Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В. 1 Мировоззрение: понятие, структура, исторические типы. Миф, религия, философия, наука: общность и различие.




Мировоззрение – обобщающий взгляд на окружающую действительность и истолкование (понимание), которое всегда определялось уровнем знаний. Мировоззрение – это социально-историческое явление, возникающее с появлением человечества.

Мировоззрение – это определенная система наиболее общих взглядов человека на мир, на самого себя, на цели и пути исторического развития. Поэтому, будучи системой взглядов, мировоззрение включает в себя не все взгляды, а лишь основополагающие, принципиальные, которые наиболее постоянны и не подвержены сиюминутным изменениям.

2 уровня М.: 1) стихийно-формирующееся, обыденное – взгляд человека на мир, процессы и оценки, которые возникают стихийно под влияние окружающего; 2) теоретическое – через освоение опыта, накопленного человеком (имеет свою структуру).

Как сложное духовное явление, мировоззрение включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др.

2 пути формирования М.: 1 – на основе знаний, полученных от других, от природы и т. д.; 2 – опирается на идею и она становится основой взгляда на мир (идеализм).

Структура М.:

– Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение.

– Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относится к мировосприятию.

– Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Исторические формы или типы М.: мифологическое, религиозное, философское, научное.

Все они соответствовали определенным историческим периодам развития человечества. Мифологическое было самым первым, самым ранним самоопределением человека в мире.

Сущностью мифологического мировоззрения является, прежде всего, иллюзорность восприятия бытия, и если такая иллюзорность существует в практике людей, то можно говорить о наличии мифологического мировоззрения, хотя, в целом, историческое время его прошло.

Первой исторической формой мировоззрения была мифология. Ее основу составляет собрание мифов. Миф в переводе с греческого, означает "сказание, предание, рассказ", но мифология – это не просто представления о богах, не свод только "преданий старины глубокой", а, прежде всего, это способ понимания природы, общества и человека, особенно на ранних этапах человеческой истории. Мифология представляет собой творческий способ миропонимания, основанный на включенности природы и сил природы в человеческий жизненный порядок.

Религиозная вера призвана придать верующему жизненную устойчивость, направляет на те установления, которые не могут не нравиться человеку: уважение к традициям, уверенность в борьбе с жизненными невзгодами, мужество перед лицом смерти, надежда на спасение души и пр. Религиозное мировоззрение опирается не на теоретическое сознание, не на его критичность, а на эмоциональные, чувственные, а часто, и бессознательные (интуитивные) элементы человеческой психики: Бога постигают сердцем, мистически, непосредственно. В этом плане религия "выигрывает" по сравнению с научным или философским видением мира и отношением к нему, потому что психологически она ближе человеку, чем философия с ее критичностью, ибо опирается на более простые (однозначные) и более короткие по времени, более понятные механизмы овладения человеком мира и взаимодействия с ним.

В отличие от мифологического политеизма, религиозный монотеизм (иудаизм, христианство, ислам) уже ставит человека по отношению к миру, к Богу, как к отделенным от него, трансцендентным (вынесенным за пределы чувственного понимания) реалиям бытия – бытия не земного, а высшего, небесного, устанавливающего всю мировую иерархию и гармонию, в которой человек занял подчиненное, вторичное после Бога место. Бог и человек в монотеизме начинают противопоставляться друг другу как разные сферы бытия. И оцениваются эти сферы по-разному: высшее – низшее, блаженство – страдание, истинное небесное – неистинное земное, благодатное – греховное. Этот дуализм бытия (разделение его на две сферы) действительно выражал дисгармонию человека с окружающей его действительностью.

Философия – мировоззренческое знание. Это ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие "мировоззрение" шире, чем понятие "философия". Философия – лишь один из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали и первоначально развивались параллельно – мифологический и религиозный типы мировоззрения.

Философия выступает как вершина (квинтэссенция) мировоззрения и одновременно как его ядро. Она приводит мировоззрение в систему, теоретизирует его.

Философия выполняет и роль фундамента мировоззрения.

Философское мировоззрение – это система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.

В отличие от мифологии и религии, философия опирается на теоретико-логическое размышление человека о мире. Она приходит на смену мифологии и религии как единое совокупное знание, основанное на другом фундаменте.

Философия – это не безусловная вера, а размышление, философия – это не точка, не догматическое установление, а всегда вопрос. Основой философского размышления является критическое осмысление уже сложившихся представлений о мире.

Философия и религия являются близкими по ряду оснований:

· по предмету отражения. И та, и другая направлены на поиски смысла бытия, выражают потребности в гармонизации отношений.

· по форме отражения. Они обе – духовное отношение человека к действительности, выраженное в наиболее общей, абсолютной форме, ибо и Бог, и философия – определенные абсолюты.

· это ценностные формы духовной деятельности (не научная истина конкретного знания является их целью, а формирование духовной жизненной концепции в соответствии с важными для человека ориентирами жизнедеятельности).

Их различия заключается как по предмету, так и по способам отражения человеком мира:

– философия как рефлексия, как размышление исходит в своих позициях из естественной реальности бытия, бытия самого по себе, имеющего какие-то внутренние, собственные причины развития. Религия ориентирует на сверхъестественное, на потусторонний мир, на запредельное бытие, только на трансцендентность.

– бог для философии является понятием бытия, которое также требует своего анализа, как и любое другое понятие, поэтому к философским дисциплинам можно отнести философию религии. Для религиозного мировоззрения Бог – не понятие, а реальный, конкретный объект поклонения и веры.

– философия пытается обосновывать свои концепции посредством системы понятий, подкрепляемых логикой научного знания. Она черпает свой материал из разных сфер этой деятельности, пытаясь осмыслить их своим специфическим языком, с помощью разума, логики философского анализа. Рациональное изложение касается и иррациональных (в том числе и религиозных) философских концепций.

– религия – сфера чувств, мистики, благовейного трепета. С религией связано особое психологическое состояние человека: состояние экстаза, отрешенности от внешнего мира, определенная потеря своей самости, погружение в мир, где сам мало что значишь. Философия выступает как самосознающая себя культура, которая критически определяет свой смысл, свою сущность и свое предназначение.

– религия ориентирует человека на безусловную веру ("Верую, даже если это нелепо" – Тертуллиан). Философия направляет на разум, на сомнение, на свою собственную позицию, а не только на позицию, пусть и признанных, авторитетов.

– религия посредством Бога претендует на абсолютную истину. Философия подходит к этому вопросу "скромнее", скептичнее, предоставляет выбор позиций.

– религия говорит о спасении души в потустороннем мире. Философия ориентирует человека на совершенствование души, на "труд души", а значит, и на ее спасение, в земном бытии, через мирскую созидательную деятельность.

– религия, хотя и постулирует свободу воли человека, все же ограничивает ее рамками соотношения с Богом, поэтому, так или иначе, в религиозном сознании присутствует элемент страха, подчиненности. Философия полностью опирается на свободу человеческой личности. Философия сама только и возможна на основе свободы мысли.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия.

Философия и наука – каждая из них выполняет в культуре свои, специфические функции. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения. Философия, как обобщенные представления о мире, и конкретные науки, исследующие сущность и закономерность развития его отдельных фрагментов, всегда необходимо дополняли друг друга и взаимодействовали как общее и частное знание. Если философия формировала свои принципы и заключения на базе конкретно-научного материала и создавала методологический фундамент для его интерпретации, то специальные научные дисциплины всегда нуждались в философском осмыслении знаний и новых открытий, накапливаемых в процессе их собственного развития. Ученые всегда обращались к философской теории не только в поисках необходимой методологии, но и для объяснения смысла и направленности научных исследований, понимания их глобальных аспектов и последствий. В свою очередь, философия, опираясь на результаты исследования конкретных наук, соответствующим образом истолковывала и обобщала их. Философия, как правило, опережала в своем развитии конкретные науки, но в то же время в связи с новыми открытиями в специальных областях научного знания менялись и формы философского мышления.

Общность: функции обобщения, интеграции, синтеза, открытие наиболее общих закономерностей, прогноз, формирование гипотез (функции науки).

Различия: 1) Осознание места, присущего отдельному, конкретному фрагменту знаний в целостной картине невозможно для частных наук. Эта задача может быть решена только при помощи философии, которая способствует правильной постановке проблем; 2) Разрешение характерных трудностей, противоречий, возникающих на границе различных уровней, областей науки при их согласовании (парадоксы, апории, антиномии и др.) невозможно без участия философии – соотнесения мысли (языка) и реальности; 3) Философия выполняет также функции уяснения самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Наука сама себя достаточно широко, глубинно и масштабно не уясняет, не обосновывает; 4) В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются и отрабатываются в сфере философии; 5) Наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Она не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории.



В. 2

Мировоззрение – обобщающий взгляд на окружающую действительность и истолкование (понимание), которое всегда определялось уровнем знаний. Мировоззрение – это социально-историческое явление, возникающее с появлением человечества.

Мировоззрение – это определенная система наиболее общих взглядов человека на мир, на самого себя, на цели и пути исторического развития. Поэтому, будучи системой взглядов, мировоззрение включает в себя не все взгляды, а лишь основополагающие, принципиальные, которые наиболее постоянны и не подвержены сиюминутным изменениям.

Исторические формы или типы М.: мифологическое, религиозное, философское, научное.

Считалось, что Пифагор первым употребил слово «философ».

Предметная область Ф. выражается Кантом: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?

Философия – мировоззренческое знание. Это ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие "мировоззрение" шире, чем понятие "философия". Философия – лишь один из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали и первоначально развивались параллельно – мифологический и религиозный типы мировоззрения.

Философия выступает как вершина (квинтэссенция) мировоззрения и одновременно как его ядро. Она приводит мировоззрение в систему, теоретизирует его.

Философия выполняет и роль фундамента мировоззрения.

Философское мировоззрение – это система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.

В отличие от мифологии и религии, философия опирается на теоретико-логическое размышление человека о мире. Она приходит на смену мифологии и религии как единое совокупное знание, основанное на другом фундаменте.

Философия – это не безусловная вера, а размышление, философия – это не точка, не догматическое установление, а всегда вопрос. Основой философского размышления является критическое осмысление уже сложившихся представлений о мире.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия.

Философия и наука – каждая из них выполняет в культуре свои, специфические функции. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения. Философия, как обобщенные представления о мире, и конкретные науки, исследующие сущность и закономерность развития его отдельных фрагментов, всегда необходимо дополняли друг друга и взаимодействовали как общее и частное знание. Если философия формировала свои принципы и заключения на базе конкретно-научного материала и создавала методологический фундамент для его интерпретации, то специальные научные дисциплины всегда нуждались в философском осмыслении знаний и новых открытий, накапливаемых в процессе их собственного развития. Ученые всегда обращались к философской теории не только в поисках необходимой методологии, но и для объяснения смысла и направленности научных исследований, понимания их глобальных аспектов и последствий. В свою очередь, философия, опираясь на результаты исследования конкретных наук, соответствующим образом истолковывала и обобщала их. Философия, как правило, опережала в своем развитии конкретные науки, но в то же время в связи с новыми открытиями в специальных областях научного знания менялись и формы философского мышления.

Общность: функции обобщения, интеграции, синтеза, открытие наиболее общих закономерностей, прогноз, формирование гипотез (функции науки).

Различия: 1) Осознание места, присущего отдельному, конкретному фрагменту знаний в целостной картине невозможно для частных наук. Эта задача может быть решена только при помощи философии, которая способствует правильной постановке проблем; 2) Разрешение характерных трудностей, противоречий, возникающих на границе различных уровней, областей науки при их согласовании (парадоксы, апории, антиномии и др.) невозможно без участия философии – соотнесения мысли (языка) и реальности; 3) Философия выполняет также функции уяснения самых общих оснований культуры вообще и науки в частности. Наука сама себя достаточно широко, глубинно и масштабно не уясняет, не обосновывает; 4) В конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий (категории, принципы, различные методы познания), но общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются и отрабатываются в сфере философии; 5) Наука не обосновывает сама себя и в ценностном отношении. Она не самодостаточна: сама нуждаясь в ценностном обосновании, она не может служить универсальным духовным ориентиром человеческой истории.

Взаимоотношение философия и наука:

Согласно современному пониманию сущности и особенностей философии можно утверждать, что философия - это научное мировоззрение. С одной стороны, это наука мировоззренческого, предельно общего, уровня, а с другой - это мировоззрение, основывающееся на рациональном, научном знании.

В обоснование этой позиции обратимся к структуре мировоззрения. Мировоззрение - это совокупность и система знаний, взглядов, принципов, оценок, определяющих самое общее видение, понимание мира и места в нем человека, формирующих жизненные позиции, программы и ориентиры поведения людей.

В структуре мировоззрения выделяются два основных уровня - обыденный и теоретический. Обыденный уровень - это мироощущение, мировосприятие и миропредставление. На этом уровне в освоении действительности доминируют рассудок, чувства, здравый смысл, которые переплетаются с предрассудками, традициями и верованиями.

Теоретический уровень мировоззрения включает научные знания о естественной, социальной и духовной картинах мира. В этом отношении философия выступает обобщением знаний о мире, в силу чего приобретает черты науки и составляет ядро мировоззрения как системы знаний о мире в целом.

Философские знания всегда интенциональны (нацелены на что-либо) и всю силу своих познавательно-эвристических возможностей направляют на вооружение человека знанием всеобщего, на определение жизненно важных для человека феноменов (иногда на определение второстепенных, ложно принимаемых за главные). В силу этого философия никогда не бывает абсолютно объективной, ибо включает в себя как элемент мировоззрения и аксиологические, и прогностические, и идеологические моменты. Более того, философия интегрирует рациональное знание науки и чувственное знание культуры, становясь тем самым рационально-эмоциональным мировоззрением. Это не лишает философию статуса научной системы знания.

Таким образом, философия как теоретическое знание выделилась из мифологии в середине I тыс. до н.э. Являясь многоаспектным знанием о наиболее общих проблемах бытия, она является рационализированным мировоззрением, духовной ценностью, способом освоения действительности, элементом мировой культуры. Философия не претендует на то, чтобы быть "наукой наук", как считал Г.В.Ф. Гегель, но в то же время она является предельно широким знанием и в этом качестве способна вооружить другие науки исходными принципами, наиболее общими методами познания и преобразования действительности. Это позволяет рассматривать философию не только как элемент мировоззрения, но и как всеобщую методологию.

 

В процессе исторического развития претерпевали изменения способы взаимодействия науки и философии:

1) в Древнем обществе существовала единая нерасчлененная наука – натурфилософия, которая включала в себя все естественные науки и философские взгляды

2) в Средние века в связи с господством религиозной идеологии натурфилософия почти исчезла, и в теологии использовались лишь ее отдельные элементы.

3) в эпоху Возрождения натурфилософское мышление вновь возникает, но уже на новом уровне, выражая стремление не только определить естественнонаучные подходы и философские принципы в исследовании мира, но и заполнить пробелы в понимании природы. Происходит отпочкование специальных научных дисциплин от натурфилософии.

4) в условиях Нового времени (17-18 вв.) на основе прогресса механического естествознания возникают аналитический и метафизический способы мышления при рассмотрении природы и мира в целом.

5) с середины 19 в., когда уже сформировались не только математика, физика, астрономия, но и химия, биология, некоторые технические науки, начинает формироваться философия науки, задача которой – изучение средств и методов познания, исследование природы и структуры научной теории и др. результат – фундаментальные открытия в 20 в.

6) 20-21 вв. материалистическая философия определяется как новая методология, на основе которой все научные дисциплины предстали как элементы единого знания об эволюции Вселенной и человека.

В истории Ф. выделяются несколько проблем в соответствии с онтологическим вопросом «Что первично и что вторично?» (материчя или дух, природа или сознание и т. д.). В зависимости от этого, выделяют 2 напрвления: идеалистическое и натуралистическое.

Идеалисты утверждали, что первичным является дух, идея, сознание. Натуралисты – материя, природа.

Гегель – объективный идеалист – Основа мира – абсолютная идея.

Дуализм – материя и дух – первооснова мира (Рене Декарт).

Дурализм – плюралистическая ориентация – сразу несколько сущностей являются первоосновой мира.



В. 3

Философия с момента своего возникновения стремилась дать системное понимание мира, поэтому философские проблемы вытекают из стремления объяснять мир. (Что лежит в основе всех вещей? В греческой философии первым дал определение Фалес (вода)).

Начало всякой новой философии внутренне лежит в недрах старого мышления. Старое мышление выступает как почва и предпосылка нового. Новое же является по отношению к старому его целью, двигателем. (про попытки объяснить строение и происхождение мира при помощи мифов и первыми философами)

Начало философии определяется непосредственными требованиями текущего исторического момента (кризисом научной формы познания).

Философия - учение о всеобщем, о мире в целом (системное понимание), о месте человека в мире и об его отношении к миру. Каждая философия имеет проблемное поле – мир в целом как система.

Основными категориями философии, образующими ее язык (категориальную матрицу) являются (Структура Ф.):

Онтология – учение о бытии, гносеология – теория познания, диалектика (метафизика) – метод, позволяющий понять, как функционирует мир, социология, антропология (учение о человеке), аксиология(учение о ценностях, о духовных образованиях, имеющих безусловную значимость для человека, определяющих его поведение на протяжении всей жизни), футурология– учение о будущем.

Функции Ф.:

Мировоззренческая. Философия – это мировоззренческое знание; оно помогает формировать мировоззрение в целом и выполняет роль ядра и систематизирующего фактора мировоззрения.

Методологическая. Философия выступает общим методом для других видов и форм знания. Философия разрабатывает и предлагает наиболее приемлемые и рациональные способы и подходы человека к действительности, выступает общей духовной базой для частных видов знания и человеческой деятельности.

Гносеологическая. Философия формирует способ познавательного отношения человека к миру. Она дает общие установки на познание, разъясняет смысл основных понятий познавательной деятельности. Через философию человек познает не только и не столько конкретный мир, а существующие способы отношения человека к миру как культурные феномены разных эпох. Философия совершенствует мыслительную деятельность, оттачивает сам механизм мышления, пополняет понятийный аппарат, что также способствует повышению культуры мышления.

Ценностно-ориентирующая. Философия приобщает человека к миру духовных ценностей. Она не только дает знание о ценностях, но еще и направляет (ориентирует) человека в мире ценностей, ориентирует его на высшие человеческие ценности, предоставляет ему более широкое и аргументированное поле для выбора своей системы ценностей, определения смысложизненной позиции.

Критически-преобразующая. Философия должна учить человека сомневаться, критически оценивать себя и действительность. Должна учить ставить жизнесмысловые вопросы. Философия – это всегда сомнение, размышление, вопрос, а не точка, не истина в последней инстанции. Плюрализм философии создает для думающего человека возможность иметь разнообразие взглядов на ту или иную проблему и возможность выбора для себя своей собственной позиции. Под преобразованием философия, прежде всего, имеет в виду преобразование в своей собственной душе, в своих помыслах и оценках, совершенствование себя в личностном плане. Как говорил Н. Бердяев: будет лучше человек, лучше будет и общество.

Культурологическая. Философия не просто часть культуры, а главное сосредоточение духовной культуры. Постигая философию, человек познает и взращивает в себе и окружающем мире культуру, т.е. духовно развивается сам и увеличивает духовность бытия.

 



В. 4

Разнообразие филос. проблем и способов их решения поставило перед историей философии типологию философских учений, в основе которой лежат содержание и временные принципы.

1. в зависимости от решения основного вопроса философии, рассматриваемого сущность мира и человека, 2 направления: материальное и идеальное

2. отношение мыслителей к основным формам и видам познания (чувственное и рациональное, разумное и рассудочное). 1) сенсуализм («сенсунс» — чувство, ощущение, настаивают на чувствах и ощущениях в процессе познания) 2) рационализм («рацион» — разум, чувственные знания не отвергают, но рассматривают их как несовершенные и неспособные постичь сущность вещей)

3. расходится по линии противостояния: 1) иррационализм (ограничение и отрицание роли разума в процессе познания, приоритет внерациональным формам психики, мистике, интуиции, откровению, сверхчувственному или созерцательному, исходит из абсурдности и аллогичности самого бытия, которое невозможно ни обосновать, ни объяснить) 2) рационализм

4. по методу познания: 1) диалектический (темп движению задает внешняя сила, нет готовых вещей, есть процессы) 2) метафизический (дает однозначное, завершенное изображение мира в готовых сложившихся понятиях, источник развития внутри)

Кроме 4 основных критериев типологизации существуют более мелкие, как религиозно-диалектические и атеистические (по отношению к религии), так и сциентические и антисциентические (по отношению к науке).

По временному принципу типологизация происходит из самой сути процесса философского творчества. В данном случае вводится новое понятие «исторический тип философствования», который объединяет не единомышленников, а современников, т. е. философов разных взглядов и направлений. Каждая крупная эпоха знает свой исторический тип философии и свой характерный тип философствования. В античности – созерцательный, социально-психологический тип философа, оправдано отделением умственного труда от физического. Умственный труд имел абстрактно-духовный смысл, высшей ценностью считалось безмятежность, невозмутимость духа. Главная роль философа в том, чтобы объяснить уже произошедшие события. Умозрительный ориентирован на иррациональный и сверхрациональный источник познания (интуицию и откровение). Характерен для религиозной и религиозно-мыслительной философии (поздняя античность, средневековье, русский религиозный ренессанс конца 19 начала 20 века). Цель философа — выход за пределы чувственного восприятия, нахождение связи между верой и знанием, религией и наукой. Марксистская философия представляет деятельностный тип философствования. Цель которого — изменение мира, конкретными субъектами социального действия являются народные массы и рабочий класс. Новейший социально-экологическийтип философствования связан с учением Федорова о регулятивной природе, идеями Вернадского о ноосфере. Можно также определить классическую, неклассическую и постклассическую философию (связано с наукой).

Исторические типы философствования:

Для классификации историко-философского знания наиболее приемлемой является типология, где учтены временной (древняя, средневековая и т. д. Ф.), пространственно-национальный (например, немецкая Ф.) и проблемный (например, антропологические направления в Ф.) параметры.

1. Древняя философия:

древневосточная Ф., античная Ф..

2. Ф. средневековья

3. Ф. эпохи Возрождения

4. Ф. Нового времени

5. Классическая немецкая Ф.

Древневосточная Ф.

Примерно в середине I тыс. до н.э. почти в одно и то же время в Индии, Китае и Греции возникают первые философские системы. Начинается интенсивное вытеснение мифологических представлений на периферию культурного пространства, дальнейшее развитие мысли начинает определять философия. Переосмысливаются прежние ценностные установки, имеет место новое толкование истории и мифологии, складываются различные, зачастую противоположные, направления мысли.

В различных регионах Востока сформировались мировоззренческие концепции, в которых своеобразно были сплавлены религиозные и философские представления. Наиболее известными и влиятельными оказались философские учения, которые возникли в Индии и Китае.

Будучи по духу восточными, они имели не только общие моменты, но и существенные различия, которые оказали огромное влияние на культуру этих стран и тех народов, которые соприкасались с ними. Эти различия позволяют говорить отдельно об индийском, китайском и греческом типах философии.

В восточной мысли религиозное и философское начала более переплетены, чем в греческой. На Востоке религиозные представления менее индивидуализированы, носят характер общих представлений, что сближает их с философскими построениями.

Восточная мысль более эмоционально-этична, нежели рационально-логична. Она исходит из непосредственно-этического восприятия жизни, не противопоставляя последнюю ее собственной цели. Восточные мыслители не сомневались в наличии тесной связи не только между природой и человеком, но и между общественными явлениями и человеческими поступками, с одной стороны, и природными явлениями - с другой. Мыслители Востока напрямую выводили порядок и спокойствие в обществе из поступков людей согласно естественным законам.

Осознание человеком Востока себя и мира начинается, как и везде, с мифологии, которая выступает как предфилософский этап развития культуры.

В Китае формирование предфилософско-мифологических представлений прослеживается вплоть до XVIII в. до н.э. и проходит несколько этапов, пока не возникают философские системы Конфуция, Лао-Цзы и других мыслителей. На этом предфилософском этапе нет еще деления происходящих событий на природное и человеческое, физическое и нравственное. Так, природные процессы, например землетрясения, объясняются зачастую человеческими поступками, в частности оскорблением, нанесенным женой мужу.

Собственно философская традиция восходит к VI в. до н.э. (период борющихся государств - золотой век китайской философии), когда появляется учение Кун Фуцзы, известного в Европе как Конфуций. Основные школы: конфуцианство, мунизм, школа закона, даосизм, школа имен, инь-ян.

Особенности древнекитайской Ф.:

1. слабо развитая мифология, т. К. китайцы очень практичны;

2. древнекит. Ф. малосистемна, слабо связана с наукой;

3. преобладала практическая Ф.

4. существовало представление о двух противоположных началах «инь» и «ян» (свет и тьма, женское и мужское), представление о «дао» - и космич. и земной законы;

5. нравственность связана с «ли» - почтительность, уважительность, церемониал, ритуал, почитание родителей и старшего брата;

 6. включает в себя зачатки математики.

В целом философская мысль Китая, как и его наиболее известных представителей - Конфуция и Лао-цзы, направлена на познание человека, отношение человека и человека, человека и государства, анализ моральных принципов семьи и государства. Основная интенция восточной мысли - формирование просветленного человека, который бы мог проникнуть в собственную сущность не с помощью науки, а непосредственно интуитивно. Для Востока не столько наука, сколько религиозно-философская мысль способна открыть тайны мироздания. Для этой культурной традиции наука выступает необходимым орудием функционирования цивилизации, она усиливает технологические возможности человека, но бессильна в области морали. Подобная направленность философской мысли является общей для Китая, Индии и, видимо, всего Востока.

Конфуцианство и даосизм в своей основе не исключают друг друга, а взаимодополняют. Они ориентированы различным образом, по-разному решают проблемы гармонизации Космоса, но в своей сути направлены на совершенствование духовного мира личности. Китайская философская мысль сознательно не пошла по пути создания эмпирического знания, справедливо полагая, что нельзя усиливать физические и технологические возможности человека, не формируя достаточно высокого морально-этического уровня. В этой культуре не занимались формированием абстрактных теоретических инструкций, мыслители сосредоточили внимание на реальных проблемах человека и социума. Отсюда преобладание социальных утопий в философских концепциях, попытки создания проектов идеального общества, идеализация прошлого и призывы к возврату в "золотой век", который представлялся совершенной эпохой.

 

Не менее своеобразной, величественной и интересной является философская мысль Древней Индии. Древнеиндийская предфилософия возникает II-I тыс. до н.э. (период формирования государства в Индии). За это время предфилософская мысль эволюционировала, появились значительные памятники культуры. Этапы развития Ф.: ведический (до VI-V вв. до н.э.); послеведический (до III-II вв. до н.э.); период философии сутр (до III-IV вв. н.э.).

В Индии общество было строго разделено на 4 варны;

1. жрецы, брахманы (они монополизировали умственный труд);

2. кшатрии, воины;

3. ремесленники, земледельцы;

4. шудры.

Каждая варна – замкнутый круг людей.

Основные памятники – Веды (знание) и Упанишады (4 философская часть Вед).

Существовало 2 ориентации Ф.:

Ортодоксальные школы (признают авторитет Вед) и неортодоксальные (не признают авторитет Вед – джайнизм, буддизм).

Можно сказать, что главной целью индийской философии является достижение вечного блаженства как до, так и после смерти. Это блаженство означает полное и вечное освобождение от всякого зла. Методом достижения этой цели выступает уход в себя, самоуглубление. Сосредоточившись в себе, человек постигает единое, нечувственное высшее существо. Эта мысль проходит и через ряд других философских концепций, таких как джайнизм и буддизм.

Разумеется, это не означает, что другие проблемы, например познания, бытия, не рассматривались в индийской философии. Гносеологические и онтологические вопросы обсуждались во всех философских системах, но они носили скорее подчиненный, периферийный характер по отношению к философско-антропологической проблематике.

Известные Ф. школы:

1) йога – как система освобождения человека от страданий. Суть мировоззрения йогов - соединение индивидуальной души с мировым духом. В этом цель жизни. Для этого отрекаются от мирской жизни и достигают транса или состояния мистического экстаза.

2) буддизм – 4-5 до н. э. – жизнь – страдание, в жизни нет счастливых судеб, следовательно необходимо уйти из этой жизни. Б. выделяет 4 благородные истины – жизнь есть страдание; корень страданий – жажда жизни, жажда наслаждений; страдание имеет причину, следоват. можно избавится от страданий; восьмеричный путь избавления от страданий (понимание 4 благородных истин, решимость уйти из жизни, правильная речь, непричинение зла всему живому, прав. образ жизни, борьба с соблазнами, прав. направл. мысли, максимальное сосредоточение).

3) джайнизм – связан с деятельностью 24 мудрецов. Существовали 2 общины – крайние аскеты и умеренные аскеты – необходимо оставит семью, остричь волосы и жить на подаяние, есть рис с ладони 1 раз в день и ходить в набедренной повязке. Цель – освобождение от жизни.

Особенности древнеиндийской Ф.:

- если в древнекит. предфилософии преобладало обыденное сознание на высшей ступени житейской мудрости, то в древнеинд. – религиозно-мифологическое мировоззрение;

- существовали различные школы, которые носят умозрительный характер и слабо связаны с наукой;

- традиционализм;

- идеалистическая Ф.

Таким образом, индийский тип философствования, в отличие от китайского, сосредоточивает внимание на индивиде, абстрагируясь от сложных социальных связей. Более того, индийская философия ориентирует на уход от этих связей, ищет пути достижения независимости субъекта. Если Конфуций побуждает жить в социуме, объединяя этическое с политическим и социальным, то Будда стремится научить человека "уходить" от этих зависимостей. Несколько упростив ситуацию, можно сказать, что и нирвана, и йога служат не столько адаптации мира к человеку, сколько человека к миру. Тем самым индийская философия полагает, что если мир не удовлетворяет человека, то надо изменить не мир, а человека. Философия буддизма обращается к индивиду, его психологии, внутреннему миру.

 

Античная Ф.

Античная философия имеет свои временные и пространственные границы. Время ее бытия - с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда император Юстиниан закрыл в 529 г. н.э. последнюю философскую школу - Платоновскую Академию. Пространство ее бытия - Греция и Рим. Естественно, что она обрела свою жизнь не только в это тысячелетие и не только греки и римляне испытали влияние этой культурно-философской традиции. Проблематика, намеченная греческими мыслителями, стала жить самостоятельной жизнью в первую очередь в Европе, а затем и во многих регионах мира. Рационалистическая традиция Платона - Аристотеля в значительной мере стала идейной основой христианства. В целом открытие греками конструктивной возможности мышления стало принципиально новым явлением в истории человечества и предопределило последующее развитие интеллектуальной традиции.

Рабовладельческий стой, полисное государство, демократия, олимпийская мифология, наука – основные характеристики.

Греческая философская мысль имеет свои этапы рождения, расцвета и увядания. Первый этап, который часто называют досократовским, носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает, например, Гераклит.

Вместе с тем это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.

Следует особо отметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное - начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, - революция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории.

Особенности античной Ф.: рационалистическое миропонимание, антитрадиционализм, тесная связь с наукой, развитость категориального аппарата, системность, космоцентризм - мир рассматривается как чувственно-материальный космос, как некое живое тело, мир один и тот же, находится в постоянном круговращении в соответствии с законами- богами.

Два начала – материя (пассивный принцип) и эйдос (активный принцип, идея). Идея «архэ» - идея единого начала мироздания.

Античная Ф. формирует диалектику как искусство спора, вести беседу.

2. Философия средних веков (ФСВ) – наиболее долгий по протяженности период в развитии мировой философской мысли (5-15 век). Сущность средневековой философии составляют два источника: идеи античных мыслителей и установки монотеистического вероисповедания.

На формирование ФСВ оказали следующие социально-культурные обстоятельства: 1) крушение Римской Империи; 2) переход к господствующему положению монотеизма в общественном сознании, бог – первооснова единства мира и внешняя причина моральных поступков людей; 3) установление церковной формы образования; 4) религиозные установки диктуют выборочный подход к античному наследию (преимущественно идеалистические концепции).

Особенности формирования ФСВ:

феодальная система, натуральное хозяйство, традиционализм, феодальный вассалитет, духовная монополия церкви, сословная корпоративность.

1 тыс. н. э. – период утверждения христианства в европейской культуре. Римская культура нуждалась в новой системе ценностей, т. к. христианство (Х) проповедует идею равенства, смирения. Х. дает эту сильную систему ценностей и побеждает на долгие годы.

Христианское богословие и христианская Ф. родились постепенно. В СВ духовной силой, определяющей все ценностные ориентации, была христианская религия. Ф. была объявлена служанкой богословия. ФСВ носила теоцентрический характер.

1-ый этап развития ФСВ – Апологетика. А. – защитники христианства. Цель – привлечь больше людей к идеологии христианства. Яркий представитель апологетовФилон Александрийский. Бог у Филона – высшее существо, оно стоит вне пространства, вне времени. Также разработал идеи посредника между Богом и человеком (Иисус); идею троицы.

2-ой этап Патристика – сочинения отцов церкви, которые заложили основы христианской Ф. Самый яркий представитель Августин (354-430) - систематизатор. "О троице", "О Граде Божьем", "Бессмертие души", "Исповедь". Идеи Августина: проблема подлинного "я" раскрывается в конфликте божьей воли и воли человека. Человек - это образ и подобие бога. Бог существует не только вне времени, но и вне пространства и поэтому обеспечивается его повсеместное присутствие. Бог - источник и исходная причина всего существующего бытия. Свобода - это свобода води, но не разума. Разум познает, а выбирает воля. Проблема познания и веры.

Человечество образует в своем историческом процессе два града: 1) светское государство - государство дьявола; 2) христианская церковь - царство божье на земле.

3-ий этап развития средневековой философской мысли – схоластика (стремление рационально обосновать и систематизировать христианские вероучения). 3 этапа: 1) 9-12 века ранняя; 2) 13 в. зрелая схоластика – Ф. Аквинский; 3) 14-15 в. поздняя - Скотт.

Гений схоластики Фома Аквинский (1225-1274) -различает область Ф. и теологии. Предметом Ф. являются разумы, а теологии – истины откровения, т. к конечным моментом и Ф. и теологии является бог, следовательно между этими истинами не должно быть противоречий.. Задача схоластики логически доказать истинность веры. Ф. Аквинский – умеренный реалист. Высшая цель человека – блаженство, оно заключается в обладании высшим благом – созерцать бога. Поскольку требовалось рационально объяснить религиозные догматы была принята позиция Фомы Аквинского - считал все мироздание рассматривается им как универсальный и иерархический порядок внутри бытия, порядок установленный богом. Философия Фомы - попытка приспособить учение Аристотеля к учению католической церкви. "Сущное и сущность" Тезисы: 1) Логическое сущее; 2) Сущее реальное - бог - это и есть бытие и только лишь в боге бытие совпадают; 3) Все сущее - есть благо потому, что все сущее есть сущее. Бог - это первопричина, абсолютная необходимость, наивысшая ступень правильности.

Теоретическая позиция Аквинского характеризуется большой гибкостью. Им сформулирована идея двух истин. Наука и философия находят истины из опыта и разума, а религия в откровении. Вера превосходит знания. Человеческий разум сильно ошибается, а вера опирается на абсолютную правдивость бога. Наука и философия признаются служанками теологии.

3 направления схоластики: 1) номиналисты (универсалии (общие понятия) не существуют независимо от человеческого мышления); 2) реалисты считали, что общие понятия существуют независимо от мысли); 3) концептуалисты (отвергали учение реалистов, но признавали общие понятия в уме человека).

 

Ф. эпохи Возрождения.

ЭВ – 2 этапа – ранний 14-15 вв в Италии, поздний 16-нач. 17 вв, когда формируется новое мировоззрение не огранич. Италией, этап сев. гуманизма. Величайших деятелей ЭВ называли Гуманистами, подчеркивая значение образованности и наиважнейших проявлений человечности. Идеология гуманизма: 1) идея Пантеизма. Бог и природа отождествляются; 2) учение о двойственной истине. Истинное в философии, может быть ложной в теологии. Этика оправдывает естественное наслаждение человека. Гуманистич. Ф. началась с толкования античных текстов.

Некоторые особенности характерные ЭВ: 1) В ЭВ философия снова направляет свое внимание на изучение природы, реального мира, в котором действует человек; 2) В традициях неоплатонизма философы ЭВ пытались поставить на место бога понятие всемирной души, тем самым стремились ликвидировать идею творения. Всемирная душа представала в качестве собственно самой, природной силой; 3) Надиндивидуалистический характер истины. 4) Практическая направленность; 5) Использование формальной логики, опираясь на разумный смысл; 6) ФЭВ считала, что достойным внимания является то, что разум может постичь собственными усилиями, без сверхъестественных сил.

Изменения в социально-экономическом устройстве Западной Европы привели к повышению роли индивидуального труда (архитекторы, скульпторы, врачи, художники). Следовательно, требования к человеку, как личности, коренным образом изменились по сравнению со средневековьем. Антропоцентризм - характер мировоззрения ЭВ заключающийся в том, что человек объявляется центральным звеном всей цепи космического бытия. Человек творец самого себя, своей собственной жизни, судьбы.

В ЭВ человек претендует на уникальность и неповторимость, а следовательно сам принимает решения в какие союзы, культурные и гуманистические кружки ему вступать. Индивид ЭВ склонен был все свои заслуги и достижения приписывать не Богу, не церкви, а только непосредственно себе. Разносторонность и многогранность - вот идеалы человека ЭВ. Человек стремился попробовать себя во всех сферах духовной и материальной жизни. Желание стать уникальным мастером, художником содействовала атмосфера, которая окружала талантливых, одаренных людей. И уважали и чествовали так, как и во времена античности - героев, а в средние века - святых. Именно ЭВ дала великих людей человечества, ученых и художников (энциклопедист Леонардо да Винчи)

Однако необходимо отметить глубокий антинамизм присущий ЭВ. Крайности индивидуалистического поведения человека ЭВ проявлялись в высокородно-возвышенном или вероломно-злодейском поведении. Ничто не ограничивало человека ЭВ (ни церковь, ни Бог - как основа средневековой морали).

Математика – важный фактор познания, главная наука, следовательно доказательность всех научных выводов, эксперимент, критерий истины. Отрицание границ в познании. Человек - мера всех вещей.

Эпоха В. сформировала свободный стиль философствования.

ФЭВ характеризуется антропоцентрическим стилем мышления, поскольку центром размышления является живой человек, в его отношении с окружающим миром утверждается идея гуманизма и индивидуализма, человек становится центром мироздания.

Парацельс (1493-1541), врач, алхимик, чудотворец. Представитель магического направления. Николай Кузанский (1401-1464) - философ Эпохи Возрождения. Центральная проблема философии является проблема Бога и мира. Пантеизм К.: Бог понимается как "все во всем". Он отвергает дуалистическую трактовку мира и Бога. Космология К. вела к признанию единства земной и небесной субстанции. Николай Коперник (1473-1543) основоположник новой астрономической системы. Геоцентрическая система мира (Земля вращается вокруг Солнца). Джордано Бруно (1548-1600). С геоцентрической модели Коперника сделал вывод, что звезды имеют такое происхождение, что и Солнце, поэтому каждая звезда - это центр другого, не похожего на наш мира. Человек, благодаря своей деятельности приобретает значение космической силы. Оказал большое влияние на формирование взглядов Галилея, и Кампанеллы, Ньютона, Спинозы, Лейбница. Ф. Бэкон (1561-1626).Переход от Науки Ренессанса к философской проблематике Нового времени. Самая известная работа "Новый органон". Классификация наук: 1) исторические науки, которые основаны на памяти; 2) науки основанные на вдохновении (поэзия); 3) философские науки, опираются на разум и дают возможность познания всеобщего в природе. Разработал индуктивный метод познания. Никола Макиавелли (1469-1527). Его подход отделял политику от морали и человечности. В его мире нет месту Божественному вмешательству. История спускается с небес, становясь исключительно человеческой. Мартин Лютер (1483-1546), Жан Кальвин (1509-1564), Томас Мюнцер (1490-1525). Реформаторы. Идеи реформации отвергали необходимость существования католической церкви. Борьба за уничтожение, феодальной эксплуатации и установление равенства. Ими высказывались тезисы об отказе от католической церкви и духовенства вообще (как посредника между Богом и человеком). Возникновение протестантизма как религия буржуазии (поощрялось накопление и предпринимательство). Считали Священное писание непогрешимым источником истины. Эразм Роттердамский (1469-1536). Критиковал Лютера. Эразм не порвал с католицизмом, но всерьез поставил идеи гуманизма на службу Реформации. Его трактат "О свободе воли" есть прямая полемика с Лютером.

4. Ф. Нового времени.ФНВ – начало становления европейской индустриализации, период научной революции (с 17 в.). Основной девиз ФНВ – не наука для науки, а увеличение власти человека над природой, природа низшая форма существования, а человек – высшая.

Основные проблемы ФНВ: найти пути победы человеческого разума над природой. Через знание и технику человек может добиться господствующего положения над природой. Главная ценность – наука и прежде всего – математическое естествознание. Классической формой естествознания становится классическая механика (мир устроен как машина). Формируется механистический стиль мышления.

Особенности ФНВ:

1. антитрадиционализм – открещение от предрассудков средневековой схоластики;

2. ориентация на науку, на экспериментально-математическое естествознание;

3. практическая направленность Ф. Знание есть сила (Ф. Бэкон);

4. преобладание метода логической проблематики исследования;

5. в зависимости от того, как решается вопрос о методе назначения, в Ф. выделяется 2 направления - эмпиризм и рационализм.

Эмпиристы - Бэкон, Гоббс, Локк - источником познания является чувственный опыт (эмпирия), разум может только комбинировать и ничего нового не создает.

Рационалисты– Декарт, Спиноза, Лейбниц – признают источником познания разум. Рациональный стиль мышления преобладает в Европе.

Фрэнсис Бэкон - выступил как сторонник опытного естествознания и научного метода. Классификация наук. Критика схоластической науки. Рост практического могущества человека. "Знание - это сила". Работа "Новый органон" - человек слуга и истолкователь природы. Поставил вопрос, что препятствует успешному познанию природы. Приверженность к неверным методам познания обусловлена господством в сознании людей так называемых идолов: 1) идолы рода - это смешение нашей собственной природы и природой вещей; 2) идолы пещеры - это предрассудки, заполняющие ум из нашего индивидуального (и случайного) положения в мире. Выход разносторонний взгляд; 3) Идолы рынка - это заблуждения, проистекающие из необходимости пользовать словами уже готовыми значениями, принимаемые человеком некритически; 4) идолы театра - заблуждения, проистекающие из безусловного подчинения авторитету. Борьба с авторитарным мышлением - одна из основных забот Бэкона. Он заложил основу эмпиризма.

Альтернативой эмпиризму рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом (1596-1650). Главная проблема философии проблема достоверности знания. Но в отличии от Бэкона, Декарт искал признаки достоверного познания в сфере самого знания, его внутренних характеристик. Декарт стремился к разгадке тайны высочайшей надежности и неотразимой привлекательности математических доказательств. Их ясность и отчетливость он справедливо связывает с радикально глубокой работой анализа. В результате сложные проблемы удается разложить на предельно простые и дойти до уровня, на котором истинность или ложность утверждения может быть усмотрена непосредственно, как в случае математических аксиом.

Декарт предлагает метод познания - метод научного сомнения. Отсюда "Я мыслю, следовательно существую". Выдвинул мысль о врожденности идей (идея о Боге) - одно из основ рационалистской теории познания. После Бэкона и Декарта развитие европейского рационализма протекало в творческом противостоянии эмпиристской и рационалистической традиций. Затем пришло время для попыток их синтеза.

Бенедикт Спиноза (1632-1677). Основное понятие Спинозы - понятие единой и бесконечной субстанции, названной им Богом и Природой одновременно. В отличии от Декарта он стал на точку философского монизма, признающим единоначалие мира. Тело и душа есть разные выражения одной сущности. Познавая тело, мы познаем душу, и наоборот. Единство многообразии вещей можно усмотреть лишь посредством интеллектуальной интуиции, дающей нам ясное знание. Чувственное знание усматривает только множественность вещей и не способно подняться до понимания единства их божественной природы.

Другим выдающимся представителем рационализма был Готфрид Лейбниц (1646-1716). Центральное понятие - понятие монады. Монада - простая неделимая сущность, и весь мир представляет собой собрание монад. Каждая из них замкнута в себе и неспособна влиять на другие. Мир монад строго иерархичен. Они располагаются от низшим к высших и венчающей их все - Богу. Поскольку всякая душа монада, и ее деятельность направлена лишь на самое себя, то познание есть лишь процесс постепенного осознания того, что имеется в состоянии бессознательного.

Представителем эмпиризма в философии был Джон Локк (1632-1704). Вслед за Бэконом говорит, что опыт - основа любого знания. Критикуя идей рационализма, он говорит, что невозможно существование врожденных идей, так как парадоксально, что люди владеют идеей, которую не могут осознать. По Локку душа - это чистая доска, письмена на которой может оставить лишь опыт (внешний - о мире, внутренний - познание самого себя).

В этом вопросе необходимо упомянуть Дж. Беркли, и Д. Юма (см. вопрос 21).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...