Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рынок: понятие, функции, структура и инфраструктура.




Рынок- форма координации связей м/д производителями и потребителями, на основе свободного ценообр-ия (без вмеш-ва гос-ва).

Условия возникновения рынка:

1)Общественное разделение труда: внутри общ-ва и внутри предпр-ия.

2)специализация работников - профессиональное разделение труда.

Функции рынка:

1)информационная (инф-ция снабжает субъектов рын. отношений оперативными сведениями об уровне цен, о спросе на товары, о том, какие ресурсы исп-вать при пр-ве и т.д., позволяя принимать тактически и стратегически верные решения, важнейший источник инф-ии: цены);

2) стимулирующая (рынок стимулирует НТП. Конкуренция заставляет производителей улучшать кач-во, снижать издержки и т.д.);

3) коммуникативная (связь обособленных производителей и потребителей, возможность согласованно действовать)

4) распределительная.

Институциональные основы функционирования рынка: частная собственность (права принадлежат конкретному лицу или группе лиц), свободное ценообразование, конкуренция (способ организации рынка: совершенная и несовершенная).

Структура рынка -внутреннее строение отдельных элемен­тов рынка.

Классификация  рынка:

1)По объектам купли-продажи:

- Рынок товаров (рынок потребит. благ, производств.-тех. товаров, мат ресурсов, рынок земли, инф. рынок, инновац.);

 - Фин. рынки: рынок краткоср. ссуд, инвестиц. рынок (долго- и среднеср. ссуд, ценных бумаг);

 - Рынки труда: рынки разных специальностей и рыноки разного уровня квалификации

 - Рынок услуг.

2)по типу конкуренции

-рынки совершенной конкуренции,

-несовершенной конкуренции.

3) по территориальному признаку:

-местные (ограничивается одним или неск-кими районами страны),

- региональный ,

 -национальные (ограничивается одним или неск-кими районами страны),

-мировые ( все страны мира).

4)по степени насыщенности:

-равновесные (спрос и предложение примерно совпадают),

 -дефицитные (спрос превышает предложение),

 -избыточные (предложение превышает спрос).

5)по механизму функционирования:

-свободный,

-монополизированный,

-государственно регулируемый.

6)По характеру продажоптовый и розничный.

7)В соотв-вии с действующим законод-вомтой или иной страны: легальный или официальный, и нелегальный, теневой, рынки.

Инфраструктура рынка – совокупность законодат. актов, учреждений и орг-ций, к-ые обслуживают рынок и через к-ые осущ-ется купля-продажа.

Принято различать инфрастр-ру трех рынков: товарного, фин. и рынка труда.

Инфрастр-ра товарного рынка представлена тов. бир­жами, предпр-ями оптовой и розничной торговли, аукционами, яр­марками, оптово-посредническими фирмами, снабженческо-сбытовыми орг-циями.

Инфрастр-ра фин. рынка вкл. банк. с-му, фин. с-му, с-му гос. и коммерч. страх-ния, фонд. Биржи, валют. биржи, лизинговые конторы.

Инфрастр-ра рынка труда: биржа труда.

 

10.Конкуренция (К).

Конкуренция– соперничество м/у участниками рыночного хоз-ва за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Виды:

1)Внутриотраслевая – м/у предпринимат, производ-ми однородн прод-ю, за лучшие условия ее производства и сбыта и получение сверхприбыли.

2)межотраслевая –м/у предпринимат разных отрасл произв-ва за сферы выгодного приложения капитала и перераспред-я приб.

Совершенная конкуренция – соперничество многочисленных производителей, которые создают примерно одинаковые объемы идентичной продукции.

Признаки:

- много производителей,

 -стандартизированная продукция,

-свободное вступление на рынок и выход из него

-полная мобильность факторов производства

-отсутствие транспортных издержек.

Несовершенная конкуренция –продавцы и покупатели способны оказывать существенное влияние на цену товаров, вкл. 3 модели рынка:

1)монополия – сущ. когда одна фирма является единственным производителем продукции, у которой нет близких заменителей (газ, вода, энергия)

Признаки: -1 производит, -уникальный продукт, -диктующий цены, -заблокированное вступление

2)монополистическая конкуренция – ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию (торговля, промышленность, туризм).

Признаки: - много производителей, - дифференциация продукта,

-относительно легкое вступление в отрасль (лицензия), - неценовая конкуренция.

3)Олигополия – наличие нескольких фирм в отрасли, каждая из которых обладает значительной долей рынка (автопромышленность).

Признаки: - немногочисленность, -всеобщ взаимозависимость.

Формы внутриотраслевой конкуренции:

1) ценовая: - демпинг, - ценовые войны

2) неценовая: - улучшение качества, - лучшие условия продаж,

- реклама, - создание принципиально нового товара.

Есть также добросовестная и недобросовестная конкуренция.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...