Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Упражнение «Вкусное варенье».




Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

(Ребенок широким кончиком языка облизывает верхнюю губу сверху вниз.)

У Старичка Звуковичка есть любимое печенье, с которым он пьет чай. Оно имеет форму грибка и так и называется — «грибок».

 

Язычок ты присоси,

Связку лучше растяни —

Получается грибок.

Сделать ты его бы смог?

 

Давай попробуем. Улыбнись, пощелкай медленно языч­ком. Присоси язык к нёбу и открой рот шире. Получилась шляпка гриба из языка, ножка из подъязычной связки.

Звуковичок напился чаю и решил всех развеселить, поиг­рать на гармошке.

Упражнение «Гармошка».

Цели: укрепление мышц языка; формирование умения рас­тягивать подъязычную связку.

 

К нёбу язычок прижми,

Челюсть ниже опусти.

Рот открой, потом прикрой.

Гармонист ты неплохой.

 

(Ребенок присасывает язык к нёбу и открывает и закрывает рот.)

Старичку Звуковичку подарили шарик. Давай представим, какой он, и покажем руками, как будто мы держим его в руках. Шарик развязался и начал сдуваться.

Заведи широкий кончик языка за верхние зубы, губы вы­тяни вперед, слегка округли исильно подуй: «Ш-ш-ш». Ла­дони медленно соедини — шарик сдулся. Какой звук у нас получился? Правильно, звук [ш]. Вот и еще один звук мы с тобой нашли, и теперь ты будешь произносить его правильно.

Сказка, в которой живет звук [ж]

 

Сегодня мы постараемся найти звук [ж]. Сначала попро­буем его поймать.

Игра «Поймай звук».

Цель: выделение звука [ж] из ряда звуков, слогов, из слов.

Педагог. Старичок Звуковичок приготовил картинки. (Показывает и называет, что изображено на картинках.) В на­званиях каких картинок спрятался звук [ж]? (Ответы ребенка.) Кто нам помогает искать звуки?

Ребенок. Нам помогают Старичок Звуковичок, пальчи­ки, Воздушная Струйка, Веселый Язычок.

Пальчиковые игры.

Мы рога козы покажем     

Выдвигаем указательный палец и мизинец  вперед, загибая остальные пальцы; затем «рога» поднимаем к голове.

И рога оленя даже..-  

Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем «ветвистые рога» над головой.

Мы про зайку не забудем

Ушками водить мы будем.

Выдвигаем вперед указатель­ные и средние пальцы обеих рук, поднимаем их вперед, а потом сжимаем пальцы в ку­лачки и разжимаем.

Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить.

Каждый палец руки поочеред­но присоединяем к большому.

Педагог. Посмотри, что это у Старичка Звуковичка?

Ребенок. Ватная пушинка.

Педагог. Он хотел сделать фокус, но у него не получи­лось. Помоги Звуковичку: покажи, как нужно правильно вы­полнить это упражнение.

Упражнение «Фокус».

Цель: выработка сильной воздушной струи посередине языка.

(Ребенок выполняет упражнение.)

Педагог. А сейчас поиграем с Веселым Язычком. Мы со Звуковичком будем показывать тебе упражнения рукой, а ты их будешь выполнять язычком.

(Ребенок выполняет артикуляционные упражнения «Лопа­точка», «Чашечка», «Грибок», «Гармошка».)

Педагог. Молодец, хорошо у тебя получается. Пред­ставь, что мы летом пошли в лес. Вдруг в траве что-то за­шуршало — это была змея. Она увидела нас и зашипела: «Ш-ш-ш...» Зашипи и ты на нее.

Ребенок. Ш-ш-щ...

Педагог. Проверь, правильно ли у тебя работают губы и язык:

— губы округлены и слегка вытянуты вперед;

— широкий кончик языка за верхними зубами («чашечка»);

— посередине языка идет теплая, плавная воздушная струя.

— Змея, наверное, тебя испугалась и быстро уползла.

Мы вышли на полянку. Здесь много цветов, а над ними кружит жук: «Я жук, я жук. На поляне живу. Летаю и жужжу, летаю и жужжу — ж-ж-ж».

Губы и язык делай как при звуке [ш]. Пошипи как змея. А теперь положи ладошку на горлышко, добавь звук и почув­ствуй, как дрожит горлышко. Какой звук у тебя получился?

Ребенок. Звук [ж].

Педагог. Вот еще один звук мы нашли. Теперь ты бу­дешь всегда говорить его правильно.

Сказка, в которой живет звук [ч]

 

Мы уже немало звуков нашли в Волшебной стране. А сей­час отправимся на поиск звука [ч].

Старичок Звуковичок предлагает тебе послушать неболь­шое стихотворение. Когда ты услышишь в слове звук [ч], топни правой ногой.

 

Девочки и мальчики

Скачут словно мячики,

Ножками топочут,

Весело хохочут.

 

У Старичка Звуковичка сегодня хорошее настроение, и он решил пойти на прогулку с пальчиками.

Имитация движений пальца­ми рук.

Вышли пальчики гулять,

А вторые догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал,

А в конце пути упал.

 

Устал Звуковичок и сел отдохнуть. Тут подул ветер, рас­трепал ему волосы, и челка упала на глаза. Он решил ее сдуть. Вытянул язычок «чашечкой» вперед и сильно подул. Но у него это не получилось. Давай ему поможем. Покажи Звуковичку, как правильно это делать: сдуй свою челку со лба.

(Ребенок выполняет задание.)

Нужно дальше идти, искать звук [ч]. Старичок Звуковичок взял с собой в дорогу бублик, чтобы не проголодаться.

Упражнение «Бублик».

Цель: закрепление умения слегка вытягивать и округлять губы.

 

Бублик мы изобразили:

Плавно губы округлили.

Их теперь нельзя смыкать:

Бублик надо удержать.

 

На всякий случай Звуковичок взял лопату — вдруг приго­дится.

Упражнение «Лопаточка».

Цели: закрепление умения расслаблять язык и удерживать его широким.

Еще Старичок Звуковичок взял чашечку, чтобы в дороге попить чаю.

Упражнение «Чашечка».

Цель: закрепление умения удерживать широкий кончик языка за верхними зубами.

Широкий язык на губу положи

И ровно края ты наверх подними.

Сделай такую «чашечку», чтобы в нее можно было налить чай и чтобы он не смог из нее вылиться. И еще Звуковичок взял чайник, чтобы кипятить чай. {Предложить ребенку изоб­разить чайник.)

Шел-шел Старичок Звуковичок, устал и решил попить чаю. Развел костер, налил воду в чайник и повесил над ко­стром. Стал ждать, когда вода закипит. Не заметил, как уснул. Но вот вода в чайнике закипела, и пар из-под крышки начал вырываться наружу со звуком «ш-ш-ш». А Старичок Звукови­чок ничего не слышит. Повтори, как шипел пар. (Ребенок повторяет.) Опять не слышит. Уже вода начала выплескиваться из чайника в костер: «Тш, тш, тш». Повтори в быстром темпе: «Тш, тш, тш...» (Ребенок повторяет.)

Проверь, правильно ли работают у тебя губы и язык:

• губы должны быть вытянуты бубликом;

• широкий кончик языка — за верхними зубами;

• посередине языка проходит сильная короткая струя воздуха.
Подставь руку, проверь, так ли это?

Вот мы и нашли звук [ч]. Повтори его еще раз. (Ребенок повторяет.)

Сказка, в которой живет звук [щ]

 

Снова в сказку мы пойдем

И звук [щ] с тобой найдем.

Нам поможет Старичок,

Старичок Звуковичок.

С кем мы еще дружим?

Ребенок. Мы дружим с пальчиками, Веселым Язычком и Воздушной Струйкой.

Педагог. Ас кем ты дружишь в группе? (Ответы ребен­ка.) Давай поиграем с пальчиками.

 

Дружат в нашей группе                Пальцы обеих рук скрещены,

Девочки и мальчики.                     сжимаются и разжимаются.

С вами мы подружимся,

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,     Поочередное касание пальцев обеих рук.

Начинай считать опять.          Одновременное касание паль­цев.

Раз, два, три, четыре, пять -        Поочередное касание пальцев.

Вот и кончили считать.          Встряхнуть кистями рук.

 

Педагог. А теперь пойдем на улицу и поиграем с Воз­душной Струйкой. На улице идет снег. Легкие снежинки падают на шапку, шубу и даже на нос. Давай сдуем снежинку с носа. (Ребенок выполняет упражнение «Фокус».) Кто нам помог сдуть снежинку?

Ребенок. Это Воздушная Струйка.

Педагог. Посмотри, вот идет поезд по железной до­роге. Колеса стучат коротко и быстро: «Ч-ч-ч». Повтори за мной. (Ребенок повторяет.) Но вот поезд приближается к станции, замедляет ход, останавливается, и мы слышим: «Ч-ч-ч-щ-щ-щ...» Поиграем в поезд. Запомни, что звук [ч] всегда произносится коротко. Теперь быстро произносим звуки: «Чщ-чщ-чщ...» Какой звук у тебя получился? Пра­вильно, это звук [щ]. Вот и еще один звук поселился в твоем домике-ротике.

Сказка, в которой живет звук [л]

 

Педагог. Сейчас мы отправимся в сказку, где живет звук [л]. Нелегко его найти, но с нами наши верные друзья. Кто это?

Ребенок. Это Старичок Звуковичок, пальчики, Воздуш­ная Струйка и Веселый Язычок.

Педагог. Они нам помогут, ведь настоящие друзья всегда помогают друг другу.

Попробуем поймать звук [л] в ряде звуков, слогов и слов.

Игра «Поймай звук»

Цель: закрепление умения определять на слух и выделять звук [л] из ряда звуков, слогов, слов.

Педагог называет ряд звуков, слогов, слов, а ребенок дол­жен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук [л].

Педагог. Веселые пальчики очень дружные. Они часто ходят друг к другу в гости.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 234.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...