Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 18. Межличностное общение




Основные понятия: общение, функция общения, мотивы, средства, способы и виды общения, педагогическое общение, идентификация, рефлексия, стереотипизация в общении, формы и способы влияния в общении, конфликты в общении, такт и бес­тактность в общении, развитие общения.

Общение и его функции.

Общение является одним из основных условий существова­ния человеческого общества и личности. Общение представляет собой процесс взаимодействия между людьми, который возни­кает с целью установления контактов при осуществлении совме­стной деятельности и поведения. Общаясь люди занимаются об­щественно полезной деятельностью, объединяются в общности, обучают и воспитывают подрастающее поколение. В процессе общения происходит социализация человека, приобщение его к духовной жизни общества, формирование у него духовных и куль­турных потребностей. Общение – это сложная коммуникатив­ная деятельность человека, субъектом и объектом которой явля­ется личность, включенная в общественные отношения.

Посредством общения люди устанавливают контакты друг с другом, обмениваются информацией, добиваются взаимного понимания, воздействуют друг на друга, побуждают совершать действия и поступки. Таким образом, общение как социально-психологическое явление выполняет три основных функции: 1) коммуникативную, посредством которой устанавливаются кон­такты между субъектами, 2) перцептивную, обеспечивающую восприятие и осмысление полученной информации, 3) интерак­тивную – направленную на осуществление взаимодействия между субъектами при выполнении совместной деятельности.

Общение как сложное многостороннее явление может рас­сматриваться, с психологической точки зрения, как процесс по­лисубъектного взаимодействия с целью установления контактов, обмена информацией и осуществления взаимного влияния субъек­тов при выполнении деятельности и поведения в едином социо-

290


Как и всякое сложное явление общение имеет свои мотивы, средства, способы и виды.

Мотивы общения могут быть личные и социальные. Лич­ные мотивы связаны с субъективными психологическими состо­яниями людей, с их поведением и деятельностью, а также с теми событиями и явлениями, которые имеют место в их жизни. Соци­альные мотивы обусловлены статусом личности в обществе, ее социальными функциями, предписывающими устанавливать ко­нтакты и взаимодействовать с людьми определенной категории в соответствии с должностными обязанностями.

Средства общения бывают вербальные и невербальные. Ос­новным средством общения является язык, который представля­ет собой, как уже указывалось, систему словесных знаков, ко­торыми люди обозначают предметы и явления окружающего мира и свои собственные состояния. Невербальные средства обще­ния являются вспомогательными и используются как допол­нительные к языковым средствам. Это мимика, пантомими­ка, жесты, прикосновения и т.д.

Способы общения могут быть непосредственными и опос­редствованными. Непосредственное общение осуществляется при помощи различного рода движений головой, туловищем, конеч­ностями, речевых органов и предполагает непосредственное вос­приятие идущей от субъекта информации. Опосредствованное общение предполагает применение специальных средств для ус­тановления контакта и обмена информацией посредством зна­ков, символов, радио, телевидения, светофоров и т.д.

Виды общения бывают: материальные, символические, ре­чевые и ролевые. Материальное общение является самым древ­ним способом обмена информацией, которая может быть сооб­щена как при помощи естественных природных объектов, так и предметов, созданных человеком.

Естественные объекты и живые существа несут определен­ную информацию в связи с их способом существования и свой­ствами им присущими. Так, камни - твердые, вода - жидкая, рыбы живут в воде, птицы летают в воздухе, белки живут на деревь­ях, мыши - на земле в норках и т.д. Эта информация имеет срав­нительно ограниченный характер. Более обширную информа­цию люди получают создавая и используя предметы, предназ-


291


используя предметы, предназначенные для удовлетворения нужд человека и для осуществления различных видов деятельности.

Предметнее общение было характерно для народов, не имевших письменности. Так, в 5 веке до н.э. персидский царь Дарий решил поко­рить скифов Причерноморья. С большим войском он вторгся на терри­тории скифов, думая разбить их в сражении и победоносно окончить войну. Но скифы избегали больших сражений, а предпочитали внезапно нападать на отдельные отряды персов. Убедившись в невозможности покорить скифов Дарий решил получить с них дань и возвратиться в Перию. Отправив послов к скифам за данью он стал ждать известий от них. Вскоре послы прибыли и вручили Дарию вместо дани пучок стрел, птицу и мышь в клетке. Дарий открыл клетку, птица улетела, мышь убежала и спряталась в норку. Он спросил у мудрецов, что хоте­ли передать ему скифы, прислав эти вещи? Один из мудрецов ответил: “Если ты не улетишь к себе как птица и не спрячешься как мышь, мы поразим тебя этими стрелами”.

Кроме материальных предметов люди стали использовать в процессе общения символы, обозначившие реальные предме­ты. В качестве символов использовались рисунки, схемы, услов­ные знаки, ритуальные принадлежности и т.д. Воспринимая сим­волы люди получали информацию о предметах и явлениях, с которыми они непосредственно не сталкивались, но в буду­щем могли иметь с ними дело.

Речевое общение дает возможность получать разносторон­нюю и обобщенную информацию о внешнем мире и о субъектив­ных состояниях индивида, о его мыслях, чувствах, желаниях, мечтах и идеалах. Речевое общение осуществляется посредством слов. Оно может быть устным и письменным.

Устное речевое общение может осуществляться как при непосредственном контакте двух или нескольких индивидов, так и при помощи специальных аппаратов, воспроизводящих звуковую речь человека (радио, телефон, магнитофон, теле­видение и т.п.).

Письменное речевое общение основано на использовании гра­фических знаков и образов слов, которые являются продуктом трансформации звуковых и моторных образов слов. Благодаря письменной речи человек может получить безграничную во вре-


292


Ролевое общение имеет место при выполнении людьми своих со­циальных функций. В официальных группах ролевое общение имеет должностной характер, в неофициальных - межличностный. Субъект, являясь должностным лицом, обязан общаться как с вышестоящими руководителями, так и со своими подчиненными. Причем, форма об­щения определена теми должностными функциями, которые выполня­ет партнеры по общению. В неформальных группах ролевое общение имеет неофициальный характер и его форма зависит от психических свойств общающихся и от межличностных отношений, которые суще­ствуют между ними.

Помимо этих видов общения существует особый вид – педагоги­ческое общение. Оно является одним из важнейших условий организа­ции и осуществления педагогического процесса. Педагогическое об­щение представляет собой процесс полисубъектного взаимодействия педагога с учащимися с целью наиболее эффективной организации об­разовательного процесса, обеспечивающего непрерывное развитие лич­ности в современном обществе. Поэтому проблема совершенствова­ния педагогического общения является чрезвычайно актуальной в наши дни. Исследование С.П. Ивановой показывает, что принцип полисубъ­ектного диалога является основным условием гуманизации образова­ния, обеспечивающего формирование общечеловеческих свойств лич­ности.

С.П. Ивановой описаны основные принципы полисубъек­тного взаимодействия в педагогическом общении. Во-первых, в полисубъектном диалоге должна иметь место открытость, т.е. желание обнаружить и предъявить участникам диалога свои намерения, желания и свое видение мира. Во-вторых, участники диалога должны уметь услышать партнера и вой­ти с ним в контакт. В-третьих, учитель должен, как участник диалога, проявить внимание, интерес, благодарность за воз­можность войти в контакт с миром партнера и расширить свой духовный и деловой опыт. В-четвертых, полисубъектный ди­алог возможен, если между участниками его будет найден общий язык, понятный как учителю, так и учащимся. В про­тивном случае достижение коммуникативного эффекта будет про­блематичным. Только при этих условиях возможно полноценное педагогическое общение, обеспечивающее слияние в учебно-вос-


293










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...