Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Интеграция и дифференциация субъектов в группе.




Знание процессов интеграции и дифференциации, происхо­дящих в группе, имеет большое практическое значение, так как от этого зависит существование самой группы, результаты её деятельности и характер межличностных отношений, которые возникают между её членами. Особенно большое влияние на жиз­недеятельность группы оказывает сплоченность её членов в одну дружно действующую команду, для которой характерно нали­чие единства целей и действий.

Для того, чтобы происходил процесс интеграции субъектов в сплоченную группу необходима не только совместная физи­ческая активность, но и психологическая близость, возникшая на основе чувств симпатии и взаимного тяготения в силу совпа­дения нравственных ценностей и установок. Отсюда интегра­ция - это процесс объединения субъектов в сплоченную группу под влиянием взаимного притяжения, возникшего на основе чувств симпатии и совпадения нравственных ценностей и уста­новок.

Одним из психологических факторов, обеспечивающих ин­теграцию субъектов в сплоченную группу, является психологи­ческая совместимость. В основе психологической совместимос­ти лежит не только совпадение социально-психологических ха­рактеристик, но и психофизиологическое сходство индивидов. Причем, в одном случае интеграция группы зависит от психофи­зиологической совместимости, а в другом случае - от социаль­но-психологической. Это связано как с характером деятельнос­ти, так и с психическими свойствами и с профессиональной под­готовкой субъектов. Так, если они занимаются умственным тру­дом, то их интеграция в сплоченную группу возможна только при оди­наковом уровне умственного развития и при наличии соответствующей профессиональной компетентности.

В педагогических коллективах сплоченность зависит, кро­ме этого, от наличия у педагогов высоконравственных психи­ческих свойств личности. В трудовых группах интеграция зави-

280


психофизиологической совместимости индивидов, совершающих совме­стно сложные производственные операции на одном и том же месте. Есть и такие виды групп, где требуется как психофизиологическая, так и социально-психологическая совместимость (спорт, авиация, космо­навтика и др.)

Большое значение психологическая совместимость имеет и для интеграции бытовых групп. Семейная жизнь, как известно, невозможна без психологической совместимости супружеской пары. В этой групповой диаде взаимоотношения должны иметь гармонический характер. Конечно, лучше всего, чтобы эти от­ношения были идеальными или, по крайней мере, согласованны­ми. Между супругами должна быть, прежде всего, психологи­ческая близость, основанная на совпадении духовных, культур­ных и нравственных ценностей. Если этого нет, то хотя бы про­являлось взаимное уважение и согласие при решении основных жизненных и бытовых вопросов. В противном случае между суп­ругами начинают возникать конфликты, которые часто приво­дят к распаду семьи.

Кроме психологической совместимости большое влияние на уровень интеграции группы оказывает психологический климат. Психологический климат - это общее психическое состояние всех членов группы, обусловленное особенностями ее жизнедеятель­ности, проявляющееся в виде общих переживаний, отношений, установок, мнений, мыслей, желаний и стремлений. На формиро­вание психологического климата оказывают влияние три фак­тора: социально-экономический, организационный и психологи­ческий.

Социально-экономический фактор связан с особенностями общественно-экономического устройства страны, уровнем раз­вития производства, культуры и духовной жизни общества, ко­торые определяют духовный облик и благогосостояние народа, его надежды и чаяния. От этого фактора во многом зависит пси­хологический климат в групповых объединениях. Он может быть по­ложительным, если люди видят, что все делается для блага народа, и отрицательным, если наблюдается спад производства, безработица, развал эк ономики, беззак оние, к оррупция, разгу л преступности.

Не менее важное влияние на психологический климат оказывает организационный фактор, который определяет социальную структуру


281


группы, распределение функций между её членами, общую организа­цию групповой деятельности, систему управления и контроля, наличие технических средств, санитарно-гигиенические условия, в которых на­ходится группа.

Если деятельность группы четко организована и созданы нор­мальные условия для выполнения своих функций всеми членами группы, если система управления и контроля обеспечивает вы­сокие результаты, а состояние оборудования и санитарно-гигие­нические условия являются нормальными, то психологический климат в группе создается благоприятным и оказывает положи­тельное влияние на психическое состояние каждого члена груп­пы. Если же организация групповой деятельности налажена кое-как, обязанности между членами группы распределены непра­вильно, управление и контроль направлены только да выявле­ние недостатков и наказание виновных, если руководство не за­ботится о создании нормальных условий для труда и отдыха, то это вызывает недовольство, разлад между руководителями и подчиненными и создает атмосферу напряжения в деловых и меж­личностных отношениях. Все это, безусловно, способствует воз­никновению отрицательного климата в группе, который оказы­вает негативное влияние на психику и поведение индивидов в группе. Группа становится неустойчивой, из нее уходят старые члены, появляются новые, сменяются руководители, падает тру­довая дисциплина, начинается развал и неразбериха.

Существенное влияние на психологический климат в груп­пе оказывает также третий фактор - психологический, который связан с характером взаимоотношений между членами группы. В каждой неформальной группе существует несколько нефор­мальных микрогрупп, между которыми могут быть гармонич­ные, противоречивые или конфликтные отношения. Если между этими микрогруппами существуют гармоничные отношения, проявляющиеся в форме дружбы, товарищества, взаимного уважения, и доверия, то это способствует появлению в группе благоприятного пси­хологического климата. Если же между ними существуют противоре­чивые или конфликтные отношения, то возникает недоверие, подозри­тельность, недоброжелательность, завистливость, озлобленность, что приводит к ссорам, взаимным оскорблениям и другим подобного рода явлениям. Естественно, такие взаимоотношения вызывают нездоро-


282


вызывают нездоровый психологический климат и отрицательно влия­ют на состояние всей группы.

В высоко развитой группе в коллективе на интеграцию и сплочен­ность, как отмечает А.В. Петровский, оказывает влияние такое явле­ние как ценностно-ориентировочное единство, которое проявляется в совпадении установок, оценок и отношений к объектам, имеющий наи­большее значение для группы. Ценностно-ориентированное единство в коллективе предполагает тождество оценок по отношению к нравствен­ному поведению субъектов, проявляющемуся как в деловой сфере, так и в личных взаимоотношениях. Но это единство оценок и позиций не касается индивидуальных вкусов, личных интересов, привычек и эстети­ческих потребностей.

Наряду с интеграцией в группах происходит процесс диф­ференциации. Этот процесс является таким же необходимым как и интеграция, так как группы то возникают, то распадаются в зависимости от сложившихся внешних и внутренних обстоя­тельств.

Дифференциация - это процесс расслоения группы на более мелкие объединения в соответствии со штатным расписанием офи­циальной структуры группы, а также в результате образования неофициальных микрогрупп, возникших на основе межличност­ных взаимоотношений между индивидами. Расслоение формаль­ной группы заложено в её официальной структуре, которая пре­дусматривает наличие более мелких образований и должност­ное положение каждого индивида в их составе. Наряду с этим в группе происходит неофициальное расслоение на микрогруппы, которые возникают в результате проявления чувств симпатии между одними членами группы и антипатии к другим ее членам.

Изучение процессов интеграции и дифференциации в груп­пах осуществляется посредством метода социометрии, который, как уже указывалось, дает возможность установить место каждого субъекта в неофициальной структуре и выявить психологические ме­ханизмы объединения индивидов в микрогруппы.

Другой способ изучения этих процессов, который широко применяется в психологии, называется методом гемеостата. Ге-меостат - это прибор, которым одновременно управляют несколь­ко человек. Это дает возможность изучить проявление процес­сов интеграции и дифференциации, имеющих место в группе,


283


дача членов группы заключается в том, чтобы совместными действи­ями установить стрелку прибора в заданном положении. Эту задачу можно решить только в том случае, если каждый член группы согласу­ет свои действия с действиями остальных её членов. Если члены груп­пы стремятся к интеграции, то есть к объединению своих усилий для решения задачи, то это им удается сделать. Если же в группе преобла­дает дифференциация, то каждый действует самостоятельно, не счи­таясь с действиями других, и поставленная задача не может быть ре­шена.


Социальные роли субъекта.

Каждый человек, являясь членом общества, выполняет в нем определенные функции, обусловленные его принадлежностью к определенному сообществу людей. Эти функции осуществляются в результате взаимодействия субъекта с другими людьми как на макроуровне, так и на микроуровне. Макроуровень - это соци­альная среда, взятая с точки зрения той общественной системы, к которой принадлежит индивид, микроуровень - это та конкрет­ная среда, в которой непосредственно живет человек и в кото­рой он выполняет определенную роль, обусловленную его положением в этой среде.

Особый характер взаимодействия субъекта, выполняюще­го определенную роль, с другими людьми вызвал появление спе­циального направления в психологии, получившего название “теории ролей”. Под ролью в психологии понимают статус, по­зицию, положение, место субъекта в человеческой общности, занимаемое им в связи с теми функциями, которые он выпол­няет в обществе в соответствии с теми правами и обязанностями, которые оно ему предоставляет.

Таким образом, роль - его выполняемая субъектом соци­альная функция, связанная с его положением в обществе и с теми правами и обязанностями, которые предоставляет ему общество по отношению к другим людям. Позиции личности, определяю­щие его роли, могут быть общественно-политическими, граждан­скими, профессиональными, семейными и т.д. Каждая личность, являясь членом различных объединений, может выполнять мно­жество ролей или, иначе говоря, иметь “статусный набор” ро-

284


системе межличностных отношений две возможные позиции: началь­ник - подчиненный, руководитель - исполнитель, ведущий - ведомый, командир - рядовой, победитель - побежденный, учитель – ученик, ро­дитель - ребенок и т.д.

Выполнение роли требует от субъекта проявления опреде­ленных психических свойств и осуществления соответствующих форм поведения, действий и поступков. Если поведение индиви­да соответствует его роли, то оно одобряется и оценивается как образец выполнения социальных функций личностью. Поэтому роль может рассматриваться как одобряемой обществом обра­зец поведения индивида в социальной среде, соответствующий его статусу в ней.

Знание окружающих о социальной роли личности порожда­ет ролевые ожидания, в соответствии с которыми строится взаи­модействие между субъектами. Большое влияние на ролевые ожи­дания оказывают ролевые символы, которые являются принад­лежностью индивидов, выполняющих определенные функции в обществе. Воспринимая символы люди получают информацию о социальной роли личности и ожидают от неё соответствую­щих действий и поступков. Так, униформа и знаки отличия у во­енных, милиционеров, железнодорожников, контролеров и др. являются свидетельством о их должностных обязанностях и люди знают какие формы поведения от них можно ожидать в опреде­ленной ситуации и как следует вести себя по отношению к ним.

Роли бывают приписанные и достигнутые. Приписанными называют такие роли, которые субъекты будут выполнять в будущем в связи с половой принадлежностью, положением в об­ществе, традициями в семье и т.д. Поэтому в семье девочек и мальчи­ков воспитывают по-разному. Девочек приучают к домашнему труду, мальчиков привлекают к мужским видам труда. В зависимости от об­щественного положения в семьях детям прививают соответствующие формы поведения в общественных местах, за столом, в процессе об­щения и т.д. В семьях, где существуют традиционные формы труда, которыми занимаются родители, детей тоже привлекают к их выпол­нению: учат играть на музыкальных инструментах, петь, рисовать, вышивать и, таким образом, готовят к выполнению определенной про­фессиональной роли.


285


Роли достигнутые - это реально выполняемые социальные функ­ции индивидом в обществе и в различного рода групповых объедине­ниях. Это могут быть политические, административные, производствен­ные, хозяйственные, спортивные и т.д. Как правило достигнутые роли являются должностными, так как они связаны с определенными пра­вами и обязанностями, которые налагает на них общество (роль дирек­тора, заведующего, командира, тренера, капитана команды, учителя и т.д.). В неформальных группах, где нет официального распределения прав и обязанностей и отсутствуют какие-либо должности, выполне­ние ролей происходит стихийно путем присвоения наиболее активными и сильными субъектами права распоряжаться делами группы по свое­му усмотрению (лидеры, вожаки, “короли”, “генералы”).

Выполнение социальной роли индивидом требует специ­альной подготовки. Прежде всего субъект должен приобрести соответствующие знания о содержании данной роли, которое зафиксировано в должностных инструкциях и наставлениях, где указано какие задачи он должен решать, каковы его обя­занности и права, какие требования ему предъявляются, с кем он должен иметь официальные связи и какую ответственность он будет нести за свои действия.

Кроме знаний субъект также должен приобрести практичес­кие умения и навыки для успешного выполнения своей роли. Он должен овладеть всеми приемами и способами выполнения свои­ми профессиональными обязанностями и уметь устанавливать правильные взаимоотношения как с вышестоящими должност­ными лицами, так и со своими коллегами и подчиненными.

В процессе усвоения знаний и практических навыков и умений у субъекта формируются деловые и профессиональные качества, необ­ходимые для выполнения социальной роли. В дальнейшем на развитие этих качеств оказывает влияние ролевое поведение субъекта. Причем, замечено, что у одних людей проявляются одни и те же свойства при выполнении разных ролей, тогда как у других при выполнении одной роли проявляются одни черты, а при выполнении другой - иные.

У некоторых субъектов под влиянием роли происходит трансфор­мация личности. Особенно часто это проявляется у политических дея­телей, получивших властные полномочия, позволявшие им бесконтроль­но управлять людьми. До прихода к власти они проявляют себя как чуткие и внимательные люди, способные понять нужды народа, выс-


286


лушать и помочь всем, кто к ним обращается, улучшить благосостоя­ние населения, способствовать развитию производства, науки, культу­ры и образования. Но как только они получают власть, забывают о своих обещаниях, используют её в своих интересах, пользуются раз­личного рода привилегиями, присваивают ценности принадлежащие народу. У таких политиков происходит негативная трансформация лич­ности. Они становятся властолюбивыми, высокомерными, у них появ­ляется потребность повелевать людьми, подчинять своей воле, уни­жать и наказывать их.

Большое влияние на выполнение роли личностью оказыва­ют социальные нормы, существующие в обществе и в группо­вых объединениях. Они проявляются в форме установок и пра­вил, которые позволяют личности ориентироваться, осуществ­ляя поведение, в данной общности, а группе осуществлять конт­роль за поведением каждого её члена. В просоциальных группах они соответствуют общечеловеческим нормам повеления, а в асоциальных они противоречат им.

Социальные нормы предусматривают как позитивные, так и негативные санкции по отношению к субъектам, выполняю­щих определенную роль в группе. Нормы поведения и санкции при их выполнении в формальных объединениях зафиксированы в уставах и других документах, с которыми каждый член груп­пы должен познакомиться.

В неформальных группах нормы и санкции не значатся в каких-либо документах, а сообщаются устно каждому, кто становится её членом. Формируются групповые нормы поведения в результате взаи­модействия субъектов, решающих задачу в проблемной ситуации. В результате её решения возникает групповая норма, предписывающая всем членам группы вести себя в соответствии с её требованиями. Даже те члены группы, которые были не согласны с этими нормами, вынуждены поступать так как они того требуют. Такого рода давление группы на личность получило название конформизма, а субъекты под­чиняющиеся этому давлению, называются комформистами.

При выполнении своей роли в группе индивид вынужден руководствоваться не своими соображениями, а поступать так как предписывают ему групповые нормы, хотя они могут не со­ответствовать действительности и тогда его поведение будет


287


противоречить сложившейся ситуации. Такого рода групповые нормы возникают при наличии разных оценок сложившейся ситуации, когда члены группы, стремясь к единому мнению, не реалистически оцени­вают действительность. Подобного рода явление И. Джемс назвал “оглуплением мышления”, которое имеет место в результате безот­ветственного отношения членов группы к оценке ситуации. Особенно негативные последствия для многих людей оказывают оценки и при­нимаемые решения группой людей, имеющих высокий социальный ста­тус и выполняющих ключевые роли в обществе.

Данное явление имеет место не только в высоких инстанциях, но и в любой группе, когда руководитель, стремясь не вступать в конф­ликт с группой, поступает не как следовало бы, а как желает группа, хотя она и не права. В таком случае у руководителя возникает ролевой конфликт, в основе которого лежит столкновение двух мотивов: того, что должен был сделать с тем, что сделал под влиянием группового давления.

Ролевой конфликт представляет собой переживаемое субъек­том противоречивое состояние, возникшее в процессе выполне­ния роли, когда сталкиваются должностные обязанности с взгля­дами, убеждениями и установками индивида. При выполнении ролей могут возникать самые разнообразные конфликтные ситуации, вызывающие ролевые конфликты у личности. Так, если в должност­ных документах нечетко обозначены обязанности и права должност­ного лица, то в некоторых случаях субъект не может определить вхо­дит ли в его компетенцию решение возникшего вопроса или он не впра­ве это делать. В итоге у него возникает напряженное психическое со­стояние, переживаемое им в форме фрустации, проявляющейся в виде растерянности или агрессивного отношения к лицам, вызвавшим ее. Возникновение ролевого конфликта возможно и в том случае, если субъект при выполнении своей роли не может наладить нормальные взаимоотношения или с вышестоящими должностными лицами или со своими подчиненными. Возможен и такой ролевой конфликт, когда субъект, пытаясь одновременно выполнять две в одинаковой степени важные для него роли не может этого успешно сделать и в то же время не может решить какая из них важнее.


288


Таким образом, в результате взаимодействия субъектов в группе происходят процессы интеграции и дифференциации, определяется ста­тус личности в системе официальных и неофициальных взаимоотноше­ний, распределяются социальные роли и возникают ролевые конфлик­ты при их выполнении.

Литература Андреева М.Г. Социальная психология. М., 1988. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.

Иванова С.П. Психология полисубъективного взаимодействия в социаль­но-педагогической среде. Псков, 2000.

Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск., 1976.

Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1994. Общая психология. М., 1986.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. Психология. Учебник. М., 1998. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.


289










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...