Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Рынок: понятие, функции, структура и инфраструктура.
Рынок- форма координации связей м/д производителями и потребителями, на основе свободного ценообр-ия (без вмеш-ва гос-ва). Условия возникновения рынка: 1)Общественное разделение труда: внутри общ-ва и внутри предпр-ия. 2)специализация работников - профессиональное разделение труда. Функции рынка: 1)информационная (инф-ция снабжает субъектов рын. отношений оперативными сведениями об уровне цен, о спросе на товары, о том, какие ресурсы исп-вать при пр-ве и т.д., позволяя принимать тактически и стратегически верные решения, важнейший источник инф-ии: цены); 2) стимулирующая (рынок стимулирует НТП. Конкуренция заставляет производителей улучшать кач-во, снижать издержки и т.д.); 3) коммуникативная (связь обособленных производителей и потребителей, возможность согласованно действовать) 4) распределительная. Институциональные основы функционирования рынка: частная собственность (права принадлежат конкретному лицу или группе лиц), свободное ценообразование, конкуренция (способ организации рынка: совершенная и несовершенная). Структура рынка -внутреннее строение отдельных элементов рынка. Классификация рынка: 1)По объектам купли-продажи: - Рынок товаров (рынок потребит. благ, производств.-тех. товаров, мат ресурсов, рынок земли, инф. рынок, инновац.); - Фин. рынки: рынок краткоср. ссуд, инвестиц. рынок (долго- и среднеср. ссуд, ценных бумаг); - Рынки труда: рынки разных специальностей и рыноки разного уровня квалификации - Рынок услуг. 2)по типу конкуренции -рынки совершенной конкуренции, -несовершенной конкуренции. 3) по территориальному признаку: -местные (ограничивается одним или неск-кими районами страны), - региональный , -национальные (ограничивается одним или неск-кими районами страны), -мировые ( все страны мира). 4)по степени насыщенности: -равновесные (спрос и предложение примерно совпадают), -дефицитные (спрос превышает предложение), -избыточные (предложение превышает спрос). 5)по механизму функционирования: -свободный, -монополизированный, -государственно регулируемый. 6)По характеру продаж — оптовый и розничный. 7)В соотв-вии с действующим законод-вомтой или иной страны: легальный или официальный, и нелегальный, теневой, рынки. Инфраструктура рынка – совокупность законодат. актов, учреждений и орг-ций, к-ые обслуживают рынок и через к-ые осущ-ется купля-продажа. Принято различать инфрастр-ру трех рынков: товарного, фин. и рынка труда. Инфрастр-ра товарного рынка представлена тов. биржами, предпр-ями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, оптово-посредническими фирмами, снабженческо-сбытовыми орг-циями. Инфрастр-ра фин. рынка вкл. банк. с-му, фин. с-му, с-му гос. и коммерч. страх-ния, фонд. Биржи, валют. биржи, лизинговые конторы. Инфрастр-ра рынка труда: биржа труда.
10.Конкуренция (К). Конкуренция– соперничество м/у участниками рыночного хоз-ва за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Виды: 1)Внутриотраслевая – м/у предпринимат, производ-ми однородн прод-ю, за лучшие условия ее производства и сбыта и получение сверхприбыли. 2)межотраслевая –м/у предпринимат разных отрасл произв-ва за сферы выгодного приложения капитала и перераспред-я приб. Совершенная конкуренция – соперничество многочисленных производителей, которые создают примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Признаки: - много производителей, -стандартизированная продукция, -свободное вступление на рынок и выход из него -полная мобильность факторов производства -отсутствие транспортных издержек. Несовершенная конкуренция –продавцы и покупатели способны оказывать существенное влияние на цену товаров, вкл. 3 модели рынка: 1)монополия – сущ. когда одна фирма является единственным производителем продукции, у которой нет близких заменителей (газ, вода, энергия) Признаки: -1 производит, -уникальный продукт, -диктующий цены, -заблокированное вступление 2)монополистическая конкуренция – ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию (торговля, промышленность, туризм). Признаки: - много производителей, - дифференциация продукта, -относительно легкое вступление в отрасль (лицензия), - неценовая конкуренция. 3)Олигополия – наличие нескольких фирм в отрасли, каждая из которых обладает значительной долей рынка (автопромышленность). Признаки: - немногочисленность, -всеобщ взаимозависимость. Формы внутриотраслевой конкуренции: 1) ценовая: - демпинг, - ценовые войны 2) неценовая: - улучшение качества, - лучшие условия продаж, - реклама, - создание принципиально нового товара. Есть также добросовестная и недобросовестная конкуренция. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 273. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |