иные типы ориентации

Философия и культура:

- Опирается не только на науку, но и на всю совокупность духовной культуры, общественной практики, в которой наука является лишь одной из форм кристаллизации челове­ческого опыта.

- является самосознанием культуры

Именно ассимиляция философией всего богатства че­ловеческого опыта позволяет ей задавать ориентиры самой науке и даже часто выполнять содержательно эвристическую функцию.  

Методологиче­ский анализ науки включает в себя и ряд других уровней, помимо философского.

Науковедение — дисциплина, изучающая организационную специфику научной деятельности и ее институтов, осуществляющая комиплексный анализ научного труда, деятельности по производству научных знаний. Науковедение включает: вопросы структурных единиц науки (дис­циплинарное строение науки, организация междисциплинарных ис­следований), факторы эффективности работы научных коллективов, вопросы социологии и социальной психологии науки, наукометрии, психология ученого, эти­ческие проблемы научной деятельности. Часть этих вопросов носит методологический характер, но это внешняя неспецифическая рефлексия над наукой, социально-организационные проблемы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 361.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...