Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В. 9 Философия марксизма, ее сущность и историческая судьба
Марксизм (М.) возник в 40-е годы 19 в. Основоположник – К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Формирование их взглядов происходило под влиянием всей предшествовавшей передовой мысли человечества, но особенно немецкой классической Ф., английской политической экономии и утопического социализма. Предпосылки: 1. Обострение классовой борьбы: превращение буржуазии и пролетариата в открытых классовых врагов 2. Достижения науки (создание клеточной теории строения растений и животных, закон сохранения и превращения энергии, происхождение видов путем естественного отбора Дарвина) 3. Создание концепции классич немецкими фил-ми (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) Выделяют 3 подхода к М.: 1) Классич. догматизм-все, что создано Марксом и Энг. – непререкаемо; 2) Полное отрицание М. – устаревший, не соотв. соврем. усл.; 3) Позиция Маркса и Энг. – их учение не догма, а руководство к действию. Разработанная парадигма не остается неизменной, а изменяется по мере развития знаний. Диалектич. истолкование мира. Заслуги: Новая онтология. До Маркса - метафиз. миропоним. (з-ны Ньютона). Маркс - диалектика, в мире нет ничего раз и навсегда данного, застывшего, неизменного. Бытие – все то, что существует вне нас и независ. от нас. Выделил бытие природы, социума, человека, духовное. Гносеология. До Маркса-концепция Бэкона (мир познается с пом. орг. чувств), затем Декарта (разум). Маркс это признавал как начало процесса получ-я знаний. Однако подчеркивал то, что слабость прежней гносеологии – либо в отделении чувств-го от рац-го, либо в их противопост-и. Маркс показал, что чувств. и рац-ное – единый процесс познания. Новое: практика-основа познания, цель познания, кртитерий истины. Виды истины: относит. (не м.б. проверена на практике), абсолютная (проверена опытом). Социальн. фил-фия. Открытие – материалистич. понимание истории. Прич. развития - развитие пр-ва матер. благ. Матер. пр-во-основа всякого общественного строя. 2 момента общ-го пр-ва: - производит. силы - производств. отн-ния В сумме – способ пр-ва. Он является основой опр-го типа общ-ва. Следствие –разработка учения об общ-но- эк. формациях (первоб-общ., рабовлад., феодальн., капиталистич., комунистич.). Следствие- утопич. вывод об однолинейном развитии истории и неизб-ти перехода от одной формации к др. Производств. отн-ния составл. эк. базис общ-ва, на основе кот-го выстраивается надстройка: 1эл-нт – идеи, теории, взгляды, царящие в общ-ве. 2 эл-нт – идеологич. отн-ния. 3 эл-нт – орг-ции и учр-ния. Идея Маркса – определяющая роль эк. базиса по отн-нию к надстройке. Главная движ. сила общ-ва – народные массы. Маркс разраб. теорию прибавочной стоимости. Части учения Маркса: I экон. теория II философия III учение о коммунизме и социализме Маркс соединил материализм и диалектику. В основе отно-ния человека к миру лежит практика- д-ть человека по преобраз-ю природы, формир-ю связей, взаимод-ю людей. Учение Маркса в России продолжили Плеханов и Ленин. Эволюция М.: 1 этап-марксистский 2 этап-Ленинский 3 этап-постленинизм. Фил-фия – полит. идеология, а не форма развития к-ры. 4 этап – неомарксизм – фил-фия тотального отриц-я истин бурж-го общ-ва 5 этап – постмарксизм. В. 10 философский смысл проблемы бытия. Основные формы бытия, их диалектика Категория бытия (Б.)- центральная в рамках философского рассмотрении мира. Включает в себя размышления о мире вообще, о формах его существования, проблеме жизни и смерти, возникновения человека. Бытие характеризует все уровни и формы реальности. Бытие – все то, что существует реально. Проблемы Б. впервые поставили Парменид и софисты. Парменид - Б. непрерывно, однородно, неподвижно, воспринимается только разумом. Бытие тождественно разуму. Самым важным является то, что Парменид подчеркнул принципиальное различие между разумным познанием и чувственным. Он утверждал, что есть только бытие, а небытия нет. Фалеспервым поставил вопрос о субстанции – вода. Гераклит– изменчивый характер Б. Это чувственно воспринимаемый мир, который находится в изменении (Все течет, все изменяется). Демокрит – отождествлял Б. с атомами. Небытие – пустота, в которой движутся атомы. Платон – разделил мир на 2 части: мир идей, который и есть бытие, и мир вещей, который производен от мира идей. Идея о 3-х онтологических субстанциях – едином, уме и душе. Основа – единое, включает в себя все, а затем из единого появляются конкретные вещи. Аристотель- пробл. сущности предметов. б. есть материя. Средние века- Б. – абсолют, Бог. 16-18 вв – Б. – физическая реальность, кот. противостоит человеку. Б. отождествляется с природой. Нем. класс. фил-я – Гегель: Б.-диалектическая развивающаяся реальность абсолютной идеи. Соврем. фил-я-: экзистенциализм – статусом реальности является только человек. Соврем. наука: 1) Бытие- система; 2) Виды Б.: объективная и субъективная реальность; 3) Уровни Б.: актуальное (наличие в данном пространственно-временном промежутке реальных вещей), потенциальное (возможно на основе актуального). 4) Формы Б: § Б. вещей и состояний природы (природа существует объективно, бесконечно в пространстве и во времени. Конкретный природный процесс имеет начало и конец, они возникают из небытия и уходят в небытие. Б. и НеБ. сменяют друг друга. Абсолютного НеБ. нет). § Б. общества (социума) (имеет организованный характер: политические, правовые, семейные отношения). § Б. человека (человек - существо природное, духовное, космическое). § Б. духовное. Б. есть все то, что существует вне нас и независимо от нас, оно бесконечно, безгранично, вечно, изменяется и постигается только разумом. 2 подхода к проблеме Б.: 1) субстанциональный (первооснова) – Б. рассматривается как некое целое, состоящее из частей. 2) категориальный – говорит о Б. как таковом, существующем вне нас и независимо от нас. Бытие всегда первично, а сознание вторично, но оно влияет на бытие. Таким образом, бытие – важная философская категория, отражающая самую сущность философии, которая изучается в разделе онтология (учение о бытии). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 245. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |