Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Деятельность как философская категория и как психологическое понятие. Деятельностное опосредствование.
В отеческой психологии, она стала общепсихологической парадигмой после того, как Леонтьевым было обосновано распространение категории предметной деят на внутренние процессы - процессы сознания. Цель: ввести сознание не как постулат, а как проблему психол исследования. Материалистический подход: возможность объективного изучения деятельностной опосредствованности психики. Генетический подход к изучению и пониманию психики. Единица анализа психики не в противопоставлении внешнего и внутреннего, а в контексте единства внешней и внутренней деятельности. Вместо 2х психологий, занимающихся низшими и высшими формами психического, в теории деятельности возникло их единство, связанное с идеей опосредования психики общественно историческим опытом. Идея Выготского об использовании психологических орудий как пути культурного развития психических процессов была дополнена идеей о деятельностном опосредствовании становления психического образа и сознания, о единстве структурного оформления предметной и психической деятельности. Парадигмальность теории деятельности еще и в том, что уровневый анализ деятельностных структур стал направлять конкретнее общепсихологические исследования. В основе методологии лежали понятия взаимодействия, отражения и активности как атрибуты материи. Деятельность как философская категория. Многоплановость и многоаспектность (содержательное выражение и элементарных процессов и оснований) понятия деят определяется тем, что сама родовая сущность человека выражается в деят. Она является способом объективации субъективного. Деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование. Производя некоторый предмет, чел изменят и этим фактически производит бесчисленную совокупность новых отношений в окружающем мире.
Предмтеность - отношение к предмету адекватно его природе, действие адекватно логике предмета. Предметная деятельность – способ связи субъекта с миром. Человек воссоздает предмет в идеальном плане – включение теоретической деятельности во внешнюю. Предметность мира раскрывается в ходе освоения человеком общественно-выработанных и закрепленных в культуре норм предметного отношения к миру. Двойная детерминация деятельности - со стороны предмета и со стороны собственной имманентной логики. Субъективный хар-р:логика предмета и логика человеческих целей противостоят др другу, и это противоречие постоянно снимается в актах реальной деят-ти и ею же создается, но на др уровне. Целенаправленность.Цель – сознательный образ планируемого рез-та деят-ти. Субъективна по форме и объективна по содержанию. Отражение и преобразование. Деятельность первична по отношению к человеку (генетически). Опредмечивание - переход процессов деят-ти в покоящееся свойство предмета, умирание деят-ти в предмете. Распредмечивание- переход предметности в живой процесс деят-ти, в действующую способность, воспроизведение заложенных в предмете норм деят-ти с ним, обогащается субъективный полюс - появляется опт, знание, умения, способности. Сознательный хар-р деят-ти вытекает из целесообразности. Это не значит, что осознаются все компонент деят, но цели - обязательно. Сознание как: - внутр деят - отражение (образ) Образ обеспечивает преемственность, единство и целостность разворачивающейся во времени деят-ти, служит ориентиром для действия в мире. Его составляющие - чувственная ткань, значение и личностный смысл. Опосредованость:социальная (отношение к др людям) и орудийная Переход от совместной (интерпсихической) деят-ти к индивидуальной (интра) составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования. Соц характер: социально-культурный генез человеческой деятельности. Продуктивность. Деят изменяет мир + побочные рез-ты. Мотив- то, ради чего совершается деят. Общность строения внешней (материиальной) и внутр (психической. идеальной) деят-ти (потому что внутр деят формируется из внешней). Личность- наиболее полное выражение субъективного полюса деят, она порождается деят-ю и системой отношений с другими людьми. Не сводящится к совокупности прошлого опыта или инд особенностей, это ее предпосылки. Личность, , складывается в деят-ти, творит себя сама. Источник развития личности - в ее внутр противоречиях, разрешение которых творит личность. Ядро личности- совокупность действенных отношении к миру. Основой личности является иерархическая структура ее мотивов. Высшим уровнем интеграции выступает самосознание личности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 369. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |