Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оплата труда на предприятии




Персонал (трудовой персонал) предприятия - совокупность квалифицированных работников предприятия, фирмы, организации.

Каждое предприятие, вовлекая в производственный процесс такой ресурс, как рабочая сила, несет соответствующие затраты.

Заработная плата представляет собой форму вознаграждения за труд. В основу оплаты труда на предприятиях положены следующие принципы (с теми или иными модификациями они действуют во всех странах с рыночной экономикой):

· оплата труда в зависимости от количества и качества (квалификации) труда;

· опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы в долгосрочном периоде;

· дифференциация размеров заработной платы для различных категорий и групп работающих - в зависимости от региональной и отраслевой принадлежности предприятия, условий работы и др.;

· повышение заработной платы в соответствии с темпами инфляции в стране;

· гарантированность оплаты труда.

От того, какая мера труда избранна на производстве (продукция или время) все системы заработной платы делятся на сдельные и повременные.

При сдельной оплате труда заработная плата устанавливается в зависимости от количества изготовленной продукции и квалификационных требований к выполненной работе. Этот вид оплаты применяется на тех участках производства, где технологические процессы постоянно повторяются, операции поддаются техническому нормированию, а увеличение выпуска зависит главным образом, от рабочего. При повременной форме оплаты труда заработная плата зависит от количества отработанного времени и уровня квалификации, устанавливаемым тарифным разрядом, и используется в тех случаях, когда невозможно установить индивидуальную норму выработки, а также на участках автоматизированных производств, где функции рабочих сводятся к наладке и наблюдению за машинами, при конвейерной организации производства с заданным ритмом.

При прямой индивидуальной сдельной заработной оплате труда заработок рабочего определяется количеством произведенной продукции и расценкой за ее единицу, причем расценки постоянные и не зависят от выполнения норм выработки. При бригадной сдельной оплате труд оплачивается по конечным результатам работы бригады в зависимости от количества единиц выполненной работы и расценок за единицу работы. Затем заработная плата распределяется между членами бригады по установленному заранее принципу (например, в соответствии с квалификацией и отработанным временем). Сдельно-премиальная система заработной платы представляет собой прямую сдельную систему, дополненную премированием за достижение определенных производственных показателей. При сдельно-прогрессивной оплате труда за изготовление продукции в пределах установленной нормы выработки платят по неизменным расценкам. Продукция, произведенная сверх нормы, оплачивается по повышенным расценкам, прогрессивно возрастающим в зависимости от степени перевыполнения нормы. Косвенно-сдельная оплата труда применяется в некоторых отраслях для вспомогательных рабочих, труд которых в значительной степени влияет на выработку сдельщиков. Заработная плата этих вспомогательных рабочих определяется по показателям работы обслуживаемых ими основных рабочих.

Аккордная система сопутствует выполнению аварийных и других работ, которые необходимо произвести в сжатые сроки. При этом заранее устанавливается сумма заработка за весь объем работ, предусмотренных заданием.

При простой повременной оплате заработок рабочего устанавливается на основе фактически отработанного им времени и присвоенной ему тарифной ставки. Повременно-премиальная система предусматривает сочетание простой повременной оплаты труда с премированием за достигнутые результаты. Разновидностью повременно-премиальной системы является окладная система, при которой оплата труда рабочих производится не по тарифным ставкам, а по месячным окладам.

В основе исчисления заработной платы руководителей, специалистов и служащих лежит схема должностных окладов предприятия. Заработок работника по этой системе определяется исходя из установленных по штатному расписанию окладов и фактически отработанного времени.

Оплата труда руководителей государственных предприятий регламентируется Постановлением Правительства РФ «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров». В соответствии с ним для директоров предприятий установлены два вида возможных выплат: оклад, максимальный размер которого не может превышать 16-кратную ставку рабочего 1-го разряда основной специальности предприятия, или вознаграждение по результатам финансово–хозяйственной деятельности предприятия.

Основой системы государственного регулирования оплаты труда является законодательно устанавливаемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Предполагается, что минимальная заработная плата обеспечивает минимальные жизненные потребности работающего. В России размер минимальной заработной платы установлен в размере 4 330 руб.

Минимальная заработная плата должна индексироваться в соответствии с ростом инфляции. 

Особое место уделяется системе организации материального вознаграждения работников аппарата управления предприятия, которая должна удовлетворять следующим требованиям:

· оплата не за усилия, а за результаты и, главным образом, за те, которые отражаются в прибыли;

· оплата должна быть такой, чтобы удержать менеджера в компании и не допустить его ухода в конкурирующую фирму; для этого предусмотрена выплата части начисленных ему наградных (бонусов) в будущем, если он останется работать в компании; уходя из компании, он теряет отсроченные платежи, а также пенсионные выплаты;

· программа выплат должна принимать во внимание налоговую политику правительства; выплаты следует делать в форме, приемлемой для менеджера.

В этих случаях в американских корпорациях обычно применяются две основные программы выплат менеджерам: программа компенсационных выплат и так называемая программа стимулирующих выплат.

Первая программа связана прежде всего с выплатой основного жалованья; вторая - с попытками заставить управленцев более усердно трудиться на благо компании. Последняя включает в себя выплаты бонусов и ряда других вознаграждений в различных формах: деньгами, в виде акций, права на доход от прибыли.

Размер жалованья, как правило, устанавливается фиксированным и не зависит от колебаний конъюнктуры и итогов деятельности компании. Размер бонусов, напротив, не фиксируется и может колебаться в значительных пределах. Бонусы рассматриваются как награда, начисляемая в данном году в качестве вознаграждения за услуги, оказанные компании в этом же году.

Пенсионные выплаты - это право менеджера получать ежегодно или ежемесячно выплаты заранее определенного размера с момента наступления пенсионного возраста до конца жизни. Такие выплаты являются формой «отсроченной» награды. Основой для определения размера этих выплат служат или средняя оплата за всю карьеру в корпорации, или последняя получаемая выплата, или общая сумма полученных выплат.

Применяется также так называемая «отложенная компенсация» - контрактное соглашение между корпорацией и работником, по которому корпорация производит ежегодно определенные выплаты после ухода его в отставку.

В последнее время широкое распространение получили так называемые опционы - предоставляемые корпорацией менеджеру право купить у фирмы в любое время в пределах указанного периода определенное количество акций фирмы по твердой цене. При этом менеджер получает доход в виде разницы между рыночной ценой на акции и твердой ценой, по которой акции были им куплены. Такой доход облагается налогом в значительно меньшем размере, чем обычный личный доход.

 

41. ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Завершающей стадией внутрифирменного планирования является разработка оперативных планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия на текущий период. Оперативное планирование призвано обеспечить своевременное и качественное выполнение годовых заданий, предусмотренных планами социально-экономического развития предприятия или фирмы. Текущее планирование на предприятии обычно тесно связано с оперативно-управленческими решениями, направленными на рациональное распределение производственных ресурсов для достижения намеченных стратегических целей. Оно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Под оперативным планированием понимается осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода, например, разработка годовой производственной программы, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных бюджетов. На промышленных предприятиях принято различать несколько видов и систем оперативного планирования.

 

В зависимости от содержания и сроков действия оперативное планирование подразделяется на два вида: календарное и текущее.
Календарное планирование включает распределение годовых плановых заданий по производственным подразделениям и срокам выполнения, а также доведения установленных показателей до конкретных исполнителей работ. С его помощью разрабатываются сменно-суточные задания и согласуется последовательность выполнения работ отдельными исполнителями. Исходными данными для разработки календарных планов служат годовые объемы выпуска продукции, трудоемкость выполняемых работ, сроки поставки товаров на рынок и другие показатели социально-экономических планов предприятии. Текущее планирование или диспетчирование производства предусматривает процессов, а также учет выпуска продукции и расходования различных ресурсов.

В зависимости от сферы применения оперативное планирование на большинстве машиностроительных предприятий подразделяется на межцеховое и внутрицеховое. Межцеховое планирование обеспечивает разработку, регулирование и контроль выполнения планов производства и продажи продукции всеми цехами предприятия, а также координирует работу основных и вспомогательных цехов, проектно-технологических, планово-экономических и других функциональных служб. На машиностроительных предприятиях, как правило, производственные программы разрабатывается и выдается цехами плановыми службами на очередной год с квартальной и месячной разбивкой. Содержание внутрицехового планирования является разработка оперативных планов и составление текущих графиков работы производственных участков, поточных линий и отдельных рабочих мест на основе годовых планов производства и продажи продукции основных годовых планов производства и продажи продукции основных цехов предприятия.

К основным характеристикам любой системы оперативного планирования относятся: методы комплектования календарных заданий подразделениям предприятия, порядок согласования и взаимоувязки работы цехов и участков, выбранная планово-учетная единица, продолжительность планового периода, способы и приемы расчета плановых показателей, состав сопровождающей документации. Выбор той или иной системы оперативного планирования в условиях рынка определяется главным образом объемом спроса на продукцию и услуги, затратами и результатами планирования, масштабом и типом производства, организационной структурой предприятия и другими факторами. Наибольшую известность в настоящее время имеют подетальная, позаказная и покомплектная системы оперативного планирования и их разновидность, применяемые на многих крупных отечественных предприятиях и зарубежная фирмах, а также в малом и среднем предпринимательстве.

В оперативном планировании производства в зависимости от разрабатываемых показателей применяются такие основные методы, как объемный, календарный, а также их разновидность: объемно-календарный, и объемно-динамический.
Объемный метод предназначен для распределения готовых объемов производства и продажи продукции предприятия по отдельным подразделениям и более коротким временным интервалам – квартал, месяц, декада, неделя, день и час. Этот метод предусматривает не только распределение работ, но и оптимизацию использования производственных фондов и в первую очередь технологического оборудования и сборочных площадей за планируемый интервал времени. С его помощью формируются месячные производственные программы основных цехов и планируются сроки выпуска продукции или выполнения заказа во всех выпускающих подразделениях предприятия.
Календарный метод применяется для планирования конкретных временных сроков запуска и выпуска продукции, нормативов длительности производственного цикла и опережений производства отдельных работ относительно выпуска головных изделий, предназначенных для реализации на соответствующем рынке продукции. Данный метод основывается на использовании прогрессивных ном времени для расчета производственных циклов изготовления отдельных деталей, планируемых комплектов продукции и выполнения сборочных процессов. В свою очередь производственный цикл основного изделия служит нормативной базой для формирования проектов месячных производственных программ остальным выпускающим цехам и участникам предприятий.

Объемно-календарный метод позволяет планировать одновременно сроки и объемы выполняемых на предприятии работ в целом на весь предусмотренный период времени – год, квартал, месяц. С его помощью рассчитываются продолжительность производственного цикла выпуска и поставки продукции на рынок, а также показатели загрузки технологического оборудования и сборочных стендов в каждом подразделении предприятия. Тот метод можно использовать для разработки месячных производственных программ как выпускающих, так и невыпускающих цехов и участков.
Объемно-динамический метод предусматривает тесное взаимодействие таких планово-расчетных показателей, как сроки, объемы и динамика производства продукции, товаров и услуг. В условиях рынка этот метод позволяет наиболее полно учитывать объем спроса и производственные возможности предприятия и создает планово-организационные основы оптимального использования наличных ресурсов на каждом предприятии. Он предполагает построение планов, графиков потребителей и загрузки производственных участков и выпускающих цехов.

 

 

43. бизнес- план

Бизнес-план — это документ, содержащий основные аспекты будущего коммерческого начинания. В нем анализируются проблемы, с которыми предприниматель может встретиться, а также определяются способы решения этих проблем.

Бизнес – план – это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирм.

Он может рассматриваться как для новых предприятий или для уже существующих на очередном этапе своего развития.

Проблемы, решающие бизнес-план:

1. определение жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, уменьшается риск предпринимательской деятельности;

2. конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы качественных и количественных показателей;

3. привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов;

4. помогает получить ценный опыт планирования, развивает перспективный взгляд на организацию и ее рабочую среду;

Бизнес-план учитывает не только внутренние, но и внешние цели, которые могут помочь новому делу.

Помимо инвесторов заинтересованными лицами являются потенциальные потребители и поставщики фирм.

Для начинающего предпринимателя бизнес- план – тот документ, который может привлечь внимание инвестора.

Бизнес план составляется на период 3 – 5 лет.

Бизнес-план включает не весь комплекс целей фирм, а только одну из них, которая связана с созданием и развитием нового бизнеса.

Бизнес- план ориентирован только на развитие, а стратегический план может включать другие стратегии.

Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечению которых определенные цели и задачи должны быть выполнены.

В бизнес-плане функциональные составляющие планы имеют гораздо большее значение, чем в стратегическом плане, и являются полноправными и равновесными частями структуры бизнес–плана. 

Основными целями и задачами бизнес-плана являются:

1) обоснование предполагаемого направления развития предприятия и оценка результатов за определенный период времени. В связи с этим он может рассматриваться как показатель степени достижения цели;

2) возможность выявить курс действий и управления предприятием. Поэтому его можно представить как руководство для исполнения и контроля;

3) обоснование эффективности бизнеса, необходимое для получения инвестиций. В этом аспекте он служит мощным инструментом финансирования бизнеса;

4) реклама для предполагаемого нового направления развития бизнеса. Создавая деловую репутацию бизнес - план является своеобразной визитной карточкой предприятия, поэтому он должен составляться в строгом соответствии с определенными правилами;

5) предоставление возможности самообучения. В этом аспекте разработка бизнес-плана представляет собой непрерывный процесс выявления сильных и слабых сторон предприятия.

Выделим следующие основные виды бизнес-планов:

1. По целям разработки - бизнес-планы, предназначенные для: получения внешнего финансирования; выработки стратегии развития; планирования деятельности предприятия.

2. По используемым методикам - бизнес-планы, подготовленные с использованием различных методик: международных; российских; западных.

3. По объекту планирования - в бизнес-плане может планироваться деятельность следующих субъектов: инвестиционного проекта; предприятия; группы предприятия; бизнес-единицы (направления бизнеса).

Назначение бизнес-плана инвестиционного проекта состоит в том, чтобы помочь предпринимателям и экономистам решить четыре основные задачи:

1. Изучить емкость и перспективы будущего рынка сбыта.

2. Оценить затраты необходимые для изготовления и сбыта продукции, и соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность.

3. Обнаружить "подводные камни", подстерегающие новое дело в первые годы его существования.

4. Определить те показатели, по которым можно будут регулярно определять - идет ли дело на подъем или к развалу.

В зависимости от назначения различают следующие типы бизнес-планов:

1. Внутренний бизнес-план необходим предпринимателю, чтобы оценить перспективность своей бизнес-идеи. Он позволит увидеть будущую деятельность во всех подробностях, выявить объемы необходимых для её реализации средств, определить риски, связанные с его осуществлением.

2. Бизнес-план для кредиторов. Осуществление бизнес-проектов происходит не только за счет собственных средств, но и путем привлечения средств из внешних для предпринимателя источников.

3. Бизнес-план для получения государственных заказов. Бизнес-план представляет собой неотъемлемую часть заявки претендента на участие в конкурсном распределении централизованных инвестиционных ресурсов государства. На его основе оценивают преимущества претендентов и выбирают наиболее рациональных.

4. Антикризисный бизнес-план. В связи с этим иногда возникает потребность в финансовом оздоровлении, предупреждении кризисных явлений на предприятии, а иногда и проведении совокупности мер антикризисного управления, которое требует своего типа бизнес-плана. Бизнес-план становится инструментом антикризисного управления предприятием.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 250.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...