Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Устойчивость и трансформация свойств личности.




Жизнь человека в обществе все время изменяется. Он стакливается с новыми людьми, изменяет характер деятель­ности, у него появляются новые права в обязанности, его со­циальный статус повышается или понижается. Все это опре-

229


Возникает вопрос о том в какой мере личность может быть подвержена изменениям и что в ней остается постоянным? Если личность будет постоянно изменяться и быть все время неус­тойчивой, то с такой личностью трудно будет иметь дело, так как невозможно будет предвидеть ее поведение. Поэтому воп­рос об устойчивости личности и ее трансформации приобре­тает большое значение.

Устойчивость личности имеет важнейшее значение как для общества, так и для самого человека. От устойчивости личнос­ти зависит закономерность и последовательность ее действий и поступков, а следовательно предсказуемость ее поведения. Бла­годаря устойчивости личности люди могут устанавливать нор­мальные взаимоотношения, общаться между собой, добиваться взаимопонимания, действовать согласованно и добиваться нуж­ных результатов в процессе совместной деятельности.

Наиболее устойчивыми являются свойства личности, обус­ловленные врожденными особенностями строения нервной сис­темы и ее функций. Стабильными, например, являются такие свойства темперамента как активность и реактивность (импуль­сивность), пластичность и ригидность, экстровертированность и интровертированноть, эмоциональная возбудимость и др. Отно­сительно устойчивыми являются также познавательные способ­ности личности и некоторые особенности ее интеллекта.

Наряду с устойчивостью одних свойств может происходить транс­формация других свойств личности. Проблема трансформации свойств личности всегда привлекала внимание психологов и психиатров, так как развитие личности, а также ее деградация представляет собой ряд транс­формаций как положительного, так и отрицательного характера. Под трансформацией понимают процесс превращения или замены одних психических свойств личности другими, часто противоположными, в следствие изменения социальных условий существования или под вли­янием новых требований при выполнении деятельности. Трансформа­ция, как и устойчивость психических свойств, является необходимым элементом приспособления личности к сложным постоянно меняющимся социальным условиям существования.

Трансформация психических свойств может происходить сти­хийно и сознательно, быстро или постепенно. Процесс трансфор­мации имеет свои закономерности, которые связаны с прохож­дением определенных фаз. К. Левин выделил три основных фазы трансформации деятельности: “размораживания”, “действ2ия30,


вой фазе под влиянием чувства неудовлетворенности происходит рас­шатывание и разру0шение сложившихся стереотипных структур. На второй фазе применяется новая модель, на базе которой, в резуль­тате практических действий, формируются новые структуры. На третьей фазе посредством упражнений сложившиеся новые струк­туры закрепляются и “замораживаются”.

В зависимости от источников, вызывающих трансформацию лич­ности, возможны, как отмечает С.П. Иванова, два вида трансформа­ции: вторгающаяся и развивающаяся. В первом случае решающее зна­чение имеет внешний источник воздействия на психику, который тре­бует внести в ее структуру такие качества, которые кажутся неприем­лемыми, но привлекательными для личности. Во втором случае транс­формация происходит по инициативе самой личности, неудовлетворен­ной результатами деятельности и психическими свойствами ей прису­щими.

Вторгающаяся трансформация происходит под влиянием воспитания и перевоспитания развивающейся личности. Разви­вающаяся трансформация имеет место при самовоспитании. Воз­можно и одновременное слияние обеих видов трансформации. Это происходит в том случае, если личность осознает благотворное воз­действие воспитательного процесса и сама прилагает усилия для фор­мирования психических свойств, требуемых жизнью.

Какие же свойства личности в наибольшей степени под­вергаются трансформации? Больше всего подвержены транс­формации социально обусловленные свойства личности, свя­занные с мотивационной сферой и характером человека. Трансформация, как уже отмечалось, может иметь как поло­жительный, так и отрицательный характер. Так, положитель­ная трансформация необходима в том случае, когда выраба­тывается новый стиль деятельности или поведения, так как свойства и качества личности, ранее сформированные, не мо­гут обеспечить более успешное выполнение деятельности в новых условиях. Отрицательная трансформация происходит чаще всего, когда личность, имея завышенный уровень при­тязаний, не может добиться успеха и под влиянием фрустра­ции начинает проявлять нервозность, обидчивость, нетерпи­мость, мнительность, враждебность, мстительность и т.п.



231


Трансформация личности может периодически происходить в те­чение всей жизни человека, так как его положение в обществе все вре­мя изменяется. Это прежде всего связано с возрастными периодами жизни индивида. В детском возрасте ребенок находится в полной зави­симости от взрослых. В связи с этим у него начинают проявляться такие черты личности как беспомощность, привязанность, доверчи­вость, внушаемость и др.

В подростковом и юношеском возрасте, хотя материальная зависимость от взрослых сохраняется, но постепенно увеличи­вается поведенческая и психологическая самостоятельность. Те­перь на личность наибольшее влияние оказывает не общество взрослых, а общество сверстников, где индивид становится рав­ноправным членом сообщества таких же как и он сам субъек­тов. В результате этого нормальная связь подростка с обществом взрослых нарушается, их требования, установки моральные нор­мы и взгляды отвергаются и становятся неприемлемыми. Все это приводят к трансформации личности ребенка, который превра­щаясь в подростка, приобретает новые качества, противополож­ные предыдущему возрасту, такие как самостоятельность, не­зависимость, своеволие, беззаботность, безответственность и др.

С наступлением зрелости субъект включается в общество взрос­лых. Он начинает занимать определенное положение в обществе, ов­ладевает профессией, становится отцом или матерью, воспитывает детей, общается с разными людьми, занимается творчеством, участву­ет в общественной жизни. Все это приводит к трансформации личнос­ти подростка и юноши и к появлению психических свойств, присущих взрослому. Теперь начинают преобладать такие качества как ответ­ственность, заботливость, общительность, рассудительность, требо­вательность, терпеливость, выдержка, самообладание, настойчивость и др.

В зрелом возрасте трансформация личности может проис­ходить или под влиянием сложившихся обстоятельств, заставив­ших изменить привычный образ жизни, или по инициативе самой личности, не удовлетворенной собой, своим общественным по­ложением и своей профессией. Иногда под влиянием трагичес­ких событий в личной жизни может происходить трансформация личности как в лучшую, так и в худшую сторону. Часто под влиянием пережитого несчастья человек становится добрее, силь-


232


противопоставить им свою волю и не согнуться под ударами судьбы. В другом случае человек чувствует себя раздавленным, сломленным, уничтоженным, разуверившимся в жизни и павшим духом.

Все это свидетельствует о том, что хотя формирование лич­ности происходит под влиянием социальных условий существо­вания, ни этот процесс осуществляется не механически, а пред­полагает сложную внутреннюю работу самой личности. Эта ра­бота направлена как на оценку воздействия внешних факторов, так и на принятие решения как вести себя по отношению к ним -принять или не принять их влияние, сопротивляться или подчи­ниться им, а так же на то, чтобы осознать свои желания и стрем­ления, понять каким бы я хотел быть как личность, выработать свою линию поведением.

Такая внутренняя работа личности часто предшествует ее трансформации. Иногда желание изменять свою личность возни­кает после долгих раздумий, а иногда - мгновенно. Сиюминут­ное желание стать другим человеком часто существует недолго и после некоторых размышлений оценивается как несбыточное и быстро исчезает. Примером этому является встреча Александра Ма­кедонского с философом Диогеном.

Возвращаясь из индийского похода Македонский остановил­ся вместе со своим огромным караваном на площади одного из городов Греции. Как обычно он обратился к своему учителю Ари­стотелю с вопросом, что примечательного есть в этом городе. Аристотель ответил, что здесь живет известный философ Дио­ген. Македонский выразил желание встретиться с Диогеном и спросил, где он живет. Аристотель показал на глиняную бочку, которая лежала на углу площади. Изумленный Александр вмес­те со свитой подошел к бочке. Там он увидел лежащего на соло­ме человека, который о чем-то сосредоточенно думал, греясь под лучами солнца. Македонский обратился к Диогену со словами, что он может удовлетворить любое его желание. Диоген не об­ратил никакого внимания на его слова. Придворные, думая, что он не знает, что просить, стали подсказывать ему, чтобы он про­сил дворец, золото и рабов. Но и на их слова Диоген не реагиро­вал. Тогда Македонский, наклонившись над бочкой, сказал Дио­гену, что ждет его просьбу. Диоген посмотрел на него и сказал: “Отойди в сторону. Ты мне закрыл солнце”. Македонский вып-


233


Диогена. Но тот молчал. Тогда Македонский вдруг понял, что он выс­казал свою просьбу. Он попросил его не заслонять солнце.

Потрясенный бескорыстием Диогена Македонский воскликнул: “Хотел бы я быть Диогеном!”. Но потом постоял, поразмыслил и за­думчиво добавил: “Если бы я не был Александром Македонским”. Македонский понял, что стать такой личностью как Диоген он никогда не смог бы, так как все, что он ценил презирал Диоген: власть, богат­ство, роскошь, славу. Что побудило Александра Македонского стать, хотя бы на время, бескорыстным человеком и отказаться от всех благ, которыми он пользовался? Какой груз лежал на его совести? Ведь из­вестно, например, как жестоко он расправился, по поручению своего отца Филиппа, с восставшими Афинами.

Очень часто трансформация личности происходит под влиянием душевных потрясений, пережитых человеком. Так, в произведении Л. Толстого “Отец Сергий” блестящий гвардейский офицер, князь, фли­гель-адъютант императора вдруг накануне свадьбы с фрейлиной дво­ра бросил светскую жизнь и ушел в монастырь, где стал монахом-отшельником под именем отца Сергия. За благочестивый и суровый образ жизни он был почитаем не только монахами и священнослужи­телями, но и мирянами, приходившими к нему поклониться и получить благословение и исцеление от болезни.

Глубокая трансформация его личности произошла после того как он понял, что светское общество, к которому он принадлежал, являет­ся лживым, лицемерным и развратным, в том числе и его невеста, ко­торая, как он узнал, была любовницей императора. Суровый и благоче­стивый образ жизни закрепил новый духовный облик его личности и помог ему преодолеть желания и привычки, оставшиеся от прежней жизни.

Трансформация личности может происходить также и под влиянием новой роли, которую индивид начинает играть, вольно или невольно, попав в новую обстановку и подчиняясь сложив­шимся обстоятельствам. Так, в послевоенном итальянском филь­ме “Генерал Делла Ровера”, посвященном участникам сопротив­ления, показано как в 1944 г. в Генуе был арестован гестапо жу­лик и мошенник Бертоне. Немецкий полковник Мюллер уговорил его, пообещав миллион золотом, сыграть в тюрьме роль одного из руководителей сопротивления, генерала Делла Ровера, кото­рый погиб накануне. Эту роль он должен сыграть для того, что-


234


руководителя сопротивления, которого гестаповцы не знали ни по име­ни ни в лицо.

Бертоне соглашается и начинает играть навязанную ему роль. Гестаповцы распространяют слух, что в их руки попал ге­нерал Делла Ривера. Все заключенные и надзиратели начинают относиться к Бертоне как к герою сопротивления. Впервые в жизни почувствовав себя уважаемым человеком, таким же бой­цом сопротивления, как и другие заключенные, Бертоне, видя как героически погибают заключенные, начинает перерождать­ся. Бывший преступник восемь раз осужденный за обман, мошен­ничество, вымогательство и торговлю наркотиками Бертоне на­чинает вести себя как подобает бойцу сопротивления. Познако­мившись с руководителем сопротивления и узнав его имя Бер-тоне не выдает его гестаповцам, за что и сам погибает. Так, в процессе трансформации личности бывший мошенник и жулик пре­вращается в честного человека и отдает свою жизнь как истинный борец за свободу и справедливое дело.

Таким образом, хотя решающее влияние на формирова­ние и развитие психических свойств оказывают социальные условия существования и те конкретные жизненные обстоя­тельства, в которые попадает человек, но то в каком направ­лении они будут изменяться, в положительном или отрицатель­ном, зависит от самой личности.

Литература Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988.

Дубинин Н.П. и др. Генетика, поведение, ответственность. О природе анти­общественных поступков и путях их преодоления. М., 1989. Иванова С.П. Современное образование и психологическая культура педа­гога. Псков, 1999.

Немов P.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1994. Общая психология. М., 1986.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. Психология. Учебник. М., 1998.

Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических раз­личий. М., 1979. Слободчиков В.И. Исаев С.Л. Психология человека. М., 1998.


235










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 324.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...