Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Несовершенства или провалы рынка и необходимость гос. Вмешательства
"Провалы" (фиаско) рынка - случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Это провалы: проблемы макроэкономической нестабильности, внешних эффектов, производства общественных благ, монополизма, асимметричной информации, обеспечения социальной справедливости. 1)В кач-ве наиболее существенного фиаско рынка следует назвать проблему внеш. эффектов. Рынок обеспечивает эфф-ное размещение и исп-ние производств. ресурсов, если выполняется след. условие: только те, кто участвуют в рын. сделке, несут все связанные с нею издержки и получают все выгоды. Однако в реальности оно трудновыполнимо. Напр., если пр-во товара связано с загрязнением окр. среды, то часть издержек пр-ва перекладывается на 3-их лиц - людей, живущих рядом с источником загрязнения, а все доходы получает продавец товаров. Таково проявление отриц. внеш. эффекта. Но есть и положит. внеш. эффекты, напр. образование: обучаясь, человек преследует собств. интересы, но чем больше квалифицированных спец-стов в стране, тем эфф-нее работает эк-ка в целом, и выгоды получают все граждане. Роль государства в рыночных процессах:регулирование внешних эффектов: устранение отрицательных и стимулирование положительных. 2) Поводом для гос. вмешательства в рын. процессы явл. проблема производства общ. благ. Общ. блага приносят положит. внеш. эффекты всем, как только становятся доступными для кого-то. Они хар-ются признаками неисключаемости и неизбирательности. Классич. пример общ. благ - маяки: если маяк построен, никто не запретит смотреть на его огни капитанам всех кораблей вне зависимости от того, платят они за эту услугу или нет, и пользоваться услугами маяка все капитаны могут, не мешая друг другу. Частные блага не обладают подобными св-вами. Напр., хлеб, к-ый продается в магазинах, во-первых, не доступен тому, кто не заплатит за него (кроме случаев воровства), а во-вторых, потребление хлеба одними людьми влияет на величину его потребления другими. Роль гос-ва: организовать производство общественных благ, сбор налогов. 3) Еще причина- монополизм. Рын. эк-ка функц-ет нормально только в усл. конкуренции эк-ких субъектов - как продавцов, так и покупателей. Проблема закл. в том, что победивший в конкурентной борьбе зачастую захватывает все бóльшую долю рынка и усиливает рын. власть. При монополии товары производятся в меньших кол-вах, нежели при совершенной конкуренции, кач-во их, как правило, хуже, а цены выше. Кроме того, нек-ые отрасли явл. естественными монополистами, поскольку обеспечение рынка отдельными благами с помощью неск-ких поставщиков бывает технически затруднено или признается неэфф-ным. Гос. вмешательство в эк-кие процессы оправданно при проведении антимонопольной политики(стимулир конкуренц, регулиров эк процессов) 4) В проблеме асимметричности рын. инф-циитакже проявляется несовершенство рынка. Рынок работает хорошо, только если все субъекты одинаково информированы об эк-кой конъюнктуре. Продавец и покупатель чаще всего владеют различным объемом инф-ции о товаре: иногда продавец знает больше, иногда покупатель. Сделка, разные стороны к-ой неодинаково осведомлены, лишь случайно м.б. заключена с оптимальными ценами. Скорее всего, один ее участник получит выгоду за счет другого (обычно более информированный за счет менее информированного). Методы гос. вмешат-ва в эк-ку: - правовые (законодат. акты); - административные (запреты и разрешения); - эк-кие (бывают прямые (регул-ние цен) и косвенные (налоги)). Информация на этикетке. 5) Снижение трансакционных издержек (несут рыночные агенты в результате подготовки, заключения и исполнения сделок). Государство:увеличение степени информированности, развивать инфраструктуру. Эти направления государственного регулирования связаны с повышением эффективности её функционирования. Однако существуют и другие цели. 1) Социальная эффективность. Для достижения государство может пойти на: - перераспределение доходов: сглаживание дифференциации доходов между различными категориями населения внутри страны, - регулирование структуры потребления (табак, алкоголь, наркотики). Эти направления гос. эк-кой политики входят в сферу микроэк-кой политики, т.е. ориентированы на улучшение функц-ния отдельных фирм, отраслей и рынков. Цели макроэк-кого регул-ния: достижение устойчивых темпов эк-кого роста, полной занятости, стабильного уровня цен, внешнеэк-кой сбалансир-сти.
Модели рыночной экономики (МРЭ). Особенности Бел.национальной модели. Модели экономических систем. Направленность развития рыночных систем зависит от группы факторов: · от географического положения · от наличия природных ресурсов · от исторических условий развития · от традиций населения и обычаев · от уровня развития производительных сил · от социальной направленности общества Общими чертами для всех рыночных систем являются: · наличие многообразных форм собственности · преобладание свободных цен на товары и услуги · развитая система конкуренции · распространение предпринимательства · определенная система государственного регулирования экономики. Национальные модели рыночной экономики. Можно выделить пять характерных моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях: Американская или либеральная модель, она характеризуется следующими чертами: · минимальная роль государства в экономике · всемерное поощрение предпринимательства · резкая дифференциация на богатых и бедных · большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110- кратный разрыв между главой фирмы и служащими Японская модель имеет следующие атрибуты: · высокий уровень государственного регулирования · составление 5-летних планов · распространение системы пожизненного найма · незначительный разрыв в уровне заработной платы, который составляет семнадцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими социальная направленность модели. Немецкая модель близка к японской, главным идеологом является Людвиг Эрхард. Особенности: · сильное государственное воздействие на экономику, особенно при решении социальных проблем · реализация социального партнерства · планирование основных макроэкономических показателей · различие в зарплате составляет двадцати трехкратный разрыв Шведская модель имеет следующие особенности: · участие государства в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов · высокий уровень государственного сектора · вмешательство государства в механизм ценообразования Французская модель имеет следующие особенности: · активное регулирование экономики государством · индикативное планирование. Белорусская рыночная модель.Трансформационная., с соц-оиентированной рын эк-кой: 1. соц. направленность, 2. сильная гос власть, 3. развитие процессов приватизации и разгосударствления, 4. поиск эффективного собственника, 5. развитие интеграционных процессов, 6. гос регулирование цен, 7. переход от административного планирования к индикативному (учет мнения исполнителей, производителей), 8. либерализация распределения доходов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |