Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Группы специальных интересов. 




 Группы специальных интересов- совокупность агентов, характеризующихся совпадением экономических интересов, что означает заинтересованность каждого из участников группы в достижении соответствующих результатов.

Группы с особыми интересами могут создавать структуры для лоббированияполитических и экономических решений и нормативных актов, создавать олигархические и монополистические структуры, а также участвовать в перераспределении.

Группы с особыми интересами замедляют экономический рост, снижая скорость перераспределения ресурсов между сферами дея­тельности. Один из способов— лоббирование помощи для выхода из затруднительного по­ложения фирм, потерпевших фиаско, что затрудняет перемещение ресурсов в другие сферы деятельности.

Для того, чтобы группа со специальными интересами включилась в производство какого-либо коллективного блага, необходимо наличие избирательных стимулов.

Социальные избирательные стимулы малоприменимы для больших групп, за исключением тех случаев, когда большие группы могут быть союзом малых групп, способных к социальному взаимодействию. Необходимо отметить, что информация и расчеты издержек и выгод предоставления коллективного блага часто сами являются коллективным благом.

Даже в тех случаях, когда вклад достаточно большой для того чтобы выявить рациональность расчетов затрат и выгод, существуют обстоятельства, при которых коллективные действия могут случать­ся и без избирательных стимулов. Предположим, что в отрасли всего две фирмы. (от более высокой цены на продукцию данной отрасли выиграют обе фирмы, покро­вительствующие законы помогают им обеим). Тогда более высокие цены и покровительствующее законодательство - коллективное благо для этой олигополии, хотя это коллективное бла­го только для группы из двух членов. Очевидно, что каждый из олигополистов оказался в ситуации, когда он, если ограничит выпуск или будет лоббировать покровительствующее законодательство для отрасли, получит лишь примерно половину выигрыша от этих дейст­вий. Но соотношение издержки-выгоды от любых действий в общих интересах может быть столь благоприятным, что. даже если фирма несет вес издержки своих действий и получает только половину вы­игрыша от них, ей все равно может быть выгодно действовать в об­щих интересах. Таким образом, возможно отсутствие избирательных стимулов.

Если в группе только несколько членов,тогда действия каждого члена группы бу­дут заметно влиять на интересы и подходящие действия других. Сле­довательно, все заинтересованы действовать стратегически, т.е. способами, которые принимали бы во внимание воздействие индивиду­альных решений-выборов на выборы других.

В малых группах определенного типа («привилегированных» группах) фактически предполагается, что некоторое коллективное благо будет предоставлено. Тем не менее, даже в наиболее благопри­ятных обстоятельствах коллективные действия проблематичны и исход в каждом конкретном случае непредсказуем. Хотя некоторые моменты здесь сложны и остаются неопреде­ленными, существо взаимосвязи между размерами группы, которая выиграла бы от коллективного действия, и масштабом коллективных действий предельно простое.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДЕЛОВОЙ ЦИКЛ.

Идеальный вариант развития экономики предполагает поиск равновесия между спросом и предложением в условиях полной занятости, в действительности же развитие идет волнообразно, равновесие между спросом и предложением постоянно нарушается. Странам с рыночной экономикой присущ циклический характер развития, т.е. периодические колебания совокупных объемов производства, занятости и общего уровня цен.

Экономический (деловой) цикл - это повторяющиеся периоды расширения или сокращения деловой активности вдоль долгосрочного тренда экономического роста, в ходе которых происходит отклонение фактического ВВП от потенциального. Под потенциальным ВВП подразумевается уровень производства товаров и услуг, которого экономика могла бы достичь при полном использовании всех ресурсов.

Принято выделять четыре фазы экономического цикла: пик (высокая конъюнктура), спад (рецессия), дно (впадина), оживление (подъем), главные из которых спад и подъем

Прямая линия с положительным наклоном на этом рисунке показывает долгосрочный тренд экономического роста, или тренд потенциального ВВП. Положительный наклон связан с приростом вовлекаемых в производство экономических ресурсов и повышением эффективности их использования.

Пик - точка отсчета делового цикла - индикатор полной занятости в экономике. В период сокращения спада экономической активности происходит свертывание производства, причем сначала в отраслях, выпускающие инвестиционные блага, а затем уже - потребительские; растет численность безработных; замедляется рост цен; сокращается прибыль предприятий. Спад, в зависимости от жесткости и времени циклического сжатия, проявляется в двух формах: депрессии или рецессии. Депрессия была характерна для экономических циклов XIX -начала XX века, когда имело место значительное падение реальных объемов производства в течении продолжительных периодов времени (несколько лет). Сокращение производства реального ВВП - или даже просто прекращение экономического роста - в течение шести месяцев подряд и более называют рецессией. В низшей точке спада производство в результате низкого уровня загрузки производственных мощностей, слабой инвестиционной деятельности и сократившихся потребительских расходов достигает своего наименьшего предела. После прохождения дна реальный ВВП вновь начинает возрастать до момента достижения полной занятости в экономике, после которого наступает волна снижения деловой активности нового цикла.

Прохождение этих четырех фаз - то общее, что объединяет все экономические циклы. Однако продолжительность и интенсивность циклов, а также отдельных фаз, всегда различны. Характерными чертами экономических циклов являются регулярность - существование постоянной динамики с определенной траекторией и рекуррентность, т.е. способность цикла к самовоспроизводству за счет формирования в каждой фазе предпосылок перехода к следующей.

В зависимости от продолжительности (периодичности) и движущих сил выделяют четыре типа экономических циклов:

1. краткосрочные циклы Дж.Китчина продолжительностью в 3-4 года, связанные с динамикой запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях и восстановлением равновесия на потребительском рынке;

2. среднесрочные циклы К.Джаглера продолжительностью от 7 до 11 лет как результат закономерностей денежного обращения и изменений в кредитной сфере;

3. строительные циклы С.Кузнеца продолжительностью 18-25 лет в основе которых лежит периодическое обновление производственных сооружений, оборудования и жилья;

4. долгосрочные циклы (длинные волны) Н.Д. Кондратьева продолжительностью 48-55 лет, связанные со сменой и расширением фонда основных капитальных благ, требующих длительного времени и огромных затрат для своего производства, а также с волнообразной динамикой технических и технологических нововведений.

Существует множество подходов к объяснению периодических колебаний общей экономической активности: немецкий экономист Г.Шмелдерс насчитал 230 теорий делового цикла. В конце XIX- начале XX века были опубликованы работы У.Джевонса и Г. Мура, в которых причиной цикличности производства называлось появление пятен на солнце и движение планеты Венера. Авторы выводили следующую логическую цепочку: периодические космические явления - изменения погоды - изменение урожайности - развитие всей экономики. Русский экономист М.И.Туган-Барановский в конце XIX века выдвинул теорию диспропорциональности: в основе экономических спадов лежит несоответствие между отраслями производства. В соответствии с психологической теорией В.Парето и А.Пигу цикл является следствием соотношения пессимистических и оптимистических настроений предпринимателей. Австрийский экономист Й. Шумпетер развил концепцию “длинных волн” Н.Д.Кондратьева и на ее основе создал собственную теорию циклов, увязав их с появлением инноваций.

Большинство экономистов сегодня рассматривают экономический цикл как результат прежде всего изменений совокупного спроса: чем выше, по их мнению, уровень совокупных расходов, тем выше уровень занятости, доходов и производства. Таким образом, общие расходы и предложение денег выступают источником циклических колебаний деловой активности.

В XIX веке было зафиксировано 10 циклических кризисов, первый - в 1825 году. В этом столетии самым тяжелым был спад 1929 - 1933 годов - “Великая депрессия”, а всего их было уже 12.

Последний спад, начавшийся в 1991 году, прервал длительный экономический подъем с 1983 по 1990 годы в странах со смешанной экономикой.

 

 

40. Специфика принятия решений исполнительной властью в системе государственной службы. 

Иерархическая структура государственного аппарата строится по тем же принципам, что и структура крупных корпораций. Однако государственные учреждения часто не могут воспользоваться преимуществами организационной структуры частных фирм из-за слабого контроля за их функционированием, недостаточной конкуренции, большой самостоятельности бюрократии.

К основным отличиям административной деятельности от производственной обычно относят сложность измерения производительности труда бюрократии, разнообразие стоящих перед ней целей и сомнительные технологии, которые используют профессиональные чиновники для достижения поставленных целей.

Сложность измерения производительности труда бюрократии связана с тем, что в отличие от менеджеров, о деятельности которых можно судить по результату (и в конечном счете по масштабам и норме прибыли), для оценки деятельности бюрократов нет обобщающих показателей. Очень часто об их работе судят по тому, как организован процесс принятия и исполнения решений: насколько хорошо чиновник поддерживает заведенный насколько хорошо чиновник поддерживает заведенный порядок; насколько успешно взаимодействует с другими бюрократами и т.д. Сложность оценки усугубляется еще и разнообразием задач, которые одновременно решают правительственные чиновники.

Бюрократия развивается как иерархическая структура внутри государства. Она необходима в качестве стабильной организации для осуществления долгосрочных программ, способной приспосабливаться к внешним изменениям. Политический процесс представляет собой единство прерывности и непрерывности. Периодическое обновление законодательных органов сочетается с относительной стабильностью основных эшелонов исполнительной власти. Бюрократия помогает сохранить преемственность в руководстве.

Реализуя свои собственные цели и интересы особых групп, бюрократы стремятся к принятию таких решений, которые открывали бы им доступ к самостоятельному использованию разнообразных ресурсов На экономии общественных благ они мало что могут заработать, принятие же дорогостоящих программ предоставляет им широкие возможности для программ предоставляет им широкие возможности для личного обогащения, усиления влияния, укрепления связей с поддерживающими их группами и, в конечном счете, для подготовки путей «отхода» на какое-нибудь «теплое» местечко. Не случайно многие служащие корпораций, поработав в государственном аппарате возвращаются в свои корпорации с заметным повышением. Такая практика получила название «система вращающихся дверей».  

Простейшая модель политико-экономического кругооборота может быть усложнена включением в нее бюрократов. Избиратели голосуют за политиков, политики назначают бюрократов которые оказывают непосредственное воздействие бюрократов, которые оказывают непосредственное воздействие на избирателей. Уже в силу своего положения бюрократия не связана непосредственно с интересами избирателей. Она обслуживает прежде всего интересы различных эшелонов законодательной и исполнительной ветвей власти. Чиновники не только реализуют уже принятые законы но и активно участвуют только реализуют уже принятые законы, но и активно участвуют в их подготовке, поставляя политикам информацию и реализуя через систему распоряжений принятые законопроекты. Через бюрократов группы с особыми интересами «обрабатывают» политиков, представляют информацию в выгодном для себя свете.

Экономика бюрократии (economics of bureaucracy) согласно теории общественного выбора - это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономические блага имеющие она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, несвязанных с продажей результатов доходов из источников, несвязанных с продажей результатов своей деятельности. Уже в силу своего положения бюрократия не связана непосредственно с избирателями, она обслуживает прежде всего интересы различных эшелонов законодательной и исполнительной ветвей власти. Чиновники не только реализуют уже принятые законы но и активно не только реализуют уже принятые законы, но и активно участвуют в их разработке.

Список возможных целей бюрократа довольно велик. Однако несомненно одно: для реализации большинства целей многие бюрократы стремятся увеличить размер своей организации. Факторы, определяющие благосостояние чиновников, во многом обусловлены их положением в общественной иерархии и уровнем оплаты, который зависит от объема и сложности их функций масштаба контролируемых ресурсов, а также численности подчиненных. Отсюда повышенный спрос на общественные блага. Все это приводит к увеличению общественного сектора и стремлению к монопольному положению.

Дороговизна связана еще с осторожностью, которая неизбежна при расходовании государственных средств, несклонностью к риску и бюрократов, и парламентариев, с канцелярским формализмом (все должно проходить через общепринятые каналы: согласования, визы и т.п.). Результат довольно очевидный – стремительное увеличение издержек. С ростом бюрократии усиливаются негативные стороны управления: чем больше бюрократический аппарат, тем ниже качество принимаемых решений медленнее их ниже качество принимаемых решений, медленнее их претворение в жизнь.

Различные ведомства нередко преследуют противоположные цели; их работники часто дублируют работу друг друга. Устаревшие программы не отменяются, издаются все новые и новые циркуляры увеличивается документооборот Все это новые циркуляры, увеличивается документооборот. Все это требует огромных средств для решения простых вопросов. Укрепление бюрократии усиливает неэффективность организации. В частной фирме простым критерием эффективности служит рост прибыли. В государственном аппарате такой четкий критерий отсутствует. Обычной реакцией на провалы принятых ранее программ являются увеличение ассигнований и рост штата сотрудников Все это способствует ассигнований и рост штата сотрудников. Все это способствует разбуханию государственного аппарата – людей с рентоориентированным поведением, занятых поиском политической ренты.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 540.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...