Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развитие межличностного общения.
Общение является динамическим, непрерывно развивающимся процессом установления контактов между индивидами, основанном на применении навыков и умений общаться. Без общения невозможна жизнь человека. Оно необходимо и в быту, и на работе, и в общественных местах, и в личной жизни. В большинстве случаев умение общаться возникает у человека стихийно, начиная с раннего детского возраста. Уже в младенческом возрасте у ребенка появляется потребность в общении со взрослыми, которая связана с удовлетворением его естественных потребностей. Основная форма общения в этом возрасте - это установление контактов со взрослыми посредством звуков, прикосновений, мимики и пантомимики. К концу первого года появляется вербальная форма общения, связанная с усвоением языка и речи. После первого года на развитие общения большое влияние оказывает познавательная деятельность и быстрый рост словарного состава у ребенка. Начиная с трех до пяти лет происходит интенсивное развитие общения детей не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. В результате общения со взрослыми ребенок начинает осваивать предметно-практическую деятельность, а также интенсивно познавать окружающий мир и самого себя. Под руководством взрослых он учится пользоваться предметами домаш- 303 и осуществлять самостоятельное поведение. В этом возрасте начинает проявляться интерес к познанию всего, что привлекает внимание ребенка. Столкнувшись с каким-либо новым предметом или явлением он обращается к взрослым с вопросом: “Что это?” Несколько позже наряду с этим вопросом у него возникает желание узнать у взрослых причину появления того или иного явления и он обращается с вопросом: “Почему это происходит?” Параллельно с общением со взрослыми дети начинают общаться со своими сверстниками в процессе совместной игры. Сначала общение в игре сведено к минимуму, так как до трех лет ребенок играет не вместе с другими детьми, а рядом с ними. Играя он общается сначала сам с собой, высказывая суждения в процессе игры: “Привез кирпичи. Построил домик. Накормил собаку. Уложил спать ребенка”. После трех лет появляется потребность в партнерах, так как игра приобретает коллективный и ролевой характер (дочки - матери, учитель и ученик, доктор и больные и т.п.) Для того, чтобы начать игру и осуществлять её дети должны общаться, взаимодействовать и сотрудничать между собой. Регулируются отношения между участниками игры определенными правилами, которые предписываются субкультурой данного возраста. Детская субкультура возникает на основе общечеловеческой культуры, но является самостоятельной и автономной. В ней отражены общечеловеческие социальные ценности: нравственные, политические, экономические, религиозные, эстетические, преломленные и переработанные детским сознанием в соответствии с опытом, потребностями и характером деятельности детей определенного возраста. Детская субкультура сохраняется на протяжении многих десятилетий, является интернациональной, в силу общности детской психологии, и создается в результате взаимодействия и творчества детей в игровой деятельности и в процессе познания мира взрослых. Передается детская субкультура от старших детей к младшим при совместных играх и межличностном общении в дворовых компаниях, на игровых площадках, на пляжах, в детских учреждениях и т.д. В детской субкультуре зафиксированы правила поведения и общения детей в различных ситуациях. Они предписывает детям быть дружелюбными, общительными, справедливыми, про- 304 и выдержку, вести себя в соответствии с правилами игры и той ролью, которую они берут на себя. Перед началом игры дети должны распределить роли. Это один из самых важных и сложных моментов, так как неправильное распределение ролей вызывает конфликты между детьми. Чтобы избежать этого применяют считалки, которые дают возможность объективно распределить роли и правильно выполнять их. Процесс общения в ходе игры также регулируется заранее готовыми формами общения, в которых зафиксировано “как надо говорить и что надо говорить”. Если в процессе игры возникают конфликты и ссоры, то взаимодействие между детьми зависит от применяемых ими “дразнилок”, которые дают возможность как можно сильнее уязвить противника и выйти победителем из конфликта. Чаще всего возникшие конфликты между детьми разрешаются мирно. Вмешательство взрослых может лишь прекратить конфликт на время, а потом еще больше усугубить его. В школьном возврате большое влияние на развитие общения между детьми и взрослыми оказывает учебная деятельность, в процессе которой они становятся субъектами педагогического общения. В этот период дети усваивают навыки устной и письменной речи, учатся правильно говорить и писать. В учебное и во внеучебное время предметом их общения являются, в основном, усвоенные в школе знания и способы их применения при выполнении учебных заданий. Встретив трудности при решении задачи ученик спрашивает своего товарища: “Решил задачу? А как решал?” В подростковом возрасте, как показывают исследования, основной потребностью школьника является установление контактов со сверстниками, желание вступить с ними в общение, добиться признания и стать равноправным членом группы. Компании подростков собираются в местах, где они чувствуют себя свободными от контроля взрослых: на пустырях, задних дворах, чердаках, заброшенных домах и т.п. Причем, и в этом возрасте на поведение и общение большое влияние оказывает подростковая субкультура, основным содержанием которой является “кодекс товарищества”, важнейшими требованиями которого являются равенство, верность, честность, открытость, справедливость, преданность, взаимная помощь. Поэтому подростки всегда осуждают измену товарищу, эгоизм и 305 зазнайство, стремление командовать, добиваться подчинения силой, хитростью и вероломством. Общение с товарищами имеет самое большое значение в жизни подростка. Общение для подростков является особым видом деятельности, предметом которой является друг, товарищ, а содержанием -установление взаимоотношений с ним. Поиск преданного друга является самым важным делом для подростка. С другом можно поделиться самым сокровенным, доверить тайну, свои мысли, чувства и желания. Самое привлекательное для друзей - это разговоры, которыми сопровождаются все занятия, прогулки и развлечения. Характер общения в этом возрасте является весьма своеобразным. Подростки не любят много говорить. Часто реплики, которыми они обмениваются являются шаблонными и односложными. Наиболее часто употребляемые слова - это: “классно”, “клево”, “обалдеть” и т.п. В процессе общения происходит познание подростком своего сверстника и самого себя. Общение с товарищами имеет большое значение для развития личности подростка, так как оно дает возможность овладеть нормами поведения в процессе общения, характерными для взрослых людей. Умение общаться, как уже отмечалось, в большинстве случаев возникает стихийно. Вместе с тем многие профессии требуют от человека сознательного усвоения приемов и способов общения. В социальной и практической психологии существует специально разработанная техника общения, которая представляет собой систему приемов и способов установления контакта между субъектами с целью обмена информацией, необходимой для осуществления совместной деятельности или поведения. Овладение техникой общения осуществляется посредством специальных тренингов, предусматривающих целый ряд упражнений, направленных на приобретение индивидом навыков и умений общаться с людьми. Существует целый ряд вербальных и невербальных средств и способов установления и поддержания контактов в процессе общения с целью познания личности человека, его мыслей, желаний, чувств, взглядов, убеждений, верований, помыслов и стремлений, направленных как на прошлое, так и на настоящее и будущее. Невербальные приемы и способы: выражение лица, поза, жесты и движения. 306 Выражение лица должно быть связано с целью сообщаемой информации, с отношением к её адресату и с желаемыми результатами общения. Поза и движения также должны соответствовать содержанию передаваемой информации и способом выражения отношения к её содержанию и к партнеру по общению. Вербальные средства - его реплики и вопросы общающихся, их смысл, тон и эмоциональность. Реплики не должны быть двусмысленными, вопросы должны задаваться четко и ясно. Тон реплик и вопросов должен соответствовать их содержанию. Их эмоциональность должна передавать отношение говорящего к собеседнику. Результативность применения приемов и способов во многом зависит от умения субъекта принимать и обрабатывать получаемую от партнера информацию. В результате овладения субъектом приемами и способами общения у него формируется коммуникативные способности, обеспечивающие ему успешное взаимодействие с окружающими людьми. Таким образом, общение представляет собой очень сложную сферу человеческой деятельности. Оно дает возможность устанавливать межличностные отношения, обмениваться мыслями, чувствами, желаниями и стремлениями, воздействовать друг на друга, преодолевать разногласия и конфликты, добиваться взаимного понимания и согласия. Общение является основным фактором становления и развития личности, способом удовлетворения духовных потребностей, стимулом для совершения высоконравственных поступков, средством реализации себя как личности. В процессе общения формируются такие общественно-ценные качества личности как общительность, чуткость, внимательность, отзывчивость, сострадательность, дружелюбие и человеколюбие. Литература Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. Бодалев А.А. Межличностное восприятие и понимание. Личность и общество. М., 1983. Бобрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. Книга для учителей и родителей. М., 1987. Иванова С.П. Психология полисубъектного взаимодействия в социально-педагогической среде. Псков, 2000. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990. 307 Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1994. Общая психология. М., 1986. Психология. Учебник. М., 1998. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. 308 Содержание Предисловие ....................................... 3 Раздел I. Психика и поведение человека ....................... 5 Глава 1. Предмет психологии ............................. 5 1.1. Человек как природное и одухотворенное существо. . ..... 5 1.2. Психика человека. . .............................. 6 1.3. Определение психологии как науки. . ................ 12 1.4. Связь научной психологии с житейской и практической. ... 1 4 Глава2. История психологии ............................ 1 7 2.1. Представление древних философов о душе. . ........... 1 7 2.2. Взгляды философов нового времени о сущности психики . .. 2 1 2.3. Современные психологические теории. . .............. 2 5 2.4. Психология в России . . ........................... 32 Глава 3. Состояние, методология и методы современной психологии 3 5 3.1. Состояние современной психологии. . ................ 3 5 3.2. Методология психологических исследований. . .......... 3 7 3.3. Методы исследования психических явлений. . ........... 3 9 Глава 4. Физиологические и биоэнергетические механизмы психики человека .............................. 4 5 4.1. Строение и функции нервной системы . . .............. 4 5 4.2. Динамическая локализация психических процессов. . ..... 4 7 4.3. Мозг, психика и поведение человека . . ................ 51 4.4. Биоэнергетическая концепция психики. . .............. 5 4 Глав а 5. Развитие психики и сознания человека. . .............. 60 5.1. Развитие психики в филогенезе ...................... 60 5.2. Психика и формы поведения животных. . .............. 6 2 5.3. Возникновение и развитие сознания у человека. . ........ 68 5.4. Сходство и различие психики человека и животных. . ..... 7 2 Глава 6. Психология поведения и деятельности человека ......... 7 5 6.1. Понятие о поведении и деятельности. . ............... 75 6.2. Психические и физические компоненты поведения и деятельн ости. . ................................. 79 6.3. Виды поведения и деятельности . . ................... 84 309 Раздел II. Познавательные процессы и способности человека ........................................... 88 Глава 7. Психология познавательной деятельности ............. 8 8 7.1. Понятие о познавательной деятельности . . ............. 88 7.2. Структура познавательной деятельности . . ............. 90 7.3. Мотивация познавательной деятельности. . ............ 93 7.4. Формирование познавательной деятельности. . .......... 9 6 7.5. Диагностика познавательной деятельности и способностей учащихся. . ................................... 99 Глава 8. Сенсорные познавательные процессы ............... 104 8.1. Ощущения. . ................................. 104 8.2. Восприятие.. ................................. 114 8.3. Внимание. . .................................. 120 Глава 9. Интеллектуальные процессы. . .................... 128 9.1. Память. . .................................... 128 9.2. Воображение. . ............................... 136 9.3. Мышление. . ................................. 142 Глава 10. Речь и психические процессы .................... 150 10.1. Понятие о языке и речи . . ....................... 150 10.2. Виды речи как средство общения и орудие мышления . ... 153 10.3. Развитие речи и духовного мира человека . . .......... 160 Раздел III. Псих ическая орг анизация ли чности ................. 166 Глава 11. Индивид и личность ........................... 166 11.1. Понятие о личности . . .......................... 166 11.2. Самопознание и самооценка личности. . ............. 169 11.3. Духовный мир личности. . ....................... 172 11.4. Формирование и развитие личности. . .............. 176 Глава 12. Эмоционально -волевые состояния и свойства личности .. 182 12.1. Эмоции и чувства. . ........................... 182 12.2. Эмоциональные состояния и виды чувств. . ........... 186 12.3. Воля и волевые действия. . ...................... 194 12.4. Волевые свойства личности . . .................... 197 Глава 13. Индивидуально-типологические особенности личности. .. 203 13.1. Темперамент. . ............................... 203 13.2. Характер. . ................................. 210 13.3. Способности . . ............................... 217 Глава 14. Природные и социальные свойства личности ......... 222 14.1. Природные свойства личности. . .................. 222 14.2. Социальные свойства личности ................... 226 310 14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности. 230 Глава 15. Профессионально-деловые качества личности 237 15.1. Личность и деятельность. . .............. 237 15.2. Профессиональные качества личности. .... 241 15.3. Профессиональная адаптация и подготовка личности к деятельности. . ..................... 251 Раздел IV. Психология межличностных взаимоотношений ......... 256 Глава 16. Личность и группа ............................ 256 16.1. Личность в группе. . ........................... 256 16.2. Виды групп. . ................................ 260 16.3. Структура группы . . ........................... 264 16.4. Групповая деятельность. . ....................... 267 Глава 17. Полисубъектные отношения в группе .............. 273 17.1. Взаимодействие субъектов в группе . . .............. 273 17.2. Статус субъекта в группе. . ...................... 277 17.3. Интеграция и дифференциация субъектов в группе. ..... 280 17. 4. Соц иальны е роли субъе кта. . ..................... 284 Глава 18. Межличностное общение ....................... 290 18.1. Общение и его функции. . ....................... 290 18.2. Взаимное познание субъектов в процессе общения. ..... 294 18.3. Взаимодействие субъектов в процессе общения ....... 299 18.4. Развитие межличностного общения. . ............... 303 311 С 655 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 280. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |