Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Абрамцево «неорусский стиль»




(возникло с сер.1870х)

Имение Саввы Мамонтова (железнодорожный магнат).

Задачи:

- сохранить русскую художественно-ремесленную традицию;

- дать местному населению заработать;

- выпускать хорошие вещи для небогатого потребителя.

 

Участниками были художники, архитекторы, театральные деятели, поэты:

- Елена Дмитриевна Поленова (1850-1898)

Сестра Василия Поленова, автор интерьеров и мебели, иллюстратор сказок,

активный собиратель предметов крестьянского быта;

- Михаил Врубель(музей в русской избе)

керамика, панно, живопись;

- Репин, Васнецов, Коровин, Серов

 

Талашкино «псевдо -русский стиль»

Имение графини Марии Тенешевой (1867-1928, художник по эмали, меценат, коллекционер) под Смоленском. В 1890 основала музей в Таланкино. Многим жителям давали работу. Около 2000 крестьян занимались ткачеством. Имели фирменный магазин «Родник». С 1903 – мастерская по деревообработке. В Смоленске Тенешева создала музей «Русская старина».

Участники:

- Сергей Малютин (мастер по дереву) изба «Теремок»

- Рерих (мозайки)

- Поленов;

- Трубецкой (скульптор)

- Иван Билибин (графика).



Билет № 6 Влияние японской культуры на европейский дизайн 19в. (японизм; особенности традиционного японского дизайна; принципы Сибуй, ваби, саби, югэн). Современный дизайн Японии.

В конце 16в. ещё. в результате великих географических открытий Япония стала известна европейцам. А с 1869 Япония открылась для всех европейских цивилизаций, начав участвовать во всемирных выставках.

Увлечение всем японским выросло в 70-80е гт «повальное сумасшествие» - Японнзм.

Например -опера Джакома Пучини « Чио чио сан».

Принципы и мотивы японского искусства оказали влияние на многих художников, архитекторов, поэтов.

Японисты- поэты, художники, помешанные на Японии.

Эдвард Годвин - англ.архитектор и дизайнер мебели.

Японский традиционный дизайн

Красота -вот главный бог. которому поклоняются японцы.

Место религии у них в значительной степени занято культом красоты. Они находят время для изящных досугов. Забыв о суете, они молча наслаждаются восходом новой луны, 1м снегопадом, розовой метелью лепестков при цветении сакуры. Они не довольствуются искусством на бегу, угадывают и различают около 200 запахов. В Японии нет деления искусства на высокое и прикладное. Мастерство ремесленников- это и есть искусство. Японская начальная работа на конвейере- тоже искусство.

Японские художники говорят, что у зрителя-8 глаз Это высказывание своеобразный кодекс их высокой требовательности к своей работе. Занятие искусством называется- До.- это путь продвижения к идеальным ценностям. «кто владеет секретами рисования, тот держит в руках мир»

базовый принцип- Сибуй – (естественность) это соответствие формы предмета его назначению и материалу. Минимум насилия над материалом + максим. практичность преукрашивания- не сибуй. Сдержанность-это сибуй.

Ваби- прелесть простого, скромного, это минимум средств, ничего липшего, культ чистоты. У японцев нет почитания симметрии.

Саби- ценность нетленных качеств в тленном предмете, это прелесть старины, печать времени, ценность проверенного времени.

Югэн- буддийский принцип, дух прекрасного, но не ясного, скрытого, тайного. Японский современный дизайн:

Принципы: свободная композиция, асимметрия, целесообразность- присущи современному японскому дизайну.

Самым главным источником по-прежнему остается природа.

Ещё одна отличительная черта- одушевленность вещи. Современные предметы и приборы не противопоставляются человеку. Японские дизайнеры очень дорожат свободным местом, воздухом и объемом, т.к. в условиях перенаселенных мегаполисов нет большей ценности, чем жизненное пространство. Достигают наилучшее сочетание 3-х элементов: удобство пользования вещью, её психологической комфортности и экономии пространства.



Билет № 7 Самобытность американского дизайна 19в.(этика, эстетика и дизайн шекеров; американские изделия на всемирных выставки; новаторство Дж.Пульмана; «чикагская конструкция» и Чикагская школа; Л. Салливен и его принципы).

Томас Джеферсон- 1й дизайнер США, по образованию – архитектор, политический деятель, автор декларации независимости.

Дизайн американских Шейкеров.

– участники религиозно-политического движения (секта) англ., шотландская буржуазия с 16го в. В 17-18 вв бежали из Англии т.к. подвергались религиозным преследованиям.

Черты:

- культ труда

- основание общины

- вся выручка принадлежит общине

- нет разницы между женским н мужским трудом.

Постройки, мебель, утварь и одежда- просты по форме, функциональны, лишены декора. Промышленная революция не затронула шейкеров.

Американские изделия на 1Й-всемнриой выставке в Лондоне. Дизайн «свой» разумный. комфортный. Французские критики: «Америка пойдет своим путем».

Фон Фальке: «Полное отсутствие украшений на их предметах повседневного пользования показывает в каком печальном состоянии находится американский художественный вкус».

Джордж Пульман. Предприниматель, пуританин, изобретатель. Первым задумало о переезде пассажиров на большие расстояния, о надобности спальных мест. 1865- Пульмановские вагоны.

Чикагская конструкция, школа: до 1863г. американская архитектура представляла собой испанскую колониальную архитектуру. Нехватка рабочих рук. изобилие древесины. После 1836г. появляется «чикагская деревянная конструкция»: доски, сколоченные гвоздями, аналогично строили железые дороги. С 1871г. начинают строить дома из металла и кирпича. Принципы строительства: экономичность, многоэтажность. Город возводился целыми кварталами. К постройкам чикагской школы относятся здания с металлическими каркасами.

Л. Салливан – американский архитектор и теоретик архитектуры. Жил с 1875 в Чикаго, работал в архитектурной фирме у барона Джени - пионера строительства небоскребов в США.

С 1881 компаньон фирмы «Адлер и Салливан». Наиболее стойкий из чикагских архитекторов, противников классицизма. В 1890х сформулировал принципы новой органической архитектуры (форма вытекает из конкретного назначения и конкретных условий среды). Принцип функционализма Салливана: «форма следует за функцией» . функция- это все многообразие проявления жизни в данном сооружении. Его дома - скруглённый угол на ребре.

Эстетика-

Появляется во 2й половине 18го века, в качестве науки, выделившейся из философии. Наука о чувственном восприятии я художественном творчестве. Предмет эстетики: проявление эстетического в природе, в материальной деятельности. Эстетика включает в себя дисциплины:

-теория худ.творчества

-теория дизайна

-теория эстетического воспитания

-техническая эстетика

-производственная эстетика

ЭТИКА- учение о морали Шкала этики: добро и зло.



Билет № 8. Модерн в архитектуре и дизайне.

Модерн - стилевое направление в искусстве. Возник в 19-20в почти одновременно всех европейских странах. Его важной чертой стал возврат к функциональности, освобождение от излишков декора, обращение к национальным традициям. (создание совершенно новых форм. подчинение единому формообразующему началу)

Модерн( Ар нуво)

Характерные черты- декоративные волнистые линии, определённая тематика, подчеркнутая цельность замысла.

Стилистической особенностью ар нуво стал отказ от прямых линий и углов. В Германии – Югендстиль, в Италии – цветочный стиль, в Австрия – Сецессион. В.Орта – родоначальник модерна. Хотел строить не в стиле классицизма и не в стиле Готика. Изучал металлические конструкции, поострил дом Тасселя (в строительстве применял металл с заклепками). По середине дома проходит лестница. Лестница- центр композиции. Возглавляет академию художеств.

Генри Ван де Вельде (1863- 1957) Художник, архитектор, дизайнер, входил в группу Мауса «20», увлекался импрессионизмом, постимпрессионизмом. В 18 лет занялся дизайном.

Призвал поставить искусство на службу общества. Верил в возможность улучшения общества с помощью дизайна.

Создал экспериментальные художественно-промышленные мастерские на принципах Земпера. (на их базе в 1919 г. будет основан Баухауз). В 1902 г изложил теорию конструктивно-линеарного орнамента. (Призвал осознать принципиальное развитие между орнаментом и орнаментацией)

Орнаментация- то, что накладывается, прикладывается, но связано с конструкцией. Орнамент- то, что функционально и технологически обусловлено, неотделимо от конструкции.

«Машины будут создавать красоту, как только красота начнет руководить машинами»

Гауди (1852-1926) испанский архитектор, художник и дизайнер, родоначальник каталонского модернизма. Его работы: Собор Святого семейства, колледж Тересиано. Автор ряда построек жилых домов, вилл, церквей, городского парка в Барселоне.

Макинтош (1868- 1928)- шотландский архитектор. дизайнер, находился под влиянием Рескина, отвергал многое современное. Входил в состав четверки Глазго. Их вещи отличались особым стилем. Предметы: стулья с высокой спинкой, круглый обеденный стол с поворотным кругом в центре. Архитектор-1895- школа искусств в Глазго, библиотека.

Дизайн Макинтоша считается одной из вершин европейского модерна (строгость, изысканность).

Вагнер (1841-1918)

Крупнейший австрийский архитектор, градостроитель, дизайнер, лидер движения «за современную архитектуру». Окончил венскую высшую техническую школу.

«исходную точку современного общества следует искать в современной жизни»

«новые принципы проектирования и производства следует искать в современной жизни»

Иосиф Хофман (1870-1956)

Ученик Вагнера, преподавал в школе прикладного искусства. Находился под влиянием Макинтоша.

Разрабатывал красоту элементарных геометрических форм(куб, шар) с выявлением природных достоинств материалов, двигаясь прочь от орнаментации.

В 1901 г. занялся изучением абстрактных форм в дизайне.

Итоги: модерн не смог стать стилем массового творчества. Общедоступные вещи штамповались так же как и раньше. Производство разделилось на дорогие вещи модерна н дешёвую стилизацию под них.



Билет № 9. Дизайнерское образование в Россия в 19 в. и 20м вв.(традиционное ремесленное обучение; Строгановское училище; Вхутемас-Вхутейн, МВХПУ и ЛВХПУ; вузы Екатеринбурга и Перми).

В н. 19в, в Париже уже существовала парижская политехническая школа. По примеру Франции в России основали институт инженеров путей сообщений.

1866 г.- русское техническое общество. Задачи: промышленное и общекультурное развитие России, подготовка и поведение промышленных выставок, проведение конференций, издавали книги. В к.19в бум железнодорожного строительства. С 1764 г. академия художеств выделяется из академии наук и искусств и становится академией ваяния и зодчества. Академия отвернулась от промышленности. Заводы начинают сами организовывать рисовально-чертежные школы.

Строгановское училище.

 В 1862г. была организована Строгановская школа. Проходило набивное рисование -в классах художников для текстильных мануфактур. Строгановская школа становится училищем техн. рисования, воспитывает специалистов для промышленности. Обучение составляло 5 лет.

ВХУТЕМАС – вхутеин

25 декабря 1920 г. были созданы московские государственные высшие художественно – технические школы. Это должно было быть спец. высшее учебное заведение, имеющее целью подготовку «художников-мастеров» высшей квалификацией для промышленности. Вхутемас образовался первоначально в результате слияния бывшего Строган. училища и бывшего училища живописи. ваяния и зодчества. В 1926 г. преобразован в Вхутеин. Здесь учили созданию произведения искусства и предметов быта и техники. Дисциплины художественного и технического профиля часто вступали в противоречия -приводило к разделению. Темы студенческих курсовых проектов были разнообразны: киоски. трансформирующаяся мебель, бытовые предметы, При вхутейне работали и научно-исследовательские лаборатории. В 1925 г. Вхутемас был отмечен дипломом за новый аналитический метод, программы и учебно-экспериментальные работы студентов.

МВХПУ- бывшее Строгановское училище, созданное для восстановления послевоенной разрухи.

В 1879г. - училище барона Штиглица. В нем готовили педагогов-мастеров производства красивых вещей для конкуренции на международном рынке. После 1945 г. училищу присвоили звание Ленинградского Высшего Художественного Училища имени Мухиной.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 362.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...