![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ограниченность ресурсов и проблема выбораСтр 1 из 15Следующая ⇒
Предмет и методы экономической теории. Место экономической теории в системе экономических наук ЭТ изучает сущность эк-ких явлений и процессов, выявляет функциональные вз/связи между ними, формирует осн. эк-кие понятия, исследует наиболее общие тенденции и закономерности эк-кого развития общества. Предмет ЭТ – эффективное размещение и использование ограниченных производственных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей. Эк-ка предполагает произ-во. Процесс проз-ва мат. благ предполагает трудовую деят-ть людей. включ.: труд, предметы и ср-ва труда. Ф-ции ЭТ: 1. Теоретическая - проявляется в изучении и объяснении эк-ких явлений и процессов, в выявлении законов и тенденций эк-кого развития. 2. Практическая -предполагает исп-ние выводов ЭТ при принятии конкретных эк-ких решений на разных уровнях эк-ки. 3.Методологическая – закл. в том, что отраслевые и конкретные эк-кие дисциплины в своей теоретич. части базируются на общих выводах ЭТ. Осн. положения и выводы ЭТ представлены в эк-ких категориях и эк-ких законах. Эк-кая категория – обобщенное понятие, научная абстракция, с помощью к-ой выражается сущность определенного эк-кого явления или процесса. Напр., товар, цена, спрос, предложение, капитал, деньги, прибыль, зар. плата – эк-кие категории. Эк-кий закон – существенные, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи между эк-кими явлениями и процессами. Напр., закон спроса выражает зависимость спроса от цены товара. Структура эк. теории. Она состоит из общих основ эк. теории, микро- и макроэкономики и международной экономики. Методы ЭТ – способы познания эк-ких явлений и процессов. При иссл-нии хоз. сферы жизнедеят-сти общества исп-ются общенаучные и частные методы познания. Общенаучные методы: 1.Метод научной абстракции состоит в выявлении главного, наиболее существующего и в отвлечении от второстепенного, случайного в изучаемом объекте. 2.Метод ан-за и синтеза - процесс расчленения объекта на составные части, иссл-ние его внутр. стр-ры и влияния на него внеш. условий. Синтез - объединение знаний о разных сторонах объекта и формир-ние общего научного представления о его сущности. 3.Метод индукции и дедукции. Индукция – логический способ познания, суть к-ого в переходе от наблюдаемых фактов к общим выводам. Дедукция предполагает применение общих выводов для объяснения конкретных фактов. Сочетание историч. и логич. подходов.Историч. подходозначает, что эк-кие явления и процессы изучаются в той последоват-сти, в к-ой они возникают и развиваются в историч. реальности. Логич. подход - абстрагирование от тех историч. случайностей, к-ые имели место в ходе общественного развития. К частным методам отн. математ. и статистич. методы. Из математич. методов особым познавательным потенциалом обладает экономическо-математич. модел-ние. Экономико-математич. модель - формализованное описание объекта, исследованное, упрощенное представление о вз/связях, существующих в реальной действит-сти, представленное в виде графич. изображения или математич. формулы. Эк-кий эксперимент -суть - в искусственном воспроизведении эк-ких явлений и процессов с целью изучения и накопления практич. опыта. Пример - создаваемые на определенных территориях свободные эк-кие зоны. Место ЭТ в с-ме эк-ких наук. Различают науки: - отраслевые (эк-ка строит-ва); - функциональные (менеджмент, маркетинг); - аналитические (математич. методы, эк-кая статистика). Позитивная наука занимается изучением объективных зависимостей. Её задача- сформировать совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть. Нормативная наука - представлена совокупностью систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть. Она имеет предметом идеальное, как нечто отличное от действительности.
Потребности и ресурсы Потребность – требующая удовлетворения нужда в жизненных (матер и дух) благах, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей. Классификация потребностей: из общей совокупности выделяют экономические потребности, удовлетворение кот связано непосредственно с эк деятельностью. 1)по функциональному назначению: -физические (материальные) - присущи от природы (в пище, отдыхе, защите). -духовные – развитие человека как личности (творчество, лит-ра, искусство) -социальные – сознание своего места в общ-ве. 2)с точки зрения субъектов потребностей: -общества в целом -соц. групп -отдельных личностей. 3) производственные (потребности в ресурсах-сырье, оборудовании) и непроизводственные(на продовольственные товары, товары длительного использования, прямо связаны с потреблением) потребности. 4) по значимости для жизнедеятельности: - первичные: материальные, без удовлетворения кот. Жизнь не возможна (еда, одежда) - вторичные : предметы не первой необходимости (театр, кино), они изменчивы, модно отложить. Иерархия потребностей Маслоу. Он выделил 5 групп потребностей: 1) физиологич. потребности (голод, жажда, кров, тепло, сон, продолжение рода и т.п.), 2) потребности в безоп-сти (безоп-сть семьи, здоровье, трудоустройство, стаб-сть), 3) потребности в принадл-сти и любви (дружба, семья, принадлежность группе, общение), 4) потребности в уважении, признании (самооценка, отношение окружающих), 5) потребности самоареализации, или потребности личного соверш-ния (самовыражение, персональное развитие). Эти группы составляют иерархию, т.е. как только человек удовл-ет потребности одного уровня, для него становятся актуальными потребности более выс. уровня. Иерархия потребностей по А.Маслоу демонстрирует закон возвышения потребностей: по мере удовл-ния потребностей, роста доходов, развития к-ры, прогресса технологий происходит видоизменение потребностей, появление новых, более сложных и богатых по проявлению. Термин возвышение подчеркивает, что потребности растут не только количественно, но и изменяются качественно, появляются новые потребности. При осознании потребностей возникает мотивация к деят-сти, потребности приобретают форму эк-кого интереса. Эк-кий интерес -побудительный мотив к деят-сти. Выдел. личные интересы (материальные, дух., соц.), коллективные (коллектива, соц. группы), общественные (удовл-ние потребностей общества). Ресурсы производства – совокупность природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе производственной деятельности. Виды ресурсов: 1)природные ресурсы (лес, ископаемые):потенциальные, располагаемые 2)материальные - все созданные челом ср-ва произв-ва (предпр, дома) 3)трудовые (человеческие) – население в трудоспособном возрасте 4)финансовые - ден. сра-ва, кот. общ-во в состоянии потратить на организацию производства Факторы про-ва – реально вовлеченные в процесс прозв-ва ресурсы. Это земля, труд, капитал (основн., оборотный), предпринимательская способность. Ограниченность ресурсов: 1)естесств-я ограниченность – недостаточность рес-в для удовлетворения потребностей 2)юр-ая -нормативное ограничение потребления 3)религиозная 4)абсолютн – невозможн удовлетв-я всех П-тей 5)относительная – возможность удовлетворения потребностей благодаря сужению их круга
Экономические блага Блага– все вещи и услуги, кот можно использовать для удовлетворения человеческих потребностей. Свободные блага (естественные) – созданные природой и находящиеся в изобилии, за них не надо платить. Экономические блага (продукт труда) - блага, кол-во к-ых ограничено по сравнению с потребностями в них (напр., питьевая вода, одежда, пища и др.). Редкость эк-ких благ требует их производства, за них надо платить. Классификация экономических благ: 1)по типу конечного использования: - потребительские (предметы потребления) – непосредственно удовлетворяют потребности людей (одежда, пища, жилье). - производственные – удовлетворяют потребности человека косвенно (средства производства : станки, машины, оборудование, земля) 2) материальные ( имеют опред. натурально-вещественную форму) и нематериальные – услуги. 3) частные (могут воспользоваться только те, кто заплатил) и общественные (могут воспользоваться все без исключения граждане страны). 4) с точки зрения конкуренции: - взаимозаменяемые ( субституты) - могут заменять друг др. без уменьш. полезности - взаимодополняемые (комплементы) -всегда потребляются вместе. Все блага редки и полезны.
Ограниченность ресурсов и проблема выбора Средства, кот обладает человек для удовлетворения бесконечных потребностей, ограничены. Невозможность производства или потребления желаемых благ в безграничных масштабах постоянно ставит перед людьми проблему выбора –необходимость отвергнуть все варианты экономических действий за исключением одного. Альтернативные издержки (издержки упущенных возможностей) – это оценка самой лучшей из отвергнутых в результате выбора возможностей использования данного ресурса (покупка авто взамен отдыха на море). Сопоставление альтернатив предшествует выбору. Оптимальный выбор, – при котором обеспечен максимальный результат при минимуме затрат. Отражением проблемы выбора являются постановка и решение 3х фундаментальных вопросов экономического развития: ЧТО производить? КАК следует производить? ДЛЯ КОГО производить? Проблема ЧТО производить - означает какие товары производить и в каких кол-вах, учитывая, что ресурсов недостаточно для удовлетворения всех человеческих потребностей. Проблема КАК производить – означает какую комбинацию факторов пр-ва (технологию) исп-вать для пр-ва выбранных товаров (т.е. эфф-ное распределение ресурсов на фирме). При решении данной проблемы необх-мо учитывать эфф-сть пр-ва. Эфф-сть пр-ва - такое сочетание факторов пр-ва, к-ое обеспечивает наибольший рез-ат при мин. затратах. ПроблемаДЛЯ КОГО производить, т.е., кто будет покупать произведенные товары и оплачивать услуги, как распределяется произведенный продукт между членами общества. Ответы на эти вопросы будут зависеть от того, какие доходы получат субъекты эк-ки, т.е. как будут распределяться доходы в обществе, какие цены сформируются на рынках товаров и услуг, как будут поступать покупатели в зав. от своих потребностей, от своих доходов, от уровня цен, и многих др. обстоятельств. В упрощенном виде проблему эк-кого выбора можно показать с пом. кривой производств. возм-стей. Производств. возм-сти – макс-но возможный объем пр-ва благ при полном и эфф-ном исп-нии ресурсов и доступной технологии. Кривая производств. возм-стей – графич. изображение различных комбинаций пр-ва благ при макс. исп-нии имеющихся ресурсов и сущ-ющем уровне технологии. Она показывает все возможные варианты пр-ва товаров и услуг при использовании всех ресурсов. Кривая производственных возможностей экономики,иллюстрирующая все варианты трансформации средств производства в предметы потребления.
По оси у – средства производства Хар-ка кривой: 1)каждая точка кривой характеризует max возможности объемов производства, при полном использовании ресурсов (потенц. объем произв-ва) 2)кривая всегда имеет отрицательный наклон, свидетельствующий о необход-ти уменьшения одного для увелич другого 3)если точка располагается левее кривой, то ресурсы используются неэффективно 4)достижение точки за кривой невозможно при заданных ресурсах, хотя является предпочтительным Закон возрастания альтернативных издержек:с увеличением выпуска данного блага альтернативные издержки его пр-ва возрастают. Этот закон объясняется тем, что ресурсы не явл. полностью вз/заменяемыми. Напр., часть работников м.б. специализ-ны в пр-ве потребит. товаров и при переводе их на пр-во инвестиц.х товаров их производит-сть снижается. Если кол-во ресурсов в стране увелич-ется или улучшается технология, то производств. возм-сти эк-ки растут и кривая производств. возм-стей сдвигается вправо.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 291. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |