Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классическая немецкая философия.




Немецкая классическая Ф. возникла в период становления капиталистических отношений, национального подъема, после наполеоновских войн в Германии.

Представители: Кант, Гегель, Фейербах, Фихте, Шеллинг.

Кант (1724-1804). Два этапа: докритический и критический. Докритический: натуральные исследования, он был больше ученым натуралистом. Критический: Кант делит мир на мир ноуменов (²вещей в себе²) обозначающий материальный мир (сюда Кант отнес также Бога, свободу воли и бессмертие души), и мир феноменов (явлений). По Канту нам дан мир вещей как вне нас находящийся, но мы не можем познать их сами по себе. Он предлагает схему познания: познание начинается с чувственного, переходит к рассудку и завершается в разуме.

Хотя всякое познание, по И. Канту, начинается с опыта, но опытом не исчерпывается, ибо часть знания порождается самой познавательной способностью. Такая познавательная способность у Канта получила название априорных форм знания (доопытных). Такими априорными знаниями на уровне чувственного восприятия являются пространство и время.

Кант выделяет три идеи разума: 1) психологическую; 2) космологическую; 3) теологическую.

Поставив вопрос о ²вещах в себе² разум на уровне конкретизации впадает в противоречия, которые Кант называет антиномиями. Суть антиномии заключается в том, что доказательство тезиса и антитезиса в каждом случае равноценно.

Гегель (1770-1831) - исчерпал возможности философии своей эпохи, после - поиск нового стиля. Создал грандиозную систему, в которой показал человека, общество и природу в движении, изменений и развитии. Он разработал диалектику, как учение о развитии и как метод исследования. Система Гегеля наиболее консервативная часть его философии. Первоосновой мира является абсолютная идея. Это мысль, мыслящая сама себя. Природа лишь порождение духа. Абсолютная идея активна и в своем развитии она проходит 3 этапа:

1 этап – развитие идеи в собственном лоне (саморазвитие духа);

2 этап – развитие идеи в форме природы (инобытие духа);

3 этап – стадия самопознания духа.

Гегель считал, что созданием его же системы завершается самопознание духа.

Диалектический метод Гегеля соединил диалектику и идеализм, в диалектике понятий он указал на диалектику вещей. Основные 3 закона диалектики:

1 з-н диалектики: Единое раздваивается в самом себе на свои противоположности, которые находятся в единсте и борьбе между собой (единство и борьба противоположностей).

2 з-н диалектики: Качество с количеством связано таким образом, что постоянные количественные изменения, превышая определенную меру, приводят посредством скачка к возникновению нового качества (закон взаимного перехода количественных изменений в качественные).

3 з-н диалектики:Развитие понимается как развертывание и преодоление («снятие») противоречий, в процессе которого все самое ценное, что возникло на предыдущем этапе, сохраняется (отрицание отрицания).

Его основные труды: "Феноменология духа", "Наука логики", "Энциклопедия философских наук", "Философия права", "Лекции по истории философии", "Лекции по эстетике", "Лекции по философии истории".

²Феноменология духа²: Решение проблемы единичного, особенного и всеобщего. По Гегелю, всеобщее есть сущность предмета, а единичность предмета есть форма проявления всеобщего. Цель познания заключается в том, чтобы увидеть за внешней формой внутреннюю, за многообразием единичного – всеобщее.

Логика Гегеля имеет свою структуру: учение о бытии, сущности, понятии.

Бытие основано на триадичности и содержит качество (тезис), количество (антитезис) и меру (синтез). Качество и количество взаимодействуют. Это взаимодействие порождает противоречие. Противоречие разрешается через нарушение меры. В результате бытие находит свою определенность.

Сущность как отрицание бытия Идеи – это еще одна логическая конструкция ее развития и самопознания. Сущность имеет противоположности, но в отличие от количественно-качественного взаимодействия эти противоположности не переходят, а взаимно проникают друг в друга.

Противоречие есть то, благодаря чему сущность является, вступает в существование.

Понятиеимеет свои компоненты субъективное, объективное и идея.

Если учение о бытии и сущности Гегель называет объективной логикой, то учение о понятии он называет субъективной логикой. Переход из субъективности в объективность возможен только в условиях развития. Формой познания этого процесса выступает наука, в которой осуществляется конкретное тождество субъективного и объективного. Это единство субъективного и объективного и есть по Гегелю, Идея. Последняя через формы жизни и познания становится Абсолютной идеей.

Противоречия Гегеля:диалектический метод Гегеля предполагает беспредельность развития, а его система останавливает развитие, она фиксирует конечный пункт развития. Метод предполагает всеобщность противоречий, а система требует разрешения всех противоречий. Метод предполагает развитие из прошлого в настоящее и будущее, а система осуществляет поворот от настоящего в прошлое. Если система требует оправдания действительности, то метод – изменение действительности.

Самый единственно правильным методом является диалектический метод, который противоположен метафизическому.

Фейербах(1804-1872) - видоизменяет материализм. Основное понятие человек, характеристики которого определяются особенностями его природы, телесного человека. ("Антропологический материализм"). Учение Фейербаха было реакцией на идеализм Гегеля, где отдельный человек оказался случайным, малозначительным. Новое время утверждало закономерность мироздания и одновременно бесконечную ценность человека. Теоретически согласовать эти положения очень сложно, так же сложно реализовать практически. Именно этого хотел Фейербах. Образно говоря философия Нового времени - это диктатура разума. Предполагалось, что разумом, как рентгеном, можно просветить все точки мира и человека, и сам человек это разум. Поэтому нельзя начинать с разума и свести человека к разуму. Фейербах берет за основу телесность человека, которая требует полноты жизненных условий. Это порождает у каждого человека стремление к счастью. А счастье достижимо только в общении. Человек возможен только как отношение "я - ты". Наиболее совершенный вид которого-любовь. Фейербах - еще мыслитель Нового времени. Но его поиск свидетельствует об изменении стиля философствования. Он преувеличивает значение биологической организации человека, но стимулировал работу последователей (особенно Маркса).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...