Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пальчиковая игра «В гости».




Вгости к пальчику большому     Показать домик руками.

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний —        Пальцы обеих рук последова-

Сам мизинчик-малышок.         тельно соединяются.

Вместе пальчики-друзья,        Пальцы обеих рук скрещены,

Друг без друга им нельзя.            сжимаются и разжимаются.

Педагог. Старичок Звуковичок предлагает отправиться в путешествие на парусной лодке. Но ветер порвал парус. Как ты думаешь, какой был ветер?

Ребенок. Ветер был очень сильный.

Педагог. Покажи, как он дул.

(Ребенок выполняет упражнение на развитие речевого дыха­ния: вдох через нос, выдох через рот.)

Педагог. Что нужно, чтобы починить парус?

Ребенок. Нужна иголка.

Педагог. Давай сделаем язычком иголочку.

Упражнение «Иголочка».

Цель: выработка умения делать язык узким, напрягая его мышцы.

Педагог. Старичок Звуковичок зашил иголкой дыру в парусе. Можно плыть на лодке. Давай сделаем лодочку.

Упражнение «Лодочка».

Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами, при этом опуская среднюю часть вниз.

Рот открой широко, кончиком языка дотронься до сере­дины верхней губы. Удерживай под счет до 10.

Покатались на лодочке. Теперь Звуковичок предлагает по­летать на самолете. В этом нам поможет Веселый Язычок.

Летит самолет высоко за облаками, его и не видно, только слышно, как он гудит. Сделай вдох, открой рот, на выдохе произнеси долгий звук: «А-а-а». При этом высунь кончик языка вперед «иголочкой» и дотронься до середины верхней губы. Повтори несколько раз.

А теперь кончик языка заведи за верхние зубы и продол­жай гудеть. Получился звук [л].

Вот и еще один звук ты научился говорить правильно.

Сказка, в которой живет звук [р]

 

Педагог. Мы сейчас отправимся с тобой в сказку, где живет звук [р]. Старичок Звуковичок, как всегда, с нами.

Посмотри, сколько разных предметов он принес. Я буду их называть, а ты, если услышишь в слове звук [р], возьми этот предмет и поставь в сундучок. (Ребенок выполняет действия.) Сколько ты выбрал предметов? Посчитай. (Ребенок считает.) А что это за предметы?

Ребенок. Это орехи.

Педагог. Старичок Звуковичок предлагает пальчикам поиграть с орехами.

Упражнения для развития мелкой моторики с грецким орехом.

• Взять грецкий орех в правую руку и крепко сжать на счет «пять». Повторить упражнение левой рукой.

• Правая ладонь прямая, пальцы крепко прижаты друг другу. Прокатывать грецким орехом от запястья до кончиков пальцев и обратно. Повторить упражнение для левой руки.

• «Колобок»: грецкий орех лежит на левой руке, правая рука — сверху.

 

Катаем, катаем,

Крепко прижимаем.

 

Повторить упражнение для левой руки.

Примечание. После каждого упражнения выполняются уп­ражнения на расслабление рук (уронили ручки вниз и рассла­бились).

Педагог. Давай отвезем орехи Старичку Звуковичку на лошадке.

Упражнение «Лошадка».

Цель: укрепление мышц языка, отработка подъема языка вверх.

Когда лошадка скачет, ее копыта цокают. Научи свой язы­чок красиво цокать. Для этого улыбнись, приоткрой рот, по­щелкай медленно язычком. (Ребенок выполняет.)

Решил Звуковичок сделать ремонт, побелить потолок. Мы ему поможем.

Упражнение «Маляр»

Цели: вырабатывание подъема языка вверх и развитие его подвижности.

Ты можешь научить свой язычок «белить потолок» в своем домике-ротике. Улыбнись, открой рот, подними язык к буго­рочкам, води по нёбу вперед-назад, поглаживая кончиком языка как кисточкой.

Чистота и порядок у Старичка Звуковичка. Можно и в лес за грибами сходить.

Упражнение «Грибок».

Цели: вырабатывание подъема языка вверх, растягивание подъязычной уздечки.

Делаем «грибок»: улыбнись, приоткрой рот, медленно по­щелкай языком. Щелкни языком и присоси, открой рот шире. Удержи «грибок» подольше.

Угадай, кого увидел в лесу Звуковичок?

 

Все время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А лечит!

 

Правильно, дятла. Постучи, как дятел.

Упражнение «Дятел».

Цель: укрепление мышц кончика языка, развитие умения удерживать кончик языка у альвеол и ощущать его вибрацию.

Открой рот, кончик языка подними за верхние зубы и постучи: «Д-д-д».

На цветах Звуковичок увидел пчелку. Давай позвеним, как пчелка.

Упражнение «Пчелка».

Цель: выработка умения удерживать кончик языка у аль­веол и ощущать его вибрацию.

Пчелка летает от цветка к улью, звеня: «Дз-дз-дз». Соби­рает целый день сок-нектар из цветов и несет его к улью, издавая звуки: «Дз-дз-дз».

Открой рот, кончик языка — за верхними зубами. Сильно выдохни на кончик языка, произнося звуки: «Дз-дз-дз». По­чувствуй кончиком языка щекотание от сильной струи воздуха (ветерка). Проверь силу струи воздуха — поднеси тыльную сторону руки ко рту.

Вдруг Звуковичок на дороге увидел машину, которая за­стряла и буксует, не может выехать: «Дз-дз-дз». Помоги вы­ехать машине, заведи мотор.

Упражнение «Заведи мотор».

Цель: умение вызывать вибрацию кончика языка.

Открой рот,подними кончик языка за верхние зубы. На сильном выдохе произнеси «дз-дз-дз» в ускоренном темпе. (Чистым указательным пальцем делать колебательные движе­ния под кончиком языка.)

Мотор машины рычит: «Р-р-р». Вот мы и нашли звук [р]. Ты старательно и правильно выполнял пальчиковую гимнас­тику, упражнения на дыхание, заставлял язычок трудиться, и у тебя появились правильные звуки, которые ты не умел го­ворить.

ЛИТЕРАТУРА

Агранович 3. Е. В помощь логопедам и родителям: Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонемати­ческой стороны речи у дошкольников. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

Барылкина Л. П., Матраева И. П., Обухова Л. А. Эти труд­ные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения.— М.: 5 за знания, 2005.

Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.— СПб.: Библиополис, 1994.

Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т. А. Логосказки.— СПб.: КАРО, 2002.

Быстрова Г. А., Сизова Э.А., Шуйская Т. А. Логопедия в диалогах.- СПб.: КАРО, 2004.

Волина В, В. Праздник Букваря.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

Герасимова А. С, Жукова А. С, Кузнецова В. Г. Уникальная методика развития речи дошкольника.— М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

Гербова В. Н. Развитие речи с 4—6 лет/ Учебное наглядное пособие.— М: Владос, 2003.

Залмаева Р.Я. Сам себе логопед.— СПб.: Светлячок, 1995.

Карельская Е. Поможем Буратино заговорить. Из опыта работы логопеда //«Дошкольное воспитание». №5, 1999.

Косинова Е. М. Азбука правильного произношения. — М.: ЭКСМО, 2005.

Лопухина И.'С. Логопедия. Звуки, буквы, слова. — СПб.: Корона Принт, 2004.

Лопухина И. С. Логопедия. Речь, ритм, движение. 2-е изд.— СПб.: Корона Принт, 2004.

Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Посо­бие для воспитателя детского сада.— М.: Просвещение, 1982.

Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедиче­ской группе для детей с OHР- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

Новоторцева И. В. Рабочие тетради по развитию речи на звуки...— Ярославль: Академия развития, 2003.

Репина З.А., Буйко В. И. Уроки логопедии.— Екатерин­бург: Литур, 2005.

Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М : ACT, 1999.

Савельева Е.А. Тематические загадки и веселые игры для пальчиков: Методическое пособие для работы с детьми до­школьного возраста.— М: НЦ ЭНАС, 2007.

Селиверстова В. И. Игры в логопедической работе с деть­ми. — М: Просвещение, 1979.

Смирнова JJ. Н. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитате­лей. — М.: Мозаика-Синтез, 2004.

Соколова Н.В. Логопедические тетради по звукам.— М.: Школьная пресса, 2006.

Филичева Т. Б., Каше Г. А. Дидактический материал по ис­правлению недостатков речи у дошкольников. — М.: Просве­щение, 1989.

Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произно­шения. — М.: Просвещение, 1980.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Логопедические сказки на дифференциацию звуков           

Дифференциация звуков [б] и [п]

Дифференциация звуков [ф] и [в]

Дифференциация звуков [г] и [к]

Дифференциация звуков [д] и [т]

Дифференциация звуков [с] и [с']

Дифференциация звуков [с] и [з]

Дифференциация звуков [с'] и [з']

Дифференциация звуков [с] и [ц]

Дифференциация звуков [с] и [ш]

Дифференциация звуков [з] и [ж]

Дифференциация звуков [ш] и [ж]

Дифференциация звуков [ч] и [с]

Дифференциация звуков [ш] и [щ]

Дифференциация звуков [ч] и [щ]

Дифференциация звуков [щ] и [с']

Дифференциация звуков [л] и [в]

Дифференциация звуков [л] и [л']

Дифференциация звуков [л'] и [й]

Дифференциация звуков [р] и [л]

Дифференциация звуков [р] и [р']

Сочиняем сказки о звуках

Сказка, в которой живет звук [с]

Сказка, в которой живет звук [з]

Сказка, в которой живет звук [ц]

Сказка, в которой живет звук [ш]

Сказка, в которой живет звук [ж]

Сказка, в которой живет звук [ч]

Сказка, в которой живет звук [щ]

Сказка, в которой живет звук [л]

Сказка, в которой живет звук [р]

Литература

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 230.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...