Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 15. Профессионально-деловые качества личности




Основные понятия: личность, деятельность, виды деятель­ности: практическая, познавательная, коммуникативная, деятель­ность и работоспособность личности, профессия, виды профес­сий: менеджер, предприниматель, педагог; надежность професси­ональной деятельности, профессиональные и деловые качества личности, развитие профессиональных качеств, выбор профес­сии, адаптация внутренних и внешних условий деятельности, деятельность и резервы психики, профессиональная пригодность личности.

Личность и деятельность.

Основным условием существования, развития и процвета­ния общества и личности является трудовая деятельность. Труд является самым сложным видом человеческой деятельности. В процессе труда человек проявляет практическую, познаватель­ную и коммуникативную деятельность. Под влиянием этих ви­дов деятельности формировался сам человек и развивались его психические свойства. Отмечая социальную сущность человека Б.Г. Ананьев писал, что человек есть продукт труда, познания и общения.

В процессе практической деятельности человек изменяет природу, создает предметы и явления, необходимые для его су­ществования как в природных, так и в социальных условиях. Воз­действуя целенаправленно на природу человек изменяет не толь­ко её, но и свою психику. По отношению к предметам он высту­пает как субъект деятельности, а по отношению к людям как сознательно действующая личность.

Практическая деятельность осуществляется в единстве с по­знавательной деятельностью, посредством которой личность, отражая объективные свойства предметов, создает идеальные образы, которые потом воплощаются в материальные объекты. Таким образом, практическая деятельность представляет собой органическое единство внутренней психической и внешней фи-

237


внутренней психической и внешней физической активности, направлен­ной на достижение сознательно поставленной цели.

Для того, чтобы что-то создать необходимо проявить сеносомо-торную деятельность, которая осуществляется посредством разнооб­разных движений, а регулируется и контролируется сенсорными позна­вательными процессами: ощущениями, восприятием и вниманием. В связи с этим личность, осуществляя практическую деятельность, про­являет такие сенсорные качества как точность, меткость, ловкость, чувствительность, восприимчивость, наблюдательность и вниматель­ность.

Наряду в сенсорными процессами практическая деятель­ность регулируется и управляется интеллектуальными процес­сами: памятью, воображением и мышлением. В памяти человека хранится вся информация, необходимая для осуществления дея­тельности. Для того, чтобы субъект мог применить её надо пере­вести эту информацию из долговременной памяти в оператив­ную. У многих людей хранится в памяти огромное количество разнообразной информации, но они часто не в состоянии из­влечь её и применить в нужный момент. Поэтому готовность памяти является одним из деловых свойств человека, обеспе­чивающая успешное выполнение деятельности.

В процессе деятельности человек должен не только извлечь из памяти нужную информацию, но и уметь преобразовать её так, чтобы в его голове возник образ изготавливаемого пред­мета. Создание нового образа осуществляется посредством воображения, которое дает возможность человеку прогнози­ровать будущее, планировать последовательность своих дей­ствий, предвидеть промежуточные и конечные результаты своей деятельности.

Добиться высоких результатов в деятельности может толь­ко мыслящий человек, так как мышление дает возможность ему познать связи и отношения между предметами, понять их сущ­ность и закономерность. Активное включение мышления в дея­тельность происходит только в том случае, когда при её выпол­нении возникают проблемные ситуации, которые требуют при­менить новые решения для наиболее правильного выхода из них. Применяя в деятельности мышление и воображение личность начинает проявлять такие деловые качества как сообразитель-


238


сообразительность, находчивость, расчетливость, критичность, вдум­чивость, предприимчивость.

Деятельность человека, направленная на изготовление какого-либо продукта имеет не только индивидуальный, но и общественный харак­тер, так как он изготавливается не только для себя, но и для других людей и создается в результате совместных усилий многих личностей. В процессе совместной деятельности люди общаются, обсуждают мотивы, цели, приемы и способы ее выполнения и возможные послед­ствия совместных действий. После окончания дается совместная оцен­ка её результатов и оценка действий всех исполнителей.

Эффективность деятельности зависит от того как каждый участ­ник её выполнял свою роль. Роль - это одобряемый образец поведения человека в процессе деятельности, дающий ему возможность полу­чить наиболее высокие результаты. Хорошо выполненная роль одобря­ется, плохо выполненная - порицается. Образцово выполненная роль становится примером для других. Подражая образцу индивид приоб­ретает необходимые для успешной деятельности деловые качества такие как работоспособность, деловитость, ответственность, добро­совестность и др.

Особенно большое влияние на выполнение деятельности ока­зывает работоспособность личности, которая в единстве с выше названными качествами обеспечивает её высокую продуктив­ность. Под работоспособностью понимают деловое качество личности, которое дает ей возможность продуктивно осуществ­лять длительное время какую-либо деятельность на высоком уровне, проявляя при этом необходимую физическую и психи­ческую активность.

Работоспособность, как показывают исследования, имеет ди­намичный, фазовый характер. В начале деятельности имеет мес­то подготовительная фаза, которая сопровождается мобилиза­цией энергетических ресурсов, активизацией мнемических и ин­теллектуальных процессов, направленных на разрешение про­блемных ситуаций, возникших в начале деятельности, а также на выработку планов и стратегий для наиболее успешного её выполнения.

В зависимости от психофизических особенностей человека имеют место различные состояния личности. У людей с сильной нервной системой и собранным характером предрабочая фаза длится


239


и заканчивается состоянием готовности. У людей со слабой нервной системой и неуравновешенными нервными процессами эта фаза мо­жет сопровождаться апатией, вследствие преобладания торможения, или лихорадочным состоянием, возникшим в результате перевозбуж­дения.

Эти состояния на предрабочем периоде оказывают влияние не только на начальную стадию деятельности, но и на дальней­шее её протекание. У людей, подверженных апатии или перевоз­бужденных, а также у лиц с высокой тревожностью вначале де­ятельности наблюдается кратковременное ухудшение психофи­зического состояния, что оказывает отрицательное влияние на результаты деятельности в начальный период.

В дальнейшем по мере втягивания в деятельность работос­пособность достигает оптимального уровня за счет мобилиза­ции компенсаторных механизмов, которые включаются под вли­янием возросшей активности и волевых усилий личности. При монотонной деятельности работоспособность снижается, так как возникает апатия и сонливость, вследствие чего внимание при­тупляется и плохо распределяется, что вызывает ошибки в дей­ствиях и ведёт к появлению брака в изделиях.

При увеличении интенсивности и сложности деятельности работоспособность некоторое время сохраняется за счет моби­лизации психофизических ресурсов, а затем снижается в резуль­тате утомления и истощения компенсаторных механизмов. В слу­чае продолжения напряженной деятельности может наблюдаться срыв в работоспособности, который происходит в результате пе­реутомления, что может привести к обморочному состоянию и к потере сознания. В этом случае для восстановления работоспо­собности требуется отдых и даже специальное лечение.

При завершении работы у субъекта часто возникает такое психофизическое состояние, которое в дальнейшем или повыша­ет или понижает работоспособность. При высоких результатах деятельности возникает чувство удовлетворения, а иногда и ли­кования, что сопровождается приливом сил и желанием трудить­ся. При неудаче проявляется уныние, апатия, упадок сил и об­щее депрессивное состояние. Чрезвычайно большое влияние на работоспособность оказывают такие свойства личности как ув­леченность, заинтересованность, воодушевленность, страстность, пре-


240


ность достигает высшего предела, когда у человека открывается как бы “второе дыхание” и он может плодотворно работать в тече­ние длительного времени, забывая о сне, отдыхе и окружающем мире.

Как видим успешное выполнение человеком трудовой де­ятельности требует наличия у личности определенных дело­вых качеств, возможность проявления которых заложена в самой его природе, но их появление зависит не только от пси­хофизических свойств, присущих индивиду, но и от того со­циального окружения, которое может одобрять или порицать активность и направленность усилий, которые он проявляет создавая полезные или вредные для общества продукты.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 335.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...