Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Спрос,предлож., рынравнов-сие.




Спрос – желание и возможность отдельного потребителя или группы потребителей приобрести определенные блага в данных экономических условиях.

Величина (объем спроса) - кол-во товара, которое потребитель способен купить по определенной цене.

Закон спроса:чем выше цена товара, тем ниже спрос на него и наоборот.

Исключения закона спроса:

1. «Парадокс Гиффена» – при повышении цены на низшие товары (товары, для которых существуют альтернативные блага, характеризующиеся большими удобствами или лучшим качеством) величина спроса на них не снижается (картофель).

2. «Эффект Веблена» – при снижении цены на товары высшего качества (товары роскоши) падает величина спроса и наоборот.

3. «Эффект сноба» - реакция на изменение спроса других потребителей.

4. Ассиметричная информация – низкие цены сигнализируют покупателю о низком качестве товара, или наоборот, высокие цены рассматриваются как сигнал высокого качества.

5. Эффект ожидаемой инфляции. В периоды экономической нестабильности даже незначительное повышение цены товара инициирует инфляционные ожидания, что может привести к росту объема покупок.

Неценовые факторы спроса. Ими вызываются изменения спроса, под которым понимается изменения количества товара, которое покупатели желают и могут купить.

1. Доходы потребителей. При повышении доходов спрос на большинство товаров растет. Это нормальные товары. Товары, спрос на которые падает при росте потребительских доходов – товары низшей категории.

2. Вкусы потребителей. Благоприятное изменение вкусов под воздействием рекламы, моды, увеличивает спрос и наоборот.

3. Рост числа покупателей – увеличивает спрос.

4. Цена на сопряженные товары. Взаимозаменяющие (субституты) товары – такие пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к росту спроса на другой товар. Взаимодополняющие товары (комплементы) – пары товаров, для которых рост цены одного товара приводит к падению спроса на другой. Существуют независимые товары (книги, часы), когда изменение цены на один товар почти не влияет на динамику спроса на другой.

5. Потребительские ожидания относительно цен на товар, доходов потребителей.

Виды спроса:

1) индивидуальный (спрос конкретного потребилетя на конкретный товар при данной цене в теченопред времени)

2) рыночный (спрос всех потребит конкретного товара на конкрет рынке при данной цене в определенный пер.времени)

 3)совокупный - спрос наход-ся в обрат зависим от цены товара. Эта зависимость выражается кривой спроса

Влияет изменение дохода, моды, деятельности и др.Остальные факторы, кроме цены, смещают кривую вниз

Предложение– то кол-во товара, кот представлено на рынке при данной цене в теченопредел периода времени.

Объем предложения - кол-во благ, кот. производитель может произвести и продать по определ. цене.

Закон предложения: между ценой и величиной предложения существует прямая связь. Отражает прямо пропорциональную зав-сть между ценой и объемом пред-я (высокие цены увеличивают доходы, стимулируют доп-ый выпуск продукции, рост объема пред-ния вызывает повышение цен).

Неценовые факторыпредложения вызывают сдвиг кривой предложения:

1. Цены на ресурсы – их рост сокращает предложение.

2. Применяемые технологии – совершенствование технологии приводит к снижению производственных издержек и увеличению предложения.

3. Динамика цен на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары – рост цен на один из товаров субститутов уменьшает предложение другого; рост цен на один из товаров комплементов увеличит предложение другого.

4. Налоги и субсидии – рост налогов рассматривается как рост издержек производства, а значит снижает предложение. Государственное субсидирование означает снижение издержек, а значит увеличивает предложение.

5. Численность производителей – прямая зависимость.

6. Ожидания относительно изменения цены.

Виды предложения:

1)индивидуальное (предложение товара конкретной фирмой приданной цене и определ время)

2)рыночное (предложение товара всеми фирмами данной отрасли). Предложение находится в прямой зависим от цены товара.

Рыноч равновение имеет место, когда спрос=предлож.

В рыночной экономике цены определяются рыночным механизмом, т.е. зависят от спроса и предложения.

Модели рыночного равновесия:

В зависимости от временного интервала различают:

Мгновенное равновесие – при неизменном предложении спрос в силу каких-то причин быстро возрастает. Равновесная цена при этом возрастает.

Краткосрочное равновесие – наступает, когда предложение возрастает, но число производителей данного товара не увеличивается. Объем производства возрастает вследствие более интенсивного использования переменных факторов производства. Равновесная цена будут в этом случае ниже той, которая была при мгновенном равновесии.

Долгосрочное равновесие – объем предложения увеличивается за счет роста числа производителей, внедрения новых мощностей. Равновесная цена снижается. Такое равновесие называют нормальным, т.к. все большее насыщение рынка порождает конкуренцию между производителями и потребителями, в результате чего устанавливается длительное равновесие между спросом и предложением.

По степени устойчивости различают:

Стабильное рыночное равновесие – имеет место, когда нарушенное равновесие восстанавливается опять.

Нестабильное – нарушенной равновесие рынка остается таковым на протяжении длительного периода, например товарный дефицит.

Осн-ми инструментами воздействия гос-ва на процесс рын. ценообр-ния явл. система налого-ния и директирование уровня цен, импортная пошлина.

Воздействие гос-ва на процесс рын-го ценно-ния посредством косвенного налогооб-ния или дотации произ-ва снижает эк-кую эффек.

 Гос-во регулирует цены на соц-но значимые т-ры путем установления: верхнего уровенья– законод-но устан-ся мах цена, кот. продавец может ставить на свой т-р; нижнего уровеня- правительством устан-ся мin. цена на т-р.

Устанавливая верх-й предел цены, гос.желает предоставить потре-ю возможность приобретать блага по ценам ниже равновесных рын. цен.

 Устан-ние нижнего предела цены выше рын. обычно практикуется гос-вом как ср-во эк-кой поддержки произв-лей отд-х отраслей, чаще всего с/х-ва.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...