Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 15. Профессионально-деловые качества личности
Основные понятия: личность, деятельность, виды деятельности: практическая, познавательная, коммуникативная, деятельность и работоспособность личности, профессия, виды профессий: менеджер, предприниматель, педагог; надежность профессиональной деятельности, профессиональные и деловые качества личности, развитие профессиональных качеств, выбор профессии, адаптация внутренних и внешних условий деятельности, деятельность и резервы психики, профессиональная пригодность личности. Личность и деятельность. Основным условием существования, развития и процветания общества и личности является трудовая деятельность. Труд является самым сложным видом человеческой деятельности. В процессе труда человек проявляет практическую, познавательную и коммуникативную деятельность. Под влиянием этих видов деятельности формировался сам человек и развивались его психические свойства. Отмечая социальную сущность человека Б.Г. Ананьев писал, что человек есть продукт труда, познания и общения. В процессе практической деятельности человек изменяет природу, создает предметы и явления, необходимые для его существования как в природных, так и в социальных условиях. Воздействуя целенаправленно на природу человек изменяет не только её, но и свою психику. По отношению к предметам он выступает как субъект деятельности, а по отношению к людям как сознательно действующая личность. Практическая деятельность осуществляется в единстве с познавательной деятельностью, посредством которой личность, отражая объективные свойства предметов, создает идеальные образы, которые потом воплощаются в материальные объекты. Таким образом, практическая деятельность представляет собой органическое единство внутренней психической и внешней фи- 237 внутренней психической и внешней физической активности, направленной на достижение сознательно поставленной цели. Для того, чтобы что-то создать необходимо проявить сеносомо-торную деятельность, которая осуществляется посредством разнообразных движений, а регулируется и контролируется сенсорными познавательными процессами: ощущениями, восприятием и вниманием. В связи с этим личность, осуществляя практическую деятельность, проявляет такие сенсорные качества как точность, меткость, ловкость, чувствительность, восприимчивость, наблюдательность и внимательность. Наряду в сенсорными процессами практическая деятельность регулируется и управляется интеллектуальными процессами: памятью, воображением и мышлением. В памяти человека хранится вся информация, необходимая для осуществления деятельности. Для того, чтобы субъект мог применить её надо перевести эту информацию из долговременной памяти в оперативную. У многих людей хранится в памяти огромное количество разнообразной информации, но они часто не в состоянии извлечь её и применить в нужный момент. Поэтому готовность памяти является одним из деловых свойств человека, обеспечивающая успешное выполнение деятельности. В процессе деятельности человек должен не только извлечь из памяти нужную информацию, но и уметь преобразовать её так, чтобы в его голове возник образ изготавливаемого предмета. Создание нового образа осуществляется посредством воображения, которое дает возможность человеку прогнозировать будущее, планировать последовательность своих действий, предвидеть промежуточные и конечные результаты своей деятельности. Добиться высоких результатов в деятельности может только мыслящий человек, так как мышление дает возможность ему познать связи и отношения между предметами, понять их сущность и закономерность. Активное включение мышления в деятельность происходит только в том случае, когда при её выполнении возникают проблемные ситуации, которые требуют применить новые решения для наиболее правильного выхода из них. Применяя в деятельности мышление и воображение личность начинает проявлять такие деловые качества как сообразитель- 238 сообразительность, находчивость, расчетливость, критичность, вдумчивость, предприимчивость. Деятельность человека, направленная на изготовление какого-либо продукта имеет не только индивидуальный, но и общественный характер, так как он изготавливается не только для себя, но и для других людей и создается в результате совместных усилий многих личностей. В процессе совместной деятельности люди общаются, обсуждают мотивы, цели, приемы и способы ее выполнения и возможные последствия совместных действий. После окончания дается совместная оценка её результатов и оценка действий всех исполнителей. Эффективность деятельности зависит от того как каждый участник её выполнял свою роль. Роль - это одобряемый образец поведения человека в процессе деятельности, дающий ему возможность получить наиболее высокие результаты. Хорошо выполненная роль одобряется, плохо выполненная - порицается. Образцово выполненная роль становится примером для других. Подражая образцу индивид приобретает необходимые для успешной деятельности деловые качества такие как работоспособность, деловитость, ответственность, добросовестность и др. Особенно большое влияние на выполнение деятельности оказывает работоспособность личности, которая в единстве с выше названными качествами обеспечивает её высокую продуктивность. Под работоспособностью понимают деловое качество личности, которое дает ей возможность продуктивно осуществлять длительное время какую-либо деятельность на высоком уровне, проявляя при этом необходимую физическую и психическую активность. Работоспособность, как показывают исследования, имеет динамичный, фазовый характер. В начале деятельности имеет место подготовительная фаза, которая сопровождается мобилизацией энергетических ресурсов, активизацией мнемических и интеллектуальных процессов, направленных на разрешение проблемных ситуаций, возникших в начале деятельности, а также на выработку планов и стратегий для наиболее успешного её выполнения. В зависимости от психофизических особенностей человека имеют место различные состояния личности. У людей с сильной нервной системой и собранным характером предрабочая фаза длится 239 и заканчивается состоянием готовности. У людей со слабой нервной системой и неуравновешенными нервными процессами эта фаза может сопровождаться апатией, вследствие преобладания торможения, или лихорадочным состоянием, возникшим в результате перевозбуждения. Эти состояния на предрабочем периоде оказывают влияние не только на начальную стадию деятельности, но и на дальнейшее её протекание. У людей, подверженных апатии или перевозбужденных, а также у лиц с высокой тревожностью вначале деятельности наблюдается кратковременное ухудшение психофизического состояния, что оказывает отрицательное влияние на результаты деятельности в начальный период. В дальнейшем по мере втягивания в деятельность работоспособность достигает оптимального уровня за счет мобилизации компенсаторных механизмов, которые включаются под влиянием возросшей активности и волевых усилий личности. При монотонной деятельности работоспособность снижается, так как возникает апатия и сонливость, вследствие чего внимание притупляется и плохо распределяется, что вызывает ошибки в действиях и ведёт к появлению брака в изделиях. При увеличении интенсивности и сложности деятельности работоспособность некоторое время сохраняется за счет мобилизации психофизических ресурсов, а затем снижается в результате утомления и истощения компенсаторных механизмов. В случае продолжения напряженной деятельности может наблюдаться срыв в работоспособности, который происходит в результате переутомления, что может привести к обморочному состоянию и к потере сознания. В этом случае для восстановления работоспособности требуется отдых и даже специальное лечение. При завершении работы у субъекта часто возникает такое психофизическое состояние, которое в дальнейшем или повышает или понижает работоспособность. При высоких результатах деятельности возникает чувство удовлетворения, а иногда и ликования, что сопровождается приливом сил и желанием трудиться. При неудаче проявляется уныние, апатия, упадок сил и общее депрессивное состояние. Чрезвычайно большое влияние на работоспособность оказывают такие свойства личности как увлеченность, заинтересованность, воодушевленность, страстность, пре- 240 ность достигает высшего предела, когда у человека открывается как бы “второе дыхание” и он может плодотворно работать в течение длительного времени, забывая о сне, отдыхе и окружающем мире. Как видим успешное выполнение человеком трудовой деятельности требует наличия у личности определенных деловых качеств, возможность проявления которых заложена в самой его природе, но их появление зависит не только от психофизических свойств, присущих индивиду, но и от того социального окружения, которое может одобрять или порицать активность и направленность усилий, которые он проявляет создавая полезные или вредные для общества продукты. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 335. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |