Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. 9 Философия марксизма, ее сущность и историческая судьба




Марксизм (М.) возник в 40-е годы 19 в. Основоположник – К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Формирование их взглядов происходило под влиянием всей предшествовавшей передовой мысли человечества, но особенно немецкой классической Ф., английской политической экономии и утопического социализма.

Предпосылки:

1. Обострение классовой борьбы: превращение буржуазии и пролетариата в открытых классовых врагов

2. Достижения науки (создание клеточной теории строения растений и животных, закон сохранения и превращения энергии, происхождение видов путем естественного отбора Дарвина)

3. Создание концепции классич немецкими фил-ми (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель)

Выделяют 3 подхода к М.:

1) Классич. догматизм-все, что создано Марксом и Энг. – непререкаемо;

2) Полное отрицание М. – устаревший, не соотв. соврем. усл.;

3) Позиция Маркса и Энг. – их учение не догма, а руководство к действию. Разработанная парадигма не остается неизменной, а изменяется по мере развития знаний. Диалектич. истолкование мира.

Заслуги:

Новая онтология. До Маркса - метафиз. миропоним. (з-ны Ньютона). Маркс - диалектика, в мире нет ничего раз и навсегда данного, застывшего, неизменного. Бытие – все то, что существует вне нас и независ. от нас. Выделил бытие природы, социума, человека, духовное.

Гносеология. До Маркса-концепция Бэкона (мир познается с пом. орг. чувств), затем Декарта (разум). Маркс это признавал как начало процесса получ-я знаний. Однако подчеркивал то, что слабость прежней гносеологии – либо в отделении чувств-го от рац-го, либо в их противопост-и. Маркс показал, что чувств. и рац-ное – единый процесс познания.

Новое: практика-основа познания, цель познания, кртитерий истины.

Виды истины: относит. (не м.б. проверена на практике), абсолютная (проверена опытом).

Социальн. фил-фия. Открытие – материалистич. понимание истории. Прич. развития - развитие пр-ва матер. благ. Матер. пр-во-основа всякого общественного строя.

2 момента общ-го пр-ва:

- производит. силы

- производств. отн-ния

В сумме – способ пр-ва. Он является основой опр-го типа общ-ва. Следствие –разработка учения об общ-но- эк. формациях (первоб-общ., рабовлад., феодальн., капиталистич., комунистич.). Следствие- утопич. вывод об однолинейном развитии истории и неизб-ти перехода от одной формации к др.

Производств. отн-ния составл. эк. базис общ-ва, на основе кот-го выстраивается надстройка:

1эл-нт – идеи, теории, взгляды, царящие в общ-ве.

2 эл-нт – идеологич. отн-ния.

3 эл-нт – орг-ции и учр-ния. Идея Маркса – определяющая роль эк. базиса по отн-нию к надстройке.

Главная движ. сила общ-ва – народные массы.

Маркс разраб. теорию прибавочной стоимости.

Части учения Маркса:

I экон. теория

II философия

III учение о коммунизме и социализме

Маркс соединил материализм и диалектику. В основе отно-ния человека к миру лежит практика- д-ть человека по преобраз-ю природы, формир-ю связей, взаимод-ю людей.

Учение Маркса в России продолжили Плеханов и Ленин.

Эволюция М.:

1 этап-марксистский

2 этап-Ленинский

3 этап-постленинизм. Фил-фия – полит. идеология, а не форма развития к-ры.

4 этап – неомарксизм – фил-фия тотального отриц-я истин бурж-го общ-ва

5 этап – постмарксизм.



В. 10 философский смысл проблемы бытия. Основные формы бытия, их диалектика

Категория бытия (Б.)- центральная в рамках философского рассмотрении мира. Включает в себя размышления о мире вообще, о формах его существования, проблеме жизни и смерти, возникновения человека. Бытие характеризует все уровни и формы реальности. Бытие – все то, что существует реально.

Проблемы Б. впервые поставили Парменид и софисты.

Парменид - Б. непрерывно, однородно, неподвижно, воспринимается только разумом. Бытие тождественно разуму. Самым важным является то, что Парменид подчеркнул принципиальное различие между разумным познанием и чувственным. Он утверждал, что есть только бытие, а небытия нет.

Фалеспервым поставил вопрос о субстанции – вода.

Гераклит– изменчивый характер Б. Это чувственно воспринимаемый мир, который  находится в изменении (Все течет, все изменяется).

Демокрит – отождествлял Б. с атомами. Небытие – пустота, в которой движутся атомы.

Платон – разделил мир на 2 части: мир идей, который и есть бытие, и мир вещей, который производен от мира идей. Идея о 3-х онтологических субстанциях – едином, уме и душе. Основа – единое, включает в себя все, а затем из единого появляются конкретные вещи.

Аристотель- пробл. сущности предметов. б. есть материя.

Средние века- Б. – абсолют, Бог.

16-18 вв – Б. – физическая реальность, кот. противостоит человеку. Б. отождествляется с природой.

Нем. класс. фил-я – Гегель: Б.-диалектическая развивающаяся реальность абсолютной идеи.

Соврем. фил-я-: экзистенциализм – статусом реальности является только человек.

Соврем. наука:

1) Бытие- система;

2) Виды Б.: объективная и субъективная реальность;

3) Уровни Б.: актуальное (наличие в данном пространственно-временном промежутке реальных вещей), потенциальное (возможно на основе актуального).

4) Формы Б:

§ Б. вещей и состояний природы (природа существует объективно, бесконечно в пространстве и во времени. Конкретный природный процесс имеет начало и конец, они возникают из небытия и уходят в небытие. Б. и НеБ. сменяют друг друга. Абсолютного НеБ. нет).

§ Б. общества (социума) (имеет организованный характер: политические, правовые, семейные отношения).

§ Б. человека (человек - существо природное, духовное, космическое).

§ Б. духовное.

Б. есть все то, что существует вне нас и независимо от нас, оно бесконечно, безгранично, вечно, изменяется и постигается только разумом.

2 подхода к проблеме Б.:

1) субстанциональный (первооснова) – Б. рассматривается как некое целое, состоящее из частей.

2) категориальный – говорит о Б. как таковом, существующем вне нас и независимо от нас.

Бытие всегда первично, а сознание вторично, но оно влияет на бытие.

Таким образом, бытие – важная философская категория, отражающая самую сущность философии, которая изучается в разделе онтология (учение о бытии).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 245.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...