Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Несовершенства или провалы рынка и необходимость гос. Вмешательства




"Провалы" (фиаско) рынка - случаи, когда рынок оказы­вается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

Это провалы: проблемы макроэкономической нестабильности, внешних эффектов, производства общественных благ, монополизма, асимметричной информации, обеспечения социальной справедливости.

1)В кач-ве наиболее существенного фиаско рынка следует назвать проблему внеш. эффектов. Рынок обеспечивает эфф-ное размещение и исп-ние производств. ресурсов, если выполняется след. условие: только те, кто участвуют в рын. сделке, несут все связанные с нею издержки и получают все выгоды. Однако в реальности оно трудновыполнимо. Напр., если пр-во товара связано с загрязнением окр. среды, то часть издержек пр-ва перекладывается на 3-их лиц - людей, живущих рядом с источником загрязнения, а все доходы получает продавец товаров. Таково проявление отриц. внеш. эффекта. Но есть и положит. внеш. эффекты, напр. образование: обучаясь, человек преследует собств. интересы, но чем больше квалифицированных спец-стов в стране, тем эфф-нее работает эк-ка в целом, и выгоды получают все граждане.

Роль государства в рыночных процессах:регулирование внешних эффектов: устранение отрицательных и стимулирование положительных.

2) Поводом для гос. вмешательства в рын. процессы явл. проблема производства общ. благ. Общ. блага приносят положит. внеш. эффекты всем, как только становятся доступными для кого-то. Они хар-ются признаками неисключаемости и неизбирательности. Классич. пример общ. благ - маяки: если маяк построен, никто не запретит смотреть на его огни капитанам всех кораблей вне зависимости от того, платят они за эту услугу или нет, и пользоваться услугами маяка все капитаны могут, не мешая друг другу. Частные блага не обладают подобными св-вами. Напр., хлеб, к-ый продается в магазинах, во-первых, не доступен тому, кто не заплатит за него (кроме случаев воровства), а во-вторых, потребление хлеба одними людьми влияет на величину его потребления другими.

Роль гос-ва: организовать производство общественных благ, сбор налогов.

3) Еще причина- монополизм. Рын. эк-ка функц-ет нормально только в усл. конкуренции эк-ких субъектов - как продавцов, так и покупателей. Проблема закл. в том, что победивший в конкурентной борьбе зачастую захватывает все бóльшую долю рынка и усиливает рын. власть. При монополии товары производятся в меньших кол-вах, нежели при совершенной конкуренции, кач-во их, как правило, хуже, а цены выше. Кроме того, нек-ые отрасли явл. естественными монополистами, поскольку обеспечение рынка отдельными благами с помощью неск-ких поставщиков бывает технически затруднено или признается неэфф-ным.

Гос. вмешательство в эк-кие процессы оправданно при проведении антимонопольной политики(стимулир конкуренц, регулиров эк процессов)

4) В проблеме асимметричности рын. инф-циитакже проявляется несовершенство рынка. Рынок работает хорошо, только если все субъекты одинаково информированы об эк-кой конъюнктуре. Продавец и покупатель чаще всего владеют различным объемом инф-ции о товаре: иногда продавец знает больше, иногда покупатель. Сделка, разные стороны к-ой неодинаково осведомлены, лишь случайно м.б. заключена с оптимальными ценами. Скорее всего, один ее участник получит выгоду за счет другого (обычно более информированный за счет менее информированного).

Методы гос. вмешат-ва в эк-ку: - правовые (законодат. акты); - административные (запреты и разрешения); - эк-кие (бывают прямые (регул-ние цен) и косвенные (налоги)). Информация на этикетке.

5) Снижение трансакционных издержек (несут рыночные агенты в результате подготовки, заключения и исполнения сделок).

Государство:увеличение степени информированности, развивать инфраструктуру.

Эти направления государственного регулирования связаны с повышением эффективности её функционирования. Однако существуют и другие цели.

1) Социальная эффективность. Для достижения государство может пойти на:

- перераспределение доходов: сглаживание дифференциации доходов между различными категориями населения внутри страны,

- регулирование структуры потребления (табак, алкоголь, наркотики).

Эти направления гос. эк-кой политики входят в сферу микроэк-кой политики, т.е. ориентированы на улучшение функц-ния отдельных фирм, отраслей и рынков. Цели макроэк-кого регул-ния: достижение устойчивых темпов эк-кого роста, полной занятости, стабильного уровня цен, внешнеэк-кой сбалансир-сти.

 

Модели рыночной экономики (МРЭ). Особенности Бел.национальной модели.

Модели экономических систем. Направленность развития рыночных систем зависит от группы факторов:

· от географического положения

· от наличия природных ресурсов

· от исторических условий развития

· от традиций населения и обычаев

· от уровня развития производительных сил

· от социальной направленности общества

Общими чертами для всех рыночных систем являются:

· наличие многообразных форм собственности

· преобладание свободных цен на товары и услуги

· развитая система конкуренции

· распространение предпринимательства

· определенная система государственного регулирования экономики.

Национальные модели рыночной экономики.

Можно выделить пять характерных моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях:

Американская или либеральная модель, она характеризуется следующими чертами:

· минимальная роль государства в экономике

· всемерное поощрение предпринимательства

· резкая дифференциация на богатых и бедных

· большое различие в уровне заработной платы, составляющее 110- кратный разрыв между главой фирмы и служащими

Японская модель имеет следующие атрибуты:

· высокий уровень государственного регулирования

· составление 5-летних планов

· распространение системы пожизненного найма

· незначительный разрыв в уровне заработной платы, который составляет семнадцатикратный разрыв между главой фирмы и служащими

социальная направленность модели.

Немецкая модель близка к японской, главным идеологом является Людвиг Эрхард. Особенности:

· сильное государственное воздействие на экономику, особенно при решении социальных проблем

· реализация социального партнерства

· планирование основных макроэкономических показателей

· различие в зарплате составляет двадцати трехкратный разрыв

Шведская модель имеет следующие особенности:

· участие государства в обеспечении экономической стабильности и перераспределении доходов

· высокий уровень государственного сектора

· вмешательство государства в механизм ценообразования

Французская модель имеет следующие особенности:

· активное регулирование экономики государством

· индикативное планирование.

Белорусская рыночная модель.Трансформационная., с соц-оиентированной рын эк-кой:

1. соц. направленность,

2. сильная гос власть,

3. развитие процессов приватизации и разгосударствления,

4. поиск эффективного собственника,

5. развитие интеграционных процессов,

6. гос регулирование цен,

7. переход от административного планирования к индикативному (учет мнения исполнителей, производителей),

8. либерализация распределения доходов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...