Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. 6 Сциентистская и антисциентистская ориентации в неклассической философии




Культ науки в наше время привел к попыткам провозглашения ее как высшей ценности развития человеческой цивилизации. Сциентизм, представив науку культурно-мировоззренческим образцом, в глазах своих сторонников предстал как идеология "чистой, ценностно-нейтральной большой науки". Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе. Одновременно со сциентизмом возник антисциентизм, провозглашавшая прямо противоположные установки. Он весьма пессимистически относился к возможностям науки и исходил из негативных последствий НТР, требовал ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.

Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации в современном мире. К сторонникам сциентизма относятся все те, кто приветствует достижения НТР, кто верит в безграничные возможности науки, в то, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Наука оказывается высшей ценностью. Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия НТР, их пессим. настроения усиливаются по мере краха всех на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем.

Сциентизм и антисциентизм возникли практически одновременно и провозглашают диаметрально противоположные установки. Сциентисты, привлекают свое знаменитое прошлое, когда наука Нового времени, выступала во имя обоснования культуры и новых, подлинно гуманных ценностей. Они совершенно справедливо подчеркивают, что наука является производительной силой общества, производит общественные ценности и имеет безграничные познавательные возможности. Очень выигрышны аргументы антисциентистов, когда они подмечают простую истину, что, несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения. Следовательно, она не способна сделать свои успехи благодеянием для всех людей, для всего человечества.

Сциентисты видят в науке ядро всех сфер человеческой жизни и стремятся к "онаучиванию" всего общества в целом. Антисциентисты считают, что понятие "научное знание" не тождественно понятию "истинное знание".

Однако указанные позиции выступают как две крайности и отображают сложные процессы современности с явной односторонностью. Ориентации сциентизма и антисциентизма носят универсальный характер. С ними можно встретиться в сфере морального и эстетического сознания, в области права и политики, воспитания и образования. Дилемма сциентизм - антисциентизм предстает проблемой социального и культурного выбора. Она отражает противоречивый характер общественного развития, в котором НТП оказывается реальностью, а его негативные последствия отражаются болезненными явлениями в культуре, но и уравновешиваются высшими достижениями в сфере духовности. Антисциентисты: Г. Маркузе, Бертран Рассел, Майкл Полани.

Классическая зап. фил-я ориентировалась на разумное преобразование мира и общества. Мир был разумен. В 19-20 вв. – тезис о том, что мир неразумен, появилось иррациональное понимание мира (его недоступность в рамках логического мышления). 1-е направление – приоритет отдается научному рационализму. Сциентизм проявился в школах: позитивизм, аналитическая философия, технократизм, теория индустриального и постиндустриального общества. Антисциентистские школы: философия жизни, психоаналитическая, экзистенциализм, герменевтика.

Базисные идеи антисциентизма высказал Шопенгауэр – «мир как воля и идея». Главная категория не бытие, а жизнь, разумом познать ее невозможно, необходимы другие способы: понимание, интуиция, образно-символические ср-ва. Ницше заявил, что любая мораль разлагает и ведет к рабству. Предложил новую личность - сверхчеловек.

Психоаналитическая фил-я – фрейдизм.Была поставлена задача изучить мотивы поведения человека, раскрыть структуру психики (Я, ОНО, Сверх Я)

 Экзистенциальная фил-я. Проблемы смысла жизни, судьбы. Ориентация на поиск смысла вселенского бытия. Существование предшествует сущности, а не наоборот.

Герменевтика – исскуство перевода, объяснение, толкование. Появилась в древности (от Гермес). Герменевтика рассматривалась как способ толкования текстов искусства, а после – как понимание – как способ чел мышления. Понимание – способ субъекта освоить мир.

Позитивизм –направление в зап науке и фил, исходящее из того, что источником подлинного знания может быть только конкретные эмпирические науки (Конт). неопозитивизм– Поппер, Карнак смягчили отношение к философии, но заявили, что направлены на подлинную – научную фил. Критика фил-ии за то, что она носит сверхопытные знания. Задача фил – разработка принципов проверки высказываний. Рассел – 3 типа высказываний: логико-матем., эмпирические, метафизические. Необходимо извлечь научно необоснованные высказывания. Предложили принцип верификации - эмпирическая проверка.

Постпозитивизм – Кун, Лакатос, Фейерабенд. Идеи: построение динамич. структуры знания.

Общим мех-м развития знания – как кол и кач изменений научной революции

Анализ социокульт-х факторов возникновения и развития научного знания

Реабилитация философии

Замена принципа верификации принципом фальсификации

Постмодернизм– общие тенденции в культуре западных стран последних десятилетий (Фуко, Барт, Делес) Предложили новый тип филосовствования. Новый философ не опирается ни на идеи ни на инстинкты. Главной реальностью становится понятие поверхности – резома. В мире нет верха и низа, морального и аморального. Отказ от основных понятий – бога, души и т.д. Ни одно писание не является точным представлением мира. Отрицают все гносеологические проблемы. Нет истины – все возможно. Истина не открывается, а создается нами. Основные знания надо искать в сфере обыденного мышления.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...