Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. 8 Ситуации постмодерна в современной культуре и философии




В последние десятилетия ХХ в. возник постмодернизм(наиболее зримое проявление постнеклассической философии), становление которого связано с трудами Ф. Лиотара, Ж. Дерриды, И. Делеза и др. Постмодернизм связан с кризисом эпохи рационализма, окончанием, по мнению сторонников этого направления, эпохи прогресса, понимаемого как преобразование и изменение мира, который отвечает противодействием на эту деятельность человека.

Постмодернизм выражает неудовлетворенность существующими традициями в культуре и обществе, низвергает универсальные категории, идеалы, нормы и методологические стандарты, сформировавшиеся в классическую эпоху. Он демонстрирует отход от традиционной корреспондентской концепции истины, отвергает принцип объективности знания. Одним из следствий такого радикального критицизма постмодернистов выступает «принцип терпимости», ведущий к релятивизму и эклектике, «размытости» описаний, объяснений. Феномен неопределенности, связанный с «принципом терпимости», обосновывается тем, что в современной науке встречаются ситуации, в которых нельзя однозначно ответить о наличии или отсутствии у объекта какого-нибудь свойства.

Новое постмодернизм трактует как иную комбинацию прежних достижений. Постмодернизм направлен на деконструкцию оставшихся в наследство от классической эпохи ценностей, таких как Бог, истина, смысл, красота. Эти ценности признаются, но наполняются новым, отличным от классического, содержанием. Провозглашая новый тип реальности, выражающей переход мира из вещно-событийного, предметного в экранное, знаковое, информационно-виртуальное состояние, постмодернизм апеллирует к инстинктам ощущениям вседозволенности, спонтанности, разнообразию вкусов и манер, хаосу. В реальности постмодернизм видит не одну и не две, а множество версий, ни одна из которых не является полной, цельной, истинной. Ведь истина не может быть постигнута, так как неизвестно, что с чем должно быть соотнесено. Любое событие мыслится как равнозначное в ряду прочих, т. е. причинность отвергается. Господствует ориентация на скольжение по поверхности и перебирание различных составляющих. Плюралистичность тенденций не снимает, однако, их остроощущаемую несогласованность с ориентациями повседневности.

Постмодернисты придерживаются точки зрения, что философское мышление исторично, что философия со своими очерченными проблемами исчерпала свои возможности. Сторонники постмодернизма предлагают не только изменить процедуру философского анализа, но и переосмыслить роль, место и статус философий в культуре. По их мнению, философия должна расширить свое поле и слиться, прежде всего, с искусством, сделавшись «искусством мышления», искусством интерпретации текстов.

Прерывистость, фрагментаризм, дисгармоничность, иронизм, эклектизм, «сокрушение» общепринятых, основополагающих ценностей — характерные черты постмодернизма. Эти особенности постмодернизма порождены в том числе противоречием между нравственным дискомфортом, переживаемым человеком в современном обществе, и достаточно комфортными условиями его существования в развитых странах. Вместо поиска идей, соразмерных с культурой, шел поиск путей расширения производства и новых глобальных технологий, В целом, постмодернизм предполагает: а) методологический плюрализм; б) сопровождается плюрализмом теоретическим; в) опирается на отрицание системности; г) отвергает метатеорию; д) критерии истины, добра и красоты для оценки общественных, художественных или иных явлений объявляются устаревшими.

Представители постмодерна одним из своих основоположников считают Ницше, который считал, что язык – это не просто описание мира. Различные языки и различные формы высказывания в действительности являются разными мирами. Этим высказыванием Ницше поколебал уверенность философов в том, что слова – только средство, инструмент познания, что полезность слов может быть подтверждена сравнением их с миром, который они описывают. Ницше, с точки зрения постмодерна, разрушил господствующее представление о том, что знание о мире есть достояние людей, наблюдающих этот мир с трансцендентных высот. До Ницше считалось, что язык способен достаточно прозрачно описывать мир при условии "чистоты разума". Ницше поставил под сомнение объективность, рациональность понимания мира и показал, что власть использует знание для поддержания собственных привилегий, а люди низшего слоя используют знание, чтобы защитить себя.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...