Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 16. Личность и группа




Основные понятия: личность, группа, виды групп, струк­тура группы, социометрия, групповая деятельность, лидер группы, групповое решение, исполнение решения, оценка дея­тельности.

Личность в группе.

Во всех предыдущих разделах человек рассматривался как сознательное одухотворенное существо как личность, активно познающая и преобразующая окружающий мир и самого себя. Главной особенностью ее является уникальность, самобытность, стремление свободно выразить себя, проявить свои способности и применить их в творческой деятельности. Но все, что делает личность она делает не только для себя, но для других людей. Все, что создается личностью, остается людям. Да и сам человек становится личностью только среди людей. Поэтому сущность личности заключена не только в ней самой, но и в тех связях, которые существуют между нею и окружающими людьми. Лич­ность, как сознательное существо, является субъектом психичес­кой и практической деятельности, осуществляемой ею совмест­но с другими людьми. В связи с этим личность является состав­ным элементом полисубъективных взаимоотношений, которые устанавливаются между людьми в процессе их совместной жиз­недеятельности.

Люди, среди которых живет человек, представляют собой различного рода групповые объединения субъектов, которые, осуществляя совместную деятельность, создают материальные и духовные ценности, необходимые для нормального существова­ния каждого человека. Личность, как самостоятельное и актив­ное существо, может жить и проявлять себя только в группе себе подобных существ, между которыми существуют внутренние связи, объединяющие людей в различного рода сообщества, су-

256


деленном пространстве. Группа - это сообщество людей, объединен­ных внутренними связями и отношениями, возникшими в процессе со­вместной деятельности и совместного проживания. Совместное бы­тие - это специфический для людей образ жизни.

Включение индивида в совместное бытие с другими людьми мо­жет происходить как закономерно, так и случайно. Закономерно, на­пример, индивид включается в жизнь семьи в силу появления на свет от родителей. Случайно он становится членом другой группы благода­ря тому, что начинает контактировать с некоторыми представителями этого сообщества. Но для того, чтобы личность стала членом группы, она должна быть принята ею. Равноправным членом группы субъект становится только тогда, когда его действия и поведение оцениваются как полезные для группы.

Принадлежность личности к группе основана на наличии у нее общего признака, присущего всей группе. Таким общим признаком может быть: профессия, пол, возраст, место проживания, а также нали­чие общих интересов, увлечений, взглядов, культурных и духовных цен­ностей и т.д. Общность - это основной признак, лежащий в основе всех групповых объединений людей.

Впервые общность людей возникает на основе наличия ро­довых связей между родичами, где все равны и их объединяет совместное проживание, забота о продолжении рода и защита своей территории. Все личности, принадлежащие к этой общнос­ти, объединены между собой родовыми связями и составляют не­структурированное объединение, существующее под названием “Мы”. Неструктурированные общности людей, противопостав­ляющие себя другим сообществам, отражаются в сознании лич­ности “Мы” и “Они”. Такие неструктурированные сообщества людей, где существуют родовые связи, где все равны и объеди­нены совместным проживанием, получили название “коммуни-тас”. С этой точки зрения любое групповое объединение, не име­ющее определенной структуры, может называться коммунита-сом. Коммунитас – это социум в его нерасчлененном виде, то есть объединение людей недифференцированное по социальным признакам.

В развитом обществе, где существуют социальные связи между субъектами, возникают групповые общности, имеющие определенную социальную структуру, определяющую социальный ста­тус каждой личности в группе. В таких сообществах существуют са-


257


ные взаимоотношения между индивидами: прагматические, психоло­гические, социальные, культурные, духовные, эмоциональные, интел­лектуальные, ролевые и др.

Среди этих отношений наиболее важную роль в развитии личнос­ти играют культурные и духовные связи, существующие в групповых объединениях. Под их влиянием индивид становится одухотворенным существом, для которого важнейшее значение начинают иметь куль­турные и духовные ценности, существующие в обществе. Эти ценнос­ти не существуют в готовом виде, они создаются людьми в процес­се совместной жизни и становятся основным фундаментом для воз­никновения и существования групповых объединений и основой для установления прочных связей между членами группы.

Духовное начало в любой общности всегда основано на совмест­ной практической деятельности, в процессе которой создаются мате­риальные предметы, необходимые для жизни общества. Осуществляя трудовую деятельность совместно с другими людьми каждая личность вносит определенный вклад в создание материальных ценностей, в ко­торых отражена степень участия ее в жизни того сообщества, к кото-ро му она принадлежит. Совместный тру д делает личность тру до люби-вой, общительной, внимательной, отзывчивой, ответственной не только за себя лично, но и за деятельность всех членов трудовой группы.

То как личность может проявлять себя в группе зависит от той роли, которую она добровольно берет на себя или которую ей навязы­вает группа. Если роль соответствует возможностям личности, то у индивида начинают проявляться качества, одобряемые группой. В про­тивном случае она начинает негативно относиться к субъекту, который не справляется со своей ролью.

В группе личность не только проявляет себя, но и находит защиту от посягательств субъектов, недоброжелательно отно­сящихся к ней как внутри группы, так и за ее пределами. Если вся группа начинает негативно относиться к какому-либо ее чле­ну, то он становится изгоем “гадким утенком”, которого все могут безнаказанно обижать. И все же такой субъект не покида­ет группу, а остается в ней, хотя и терпит насмешки и издевательства. Это объясняется тем, что человек общественное существо и он не может существовать отдельно от людей. Потребность быть с людьми заставляет его искать контакты с себе подобными и таким образом,


258


Проблема одиночества является для личности самой острой сре­ди других проблем, с которыми она сталкивается. Одиночество может быть временным и постоянным. Временное одиночество наступает после разрыва отношений с прежними друзьями или родственниками. Иногда прежние отношения восстанавливаются, если же это не проис­ходит завязываются отношения с другими людьми. Длительное одино­чество возникает в том случае, когда личность в течение долгого вре­мени не может установить связи с другими людьми, так как они не представляют никакого интереса для нее. Одиночество всегда тяжело переживается людьми. Одинокого человека часто охватывает тоска, подавленность, опустошенность, скука, безысходность и т.д.

Как видим, личность не может жить и развиваться вне конкрет­ной группы людей, к которой она принадлежит. Влияние группы на лич­ность является разносторонним и очень важным, так как она выполня­ет по отношению к личности целый ряд важных функций: объединения, социализации, прагматизации, экспрессивности и поддержки.

Функция объединения соединяет отдельные личности в группу, которая представляет собой основную ячейку человеческого общества и которая дает возможность каждой личности приобщиться к роду людей. Функция социализации превращает индивида в сознательно дей­ствующую личность, одухотворяет ее и наделяет истинно человечес­кими свойствами и качествами. Прагматическая функция приобщает личность к совместной деятельности с другими людьми и дает воз­можность развивать человеческие способности, необходимые для со­здания предметов, нужных для жизни общества. Экспрессивная функ­ция помогает личности проявить себя в группе, реализовать свои воз­можности и способности, заслужить доверие, уважение и одобрение группы. Благодаря этой функции человек получает возможность удов­летворить потребность в общении, выразить свои мысли, желания, стремления и свое отношение к членам группы. Функция поддержки обеспечивает сплочение членов группы в экстремальных ситуациях, защиту каждого члена группы от посягательств со стороны субъек­тов, принадлежащих к другим группам. Она помогает ослабить непри­ятные чувства и состояния напряжения, возникшие в конфликтных ситуа -циях.


Виды групп.

259


Каждая личность является членом какой-либо группы. Суще­ствует множество видов групп, которые различаются по величине, форме организации, уровню развития и социальной направленности.

По величине различают большие и малые группы. Большие груп­пы насчитывают в своем составе по несколько сотен и более индиви­дов. Это производственные объединения, учебные, деловые и обслу­живающие учреждения, воинские части и соединения, политические партии, профсоюзные организации и т.д. Большие группы являются составной частью общества, государства, страны и народа. Они обес­печивают нормальную производственную, хозяйственную, политичес­кую, культурную и духовную жизнь общества. Большие группы людей является объектом изучения науки социологии.

Малые группы имеют в своем составе от двух до двух десятков человек. К малым группам относят: семью, производственную брига­д у, учебную группу, воинское подразделение, экипаж самолета, спортив­ную команду, труппу артистов и т.д. Малые группы входят в состав более больших групп. В них в основном протекает жизнь, деятельность, общение и взаимодействие индивидов друг с другом. В малых группах возникают специфические социально-психологические явления и поэто­му эти группы являются объектом изучения социальной психологии.

По характеру связей, существующих между личностями, группы могут быть первичные и вторичные. В первичных группах имеют ме­сто непосредственные, эмоционально окрашенные отношения. Возни­кают и существуют первичные группы в результате наличия взаимно­го тяготения между индивидами, проявляющегося в форме чувств сим­патии, уважения и солидарности. Такие взаимоотношения имеют мес­то в семье, в компании друзей, коллег по работе, партнеров различных командах, экипажах и т.д.

Вторичные группы характеризуются опосредстванными отноше­ниями между членами объединения. Контакты между ними имеют офи­циальный, сугубо деловой характер. Отношения друг к другу в этих группах складываются не на основе личных симпатий, а в результате проявления индивидом деловых качеств и умения выполнить возло­женные на него функции. Возникновение вторичных групп связано с общими производственными, экономическими, политическими и дру­гими интересами. К вторичным группам относятся трудовые объеди­нения, учебные учреждения, политические партии, профсоюзные орга­низации и т.д. Если личность не находит удовлетворения своим интере-


260


сам и стремлениям в первичной группе, то она старается реализовать себя во вторичной группе, включаясь активно в производственную, по­литическую или в учебную деятельность.

По характеру отношения личности к группе она может быть для неё референтной и нереферентной. Референтная группа явля­ется для личности наиболее важной из всех групп, в которые она входит. В ней она видит образец для подражания. Все ее ценнос­ти, формы поведения, взгляды и идеалы являются эталоном для личности. Мнением членов референтной группы личность доро­жит в большей степени, чем мнением всех остальных людей. Не­референтная группа не имеет никакого значения для личности, хотя она может формально входить в ее состав. Все что происхо­дит в этой группе является безразличным для индивида и не ока­зывает на него никакого влияния. Кроме этих двух групп Р.С. Немов выделяет антиреферентную группу, к которой субъект относится отрицательно. Поведение, взгляды, ценности и идеа­лы членов этой группы вызывают у него отвращение и чувство протеста.

По наличию или отсутствию непосредственных связей меж­ду субъектами различают реальные и условные группы. Реаль­ные группы - это объединения людей, существующие в действи­тельности, между которыми имеют место непосредственные кон­такты и межличностные отношения. Условные группы - это ис­кусственно создаваемые группы людей, между которыми нет не­посредственных связей и контактов. Лица, зачисленные в эти группы, даже не подозревают об этом. Создание условных групп осуществля­ется на основе выделения общих социальных и психологических ха­рактеристик, свойственных определенным категориям людей.

По форме организации группы бывают формальными и нефор­мальными. Формальные группы создаются специально и имеют за­ранее заданную организацию. Между членами формальной группы взаимоотношения имеют чисто деловой, официальный характер. Каждый член группы выполняет строго определенные функции и несет ответственность перед группой за свои действия и поведе­ние. К формальным группам можно отнести производственные бри­гады, команды, экипажи, учебные группы и т.д.

Неформальные группы возникают стихийно и не имеют никакой определенной организации. Взаимоотношения в них имеют сугубо лич-


261


ный характер и основаны на чувствах симпатии, дружбы и товарище­ства. Неформальные группы могут существовать самостоятельно, а могут также возникать внутри формальных групп, когда отношения между некоторыми членами являются не только деловыми, но и носят дружеский и интимный характер.

По уровню развития группы могут быть высокоразвитыми и сла­боразвитыми. В высокоразвитых группах деловые отношения прояв­ляются на высоком уровне и имеют стабильный характер. Межлично­стные отношения в этих группах имеют четко выраженный положи­тельный или отрицательный характер. В слаборазвитых группах дело­вые и личные отношения являются расплывчатыми и слабо выражен­ными. В них нет четкого распределения функций, имеет место безот­ветственное отношение к своим обязанностям, межличностные отно­шения являются поверхностными и нестабильными.

А.В. Петровским была предложена следующая классификация групп по уровню их развития: 1) диффузная группа, 2) ассоциация, 3) коллектив, 4) корпорация.

Диффузная группа характеризуется низким уровнем раз­вития. Деловые отношения в ней, как правило, отсутствуют, межличностные отношения имеют поверхностный и случай­ный характер. Диффузные группы возникают как попало и где попа­ло, существуют часто недолго и быстро распадаются. Примером диффузной группы являются временные компании, возникшие на вечеринках, местах отдыха, в поездах, дискотеках, в больницах и т.д.

Ассоциация – группа людей, объединенная деловыми отно­шениями, которые зависят от того вклада, который вносит каж­дая личность в общее дело. Межличностные отношения в ней имеют дружеский характер, являются довольно прочными и ус­тойчивыми. Ассоциациями являются производственные брига­ды, учебные группы, команды, экипажи и т.д.

Коллектив – наиболее развитая группа людей, характери­зующаяся высокой сплоченностью, четкой организацией, пра­вильным распределением обязанностей, добросовестным и ответ­ственным отношением к их выполнению. В межличностных от­ношениях господствует дружба, товарищество, взаимная помощь, выручка и поддержка. Все это имеет место потому, что взаимо­отношения в коллективе основаны на высоконравственных прин-


262


установками. Коллективы бывают производственными, учебными, спортивными, воинскими и т.д.

Корпорация представляет собой высокоорганизованное групповое объединение имеющее обособленный характер. Установки и действия корпоративных объединений направлены против конкурирующих с ними групп и имеют антиобщественный характер. Отношения между члена­ми корпорации построены на основе эгоистических интересов и имеют индивидуалистическую направленность. Примером корпорации явля­ются мафиозные объединения, организованные группы преступников, организации перекупщиков, адвокатские коллегии.

По социальной направленности группы делятся на проссоциаль-ные и антисоциальные (асоциальные). Просоциальными и асоциальны­ми могут быть большие и малые группы, формальные и неформаль­ные, реальные и условные, слабоорганизованные и высокоорганизован­ные.

Просоциальными являются такие группы, где установки и действия людей направлены на благо общества и носят обще­ственно-полезный характер. Поскольку в своих действиях они руководствуются общечеловеческими культурными и духовными цен­ностями, то они составляют лучшую часть человеческого общества.

Асоциальные группы руководствуются в своих действиях амо­ральными взглядами и антиобщественными установками, наносящими вред как отдельным людям, так и всему обществу. Такими группами являются компании хулиганов, рекетиров, наркоманов, наркодельцов и других преступных объединений.

Таковы основные виды групп, которые изучены в психоло­гии.


Структура группы.

Каждая группа имеет свою структуру, которая определя­ется численным составом, целями и задачами, стоящими перед ней, обязанностями и функциями ее членов, а также характером взаимосвязей между ними.

Прежде всего структура группы зависит от ее величины. Чем больше по величине группа, тем сложнее ее структура и чем меньше – тем она проще. В психологии лучше всего изучена структура малых и первичных групп. Численный состав таких

263


шой. Он включает общее количество членов группы, их дифференциа­цию по возрасту, полу, образованию, квалификации, семейному положе­нию и т.д. Каждый член группы занимает определенное место в ее структуре. Положение личности в структуре группы зависит от важ­ности тех официальных функций, которые она выполняет в группе, а также от отношения к ней членов группы.

В зависимости от целей и задач, а также функций членов груп­пы ее структура может быть однородной и разнородной. При нали­чии простой задачи ее структура является однородной, так как все члены группы выполняют одни и те же функции. Возьмем, напри­мер, группу рабочих, занимающихся благоустройством отведенной им территории. Все члены группы занимаются однородной рабо­той: посадкой деревьев и кустарников, расчисткой алей и дорожек.

Если же цели и задачи являются сложными, то структура группы имеет сложный и разнородный характер, так как члены группы выпол­няют различные функции. Так, экипаж самолета должен выполнить рейс согласно расписанию. Для того, чтобы достигнуть этой цели все члены экипажа должны выполнять свои функции: пилот должен вести само­лет по курсу, штурман – прокладывать курс, радист – держать связь с диспетчером, бортмеханик – следить за работой двигателей, стюар­десса – обслуживать пассажиров.

В зависимости от характера связей между членами группы ее структура может быть официальной и неофициальной. В формальных группах, которые создаются специально для выполнения определен­ных целей и задач, существует официальная структура, в соответствии с которой каждый член группы выполняет возложенные на него обя­занности и несет ответственность за свои действия.

Официальная структура в формальной группе задана заранее штат­ным расписанием. Возглавляет официальную структуру формальной группы руководитель (в учреждениях - начальник или заведующий, в производственных объединениях - директор, в экипажах су дов и спортив­ных командах - капитан, в воинских частях - командир и т.д.) Руково­дитель назначает высококвалифицированных членов группы руководить подразделениями, входящими в состав учреждения или объединения. Те в свою очередь распределяют обязанности между сотрудниками подразделения. Причем, все это специально фиксируется в форме при­казов и распоряжений.


264


В неформальных группах имеет место неофициальная структура, которая возникает вследствие того, что члены группы начинают доб­ровольно выполнять определенные обязанности. Неофициальная струк­тура обусловлена внутренними факторами, тогда как официальная – внешними. Она является более гибкой по сравнению с официальной, так как связи между индивидами в неформальных группах имеют доб­ровольный характер, являются очень динамичными и часто меняют­ся. Так, группы подростков, занимающиеся спортивными играми, час­то возникают стихийно. Играя в футбол члены команды могут часто менять свои функции, вместо выбывших приходят новые игроки.

В формальных группах кроме официальной структуры может иметь место и неофициальная структура, которая определяется не деловыми связями, а личными взаимоотношениями между членами группы. В связи с этим в формальных группах могут быть небольшие неформаль­ные объединения, которые не значатся в штатном расписании и имеют неофициальный характер. Так, в производственных бригадах рабочие, для осуществления совместной деятельности, объединяются по соб­ственному желанию в небольшие группы по два, три человека. После работы они продолжают контактировать, занимаясь вместе хозяйствен­ными работами или посещая места отдыха и учреждения культуры.

Нормальное функционирование группы во многом зависит от пра­вильной организации ее структура. Поэтому изучение и оценка струк­туры группы имеет большое практическое значение. Конечно, устано­вить официальную структуру группы можно без особого труда, сопос­тавив штатное расписание с наличным составом группы и функциями каждого члена группы. Гораздо труднее изучить неофициальную струк­туру, так как она нигде не зафиксирована и на ее надо затратить очень много времени.

Для того, чтобы быстро установить неофициальную струк­туру группы в психологии применяется метод социометрии. Суть этого метода заключается в том, что всем членам группы пред­лагается сделать социометрический выбор своего партнера для осуществления какой-либо совместной деятельности. Благода­ря такой процедуре можно без труда выявить неформальные меж­личностные связи, которые существуют между членами груп­пы. Результаты исследований показывают, что одних членов группы выбирают больше, чем других. Личность, которую


265


Если в формальной группе наряду с официальной структурой име­ется и неофициальная, то между ними возникает взаимодействие, ко­торое может иметь как положительный, так и отрицательный харак­тер. Положительное влияние неофициальная структура оказывает в том случае, когда межличностные отношения помогают членам группы лучше выполнять свои деловые функции. Отрицательное влияние они оказывают, если личные отношения мешают отдельным индивидам добросовестно выполнять свои официальные обязанности.

Положительное взаимодействие между неофициальной и офици­альной структурой группы возможно также и в том случае, если руко­водитель и неформальный лидер является одним и тем же лицом. В данном случае официальная структура совпадает с неофициальной. Возможно и такое явление, когда неофициальная структура дополняет официальную. Это происходит тогда, когда между неофициальным ли­дером и руководителем существуют хорошие отношения и он помога­ет ему руководить группой. Если же между ними возникают конфлик­ты, то группа делится на два лагеря и нормальная жизнь группы нару­шается.


Групповая деятельность.

Каждая группа занимается каким-либо определенным видом деятельности: трудовой, обслуживающей, учебной, спортивной, игровой и т.д. Деятельность, будет ли она совместной группо­вой или индивидуальной имеет всегда одну и ту же структуру. В нее входит: 1) постановка цели, 2) принятие решения, 3) пла­нирование, 4) осуществление деятельности, 5) управление и кон­троль, 6) оценка результатов. Несмотря на то, что все эти эта­пы деятельности являются одинаковыми как в индивидуаль­ной так и в групповой деятельности, все же в последней они имеют свои отличительные особенности.

Начинается деятельность с постановки цели, которая опре­деляет как характер деятельности, так и ее результаты. Цели могут быть заданы извне или поставлены самой группой. Они могут быть близкими и далекими. Близкие цели регулируют те­кущую деятельность, далекие - рассчитаны на длительный пери­од времени и определяют перспективу в развитии группы. Цели могут быть общественно значимыми и антиобщественными.

266


альной направленности группы. В просоциальных группах цели деятель­ности направлены на благо общества, в асоциальных объедине­ниях они имеют криминальный характер. В отличие от индиви­дуальной деятельности цели групповой деятельности ставятся при участии всех членов группы, совместно обсуждаются и оце­ниваются с точки зрения тех результатов, которые они будут иметь для группы.

Следующим важным моментом в групповой деятельности яв­ляется принятие решения. В психологии в наибольшей степени изу­чена эта сторона групповой деятельности. Прежде всего описаны основные стадии принятия решения: 1) осмысление проблемы, 2) сбор информации, относящейся к проблеме, 3) выдвижение и оцен­ка альтернативных решений, 4) выбор наиболее правильного реше­ния.

Для того, чтобы группа могла принять наиболее правиль­ное решение из числа ее членов создают две команды: в одну входят генераторы новых решений, во вторую лица, занимаю­щиеся анализом предложенных решений. Генераторы могут выд­вигать какие угодно решения, в том числе и самые абсурдные. Группа оценки должна все их без исключения рассмотреть и най­ти то ценное, что в них содержится. Так, например, во время Вто­рой мировой войны английские корабли несли большие потери от немецких мин. Для того, чтобы уменьшить потери командо­вание привлекло к решению этой проблемы всех специалистов, создав из них две группы: генераторов идей и их оппонентов. Все выдвигаемые решения были отвергнуты. Тогда один из генера­торов в шутку предложил поставить матросов на нос корабля, чтобы они изо всех сил дули на встречающиеся мины и они отхо­дили от корабля. Группа оценки, проанализировав эту идею, пришла к выводу, что ее можно применить, поставив на носу корабля помпы, переделанные так, чтобы они создавали струи воздуха, которые отклоняли бы мины от борта корабля.

Сравнивая групповое решение с индивидуальным исследо­ватели отмечают, что во многом они имеют общие черты. Но в то же время групповое решение имеет более сложный характер, так как в нем участвует большое количество людей. Причем, одни индивиды являются более активными, чем другие. Автори­тетные личности оказывают большее влияние на принятие реше-


267


много времени на согласование точек зрения, вследствие чего в про­цессе обсуждения иногда происходит подмена одной проблемы дру­гой.

Исследователи отмечают не только плюсы, но и минусы в принятии группового решения. Плюсы: 1) выдвигается в два раза больше идей, чем при индивидуальном принятии решения, 2) при­нятые решения группой отличаются большей точностью, чем ин­дивидуальные, так как группа имеет более широкую разностороннюю информацию, чем отдельный человек, 3) группа может лучше оценить новую идею, чем один индивид, так как в ее обсуждении участвует много людей, 4) принятое решение является обязательным для всех и его никто не может отменить. Минусы: 1) группа может подавлять творчество отдельных членов, 2) принятые решения могут стать об­разцом и вызывать стереотипные решения, 3) часто принятие группо­вых решений имеет конфликтный характер.

После принятия решения группа обсуждает план и намечает сред­ства, для его выполнения. В плане указывается время начала и оконча­ния деятельности, намечаются промежуточные этапы ее выполнения, указываются формы контроля, предусматриваются возможные препят­ствия при реализации принятого решения, указываются конечные ре­зультаты групповой деятельности. В плане также предусматриваются средства, которые могут быть использованы группой для достижения поставленной цели. В просоциальных ассоциациях применяются толь­ко такие средства, которые соответствуют нормам и принципам обще­человеческой морали. В асоциальных группах применяются любые средства, так как члены этих групп считают, что все средства хороши для достижения цели.

Осуществляется групповая деятельность при участии всех членов группы в соответствии с целью и намеченным планом, успешное выполнение плана зависит от слаженной работы всех членов группы. Но это возможно только при четком распределе­нии обязанностей и профессиональной подготовленности участ­ников совместной деятельности. Кроме того должно иметь мес­то добросовестное отношение всех членов группы к своим обя­занностям и соответствующая адаптация к условиям работы. Положительное влияние на групповую деятельность оказывают неформальные связи, которые возникают между членами груп­пы, работающими вместе и выполняющими одни и те же опера-


268


ду ними и к появлению чувства солидарности, взаимной помощи и под­держки.

Управление и контроль за деятельностью группы осуществ­ляет руководитель. Он распределяет обязанности между члена­ми группы, следит за выполнением плана, принимает меры для устра­нения недостатков в работе группы и отдельных ее членов. Нормаль­ная деятельность группы зависит от того как использует свою власть руководитель. Власть, по определению Моррея, это искусство управ­лять поведением людей, применяя различные способы воздействия на них. Руководитель должен уметь влиять на людей, убеждать их, обя­зывать, уговаривать, очаровывать, поощрять, внушать, заставлять, принуждать, запрещать, наказывать и т.д.

Применение различных способов воздействия на людей зависит от стиля руководства. В психологии описаны три типа руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Авторитарный стиль руководства характеризуется тем, что руководитель использует свою власть в директивном порядке. Все его действия по управлению и кон­тролю отличаются единоличием. Он не позволяет подчиненным кри­тиковать его методы руководства и оспаривать его решения. К рядо­вым членам группы он относится как к исполнителям его воли. Ко всем проявлениям самостоятельности со стороны подчиненных относится нетерпимо, старается подавить всякую инициативу.

Скрупулезно контролирует выполнение членами группы своих фун­кций. При наличии недостатков в работе провинившихся наказывает: делает выговор, лишает премии, отстраняет от работы. Основные спо­собы управления, которые он применяет, имеют административный характер: заставить, запретить, наказать и т.д.

Демократический стиль руководства проявляется в том, что ру­ководитель не только самостоятельно управляет деятельностью груп­пы, но и некоторые свои функции он передает другим членам группы. Его метод управления основан не на административных распоряжени­ях, а на сотрудничестве с подчиненными. Он прислушивается к мне­нию всех членов группы, высоко ценит инициативных и творческих ра­ботников, заботится о повышении квалификации сотрудников. Вникает не только в деловые, но и в личные взаимоотношения между членами группы, советуется с ними, принимая новые решения, обсуждает перс­пективы развития групповой деятельности и т.д. Контроль за деятель­ностью группы и отдельных ее членов осуществляет системати-


269


чески и неукоснительно. Контрольную функцию использует не только для выявления недостатков и наказания виновных, но и для своев­ременного их исправления и предупреждения.

Либеральный стиль руководства имеет место в тех случаях, ког­да руководитель в силу своей некомпетентности и нерешительности самоустраняется от руководства группой. Все дела пущены им на са­мотек и он не в состоянии принять самостоятельно ни одного решения. Если возникает какой-либо вопрос, то он решается сообща при участии всей группы. Контроль за деятельностью группы является номиналь­ным. Если допускаются какие-либо недостатки в деятельности груп­пы или отдельных ее членов, то он не наказывает их, а только делает замечание. Давая поручение кому-нибудь на членов группы, а тот от­казывается выполнять его, он начинает упрашивать его и обещает дру­гих поручений не давать.

Возникает естественно вопрос о том какой стиль руковод­ства является наиболее эффективным. Безусловно, более эффек­тным является демократический стиль руководства, так как он обеспечивает самостоятельность и творчество, повышает про­дуктивность групповой деятельности, дает возможность ставить и решать новые задачи более сложные и важные для группы. Однако во многих случаях сложившаяся обстановка требует от руководителя применить решительные и даже жесткие меры для того, чтобы исправить положение и добиться нужных результа­тов в деятельности группы. Для того, чтобы добиться высокой организованности и дисциплины в группе руководитель должен уметь применить к отдельным членам группы суровые меры на­казания особенно, если они являются неформальными лидерами и оказывают вредное влияние на неустойчивую часть группы.

Заключительным этапом групповой деятельности является оценка полученных результатов. Критерием оценки результа­тов деятельности является сопоставление количества и качества полученного продукта с тем, что планировалось получить в ко­нечном итоге. Если результаты деятельности соответствовали поставленным задачам, то деятельность группы оценивается как положительная. Если они были гораздо ниже того, что предпола­галось получить, то деятельность получает отрицательную оцен­ку. Оценивается также вклад каждого члена группы в результаты дея­тельности: одних хвалят, других порицают.


270


Большое влияние на характер оценки итогов групповой деятель­ности оказывает руководитель. Наиболее объективно оценивает вклад каждого члена группы и итоги деятельности демократический руково­дитель. Он объективно также оценит как положительные, так и отри­цательные моменты в деятельности всей группы. Руководитель либе­рального стиля руководства даст обтекаемую оценку и постарается никого ни похвалить, ни обидеть. Руководитель авторитарного стиля при наличии положительных результатов в деятельности группы все заслуги припишет себе. В том случае, если результаты деятельности являются отрицательными, то всю вину за это он постарается возло­жить на группу, обвинив ее членов в нерадивости, в безответственном отношении к выполнению его указаний и директив.

Как видим, результаты групповой деятельности зависят не только от усилий всех членов группы, но и от вклада каждого ее члена, который может быть как рядовым исполнителем, так и руководителем, организующим и регулирующим все этапы вы­полнения групповой деятельности в соответствии с целью, зада­чами и планом ее осуществления.

Литература Андреева М.Г. Социальная психология. М., 1996. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск., 1976.

Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1994. Общая психология. М., 1986.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. Психология. Учебник. М., 1998.

Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968.


271



272










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 306.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...