Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование системы менеджмента непрерывности бизнеса на основе ГОСТ Р ИСО 22301-2014 «Системы менеджмента непрерывности бизнеса. Общие положения»




В стандарте установлены требования к планированию, созданию, внедрению, функционированию, мониторингу, поддержке в рабочем состоянии и постоянному улучшению документированной системы менеджмента для защиты от инцидентов, снижения вероятности их реализации, подготовки ответных действий и восстановления после инцидентов при их возникновении.

При формировании системы менеджмента непрерывности бизнеса организация должна:

a)установить части организации, включенные в СМНБ;

b)установить требования СМНБ с учетом предназначения организации, ее целей, внутренних и внешних обязательств (включая связанные с заинтересованными сторонами), а также юридических и нормативных обязанностей;

c)идентифицировать продукцию и услуги и все связанные с ними действия в рамках СМНБ;

d)принять во внимание потребности, интересы и ожидания заинтересованных сторон, таких как клиенты, инвесторы, акционеры, участники цепочки поставок, а также ожидания и интересы общественности и/или сообщества;

e)определить область применения СМНБ в соответствии с размером, характером и структурой организации

Непрерывность бизнеса способствует устойчивости общества.

Стандарт использует модель PDCA для планирования, установления, внедрения, функционирования, мониторинга, поддержки и непрерывного совершенствования результативности системы менеджмента непрерывности бизнеса организации.

 

   
Планирование (Установление) Установление политики в области непрерывности бизнеса, целей, задач, элементов управления, процессов и процедур, важных для совершенствования непрерывности бизнеса. Результаты должны поддерживать общую политику и задачи организации.
Выполнение (Внедрение и работа) Внедрение и работа политики непрерывности бизнеса, средств управления, процессов и процедур.
Проверка (Наблюдение и контроль) Отслеживание и анализ выполнения СМНБ с учетом политики и целей, сообщение результатов руководству, определение и санкционирование действий для исправления и совершенствования.
Действие (Поддержка и совершенствование) Поддержка и совершенствование СМНБ с помощью принятия корректирующих действий, основанных на результатах анализа менеджмента и пересмотре области применения СМНБ, а также политики и целей непрерывности бизнеса.

При формировании системы менеджмента непрерывности бизнеса организация должна:

a) установить части организации, включенные в СМНБ;

b) установить требования СМНБ с учетом предназначения организации, ее целей, внутренних и внешних обязательств (включая связанные с заинтересованными сторонами), а также юридических и нормативных обязанностей;

c) идентифицировать продукцию и услуги и все связанные с ними действия в рамках СМНБ;

d) принять во внимание потребности, интересы и ожидания заинтересованных сторон, таких как клиенты, инвесторы, акционеры, участники цепочки поставок, а также ожидания и интересы общественности и/или сообщества;

e) определить область применения СМНБ в соответствии с размером, характером и структурой организации.

Требования, установленные в стандарте, являются универсальными и применимы ко всем организациям независимо от типа, размера и других особенностей. Применимость этих требований зависит от производственной среды, структуры и других особенностей организации. Настоящий стандарт устанавливает требования к созданию и управлению эффективной системой менеджмента непрерывности бизнеса (СМНБ).

Ключевыми элементами СМНБ, как и любой другой системы менеджмента, являются:a) политика;b) люди с установленными обязанностями;c) процессы управления, относящиеся к:

1) политике;2 ) планированию;3) внедрению и функционированию;4) оценке выполнения;5) анализу со стороны руководства;6) совершенствованию;

Содержание стандарта:


1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Условия организации

5 Лидерство

6 Планирование

7 Поддержка

8 Деятельность

9 Оценка выполнения

10 Постоянное улучшение


 



Оценка уровня зрелости устойчивого развития организации на основе модели AFAQ 26000

«AFAQ 26000 - Устойчивое развитие» предоставляет компаниям инструмент оценки, который они могут использовать для исследования экологических, социальных и финансовых аспектов своей деятельности.

На основе «AFAQ 26000 - Устойчивое развитие» проводится оценка компании по двум базовым категориям - стратегия и практика менеджмента, а также результаты деятельности.

 

Первая категория критериев включает общие подходы компании, например, видение и ценности, взаимодействие с заинтересованными сторонами, позицию на рынке, влияние на общество, стратегию управления персоналом и т.п. По этим 5 критериям максимальная оценка составляет 500 баллов.

 

Вторая категория критериев включает результаты компании по трем направлениям, включая финансовые, социальные и экологические.

Общая оценка компании, которая может доходить до 1000 баллов, складывается из оценок по всем критериям. Эта оценка определяет уровень, достигнутый компанией, по 4-уровневой схеме .

 

Первоначальная оценка может использоваться как стартовая площадка для проведения последующих улучшений с соответствующим повышением уровня компании.

Оценка распространяется на :

¾ Стратегический подход и управленческие практики

¾ Экономические, социальные и экологические результаты

¾ Анализ организации в отношении ее ответственности по 1000-балльной шкале

По результатам оценки организация получает:

1. Отчет, содержащий перечень сильных сторон и возможностей улучшений в отношении трех составляющих устойчивого развития, и являющийся практическим инструментом стратегического и оперативного мониторинга социальной ответственности.

2. Лого AFNOR Certification как знак признания и демонстрации вашей социальной ответственности всем заинтересованным сторонам. Срок действия - 3 года при инспекционном аудите через 18 месяцев после первичной оценки.

Критерии модели AFAQ 26000

¾ Видение и управление в области социальной ответственности

¾ Интеграция социальной ответственности и коммуникации

¾ Персонал, трудовые отношения и условия работы

¾ Производство и использование продукции, отношения с потребителями

¾ Участие в жизни местного сообщества

Эколог, соц, эконом резу-ты

Этапы проведения внешней оценки

ПОДГОТОВКА

¾ конкретизация целей

¾ сбор входных данных и первичный анализ

¾ идентификация зс для встреч и контактов

¾ составление плана проведения оценки

ОЦЕНКА

¾ вступительное совещание

¾ собеседования с представителями зс

¾ визит на месте

¾ сбор и проверка данных

¾ анализ данных

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

¾ составление отчета

¾ выставление количественной оценки, формулировка оу и главных выводов

¾ определение итоговой оценки и уровня зрелости

Оценка критериев

>/о Подход отсутствует или имеет случайный характер, не соответствует аспектам социальной ответственности организации
25% Имеются свидетельства обоснованного подхода, но он не носит системного характера. Преобладает эмпирический подход, не вполне согласованный с аспектами СО организации
50% Подход реализован системно и методично по всем необходимым направлениям и заинтересованным сторонам. Организована последующая оценка его развертывания и результативности
75% Соответствующий целям организации, системно и методично реализованный, проводится регулярная оценка и улучшение на основе анализа фактов и предыдущего опыта
100% Подход реализуется, оценивается и улучшается систематически и методично, с учетом полученных результатов и изучения лучшей практики (бенчмаркинг)

0% Результаты отсутствуют или имеет случайный характер, или не охватывают необходимых областей, соответствующих аспектам социальной ответственности организации

25% Результаты частично характеризуют необходимые показатели
50% Результаты демонстрируют позитивные тенденции и достижение целевых значений. Результаты сегментированы должным образом
75% Имеются данные для сравнения и результаты являются следствием реализации управленческих подходов (неслучайны)
100% Организация превосходит всех лидеров в данной области

Оценка уровня зрелости устойчивого развития организации на основе рекомендаций ГОСТ Р ИСО 9004- 2010 « Менеджмент устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества»

Самооценка представляет собой всесторонний и систематический анализ деятельности организации и ее результатов по сравнению с выбранным эталоном. Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени зрелости ее системы менеджмента. Она также способна помочь в выявлении областей, требующих совершенствования и (или) инновационного подхода, и в установлении очередности осуществления последующих действий.

Организации следует использовать самооценку для выявления возможностей для совершенствования и инноваций, установления приоритетов и разработки планов действий с целью достижения устойчивого успеха. Результаты самооценки показывают сильные и слабые стороны, уровень зрелости организации и, в случае повторного проведения, достижения организации за определенный период времени. Результаты самооценки организации могут представлять собой ценную информацию для анализов со стороны руководства. Помимо этого самооценка может стать средством обучения, способным дать более правильное представление об организации и стимулировать вовлечение заинтересованных сторон.

В методике самооценки используются пять уровней зрелости, которые могут быть расширены для включения дополнительных уровней или так или иначе адаптированы к требованиям организации в случае необходимости.

Организации следует анализировать свою деятельность относительно установленных критериев, выявлять текущие уровни зрелости и определять свои сильные и слабые стороны. Критерии, приведенные для более высоких уровней, в состоянии помочь организации в понимании проблем, требующих рассмотрения, и в определении улучшений, необходимых для достижения более высоких уровней зрелости.

1. Самооценка ключевых элементов. Данную самооценку следует периодически проводить высшему руководству для получения общего представления о поведении организации и текущей эффективности ее деятельности

2. Подробная самооценка элементов. Данную самооценку следует проводить оперативному звену менеджмента и владельцам процессов для получения более полного представления о поведении и текущей эффективности деятельности организации. Элементы подробной самооценки:

1. Соотношение между ключевыми элементами и уровнями зрелости

2. Подробная самооценка элементов раздела 4 "Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации"(Общие положения; Устойчивый успех; Среда организации; Заинтересованные стороны, их потребности и ожидания)

3. Самооценка детализированных элементов раздела 5 "Стратегия и политика" (Общие положения; Выработка стратегии и политики; Развертывание стратегии и политики; Доведение информации о стратегии и политике)

4. Самооценка детализированных элементов раздела 6 "Менеджмент ресурсов" (Общие положения; Финансовые ресурсы; Работники организации; Партнеры и поставщики; Инфраструктура; Производственная среда; Знания, информация и технологии; Природные ресурсы)

5. Самооценка детализированных элементов раздела 7 "Менеджмент процессов" (Общие положения; Планирование процессов и управление процессами; Ответственность и полномочия, связанные с процессами)

6. Самооценка детализированных элементов раздела 8 "Мониторинг, измерение, анализ и изучение" ( Общие положения; Мониторинг; Измерение; Анализ; Изучение информации, полученной в результате мониторинга, измерения и анализа)

7. Самооценка детализированных элементов раздела 9 "Улучшения, инновации и обучение" (Общие положения; Улучшения; Инновации; Обучение)

Поэтапная методика проведения организацией самооценки состоит:

a) в определении области самооценки с точки зрения оцениваемых частей организации и типа оценки

b) в определении ответственного за самооценку и сроков ее проведения;

c) в определении порядка проведения самооценки

d) в определении уровня зрелости по каждому отдельному процессу организации.

e) в обобщении результатов в отчете.

f) в оценке текущей эффективности процессов организации и выявлении участков, требующих совершенствования и (или) нововведений.

Организация может характеризоваться разными уровнями зрелости по каждому из элементов. Анализ расхождений может помочь высшему руководству в планировании и определении первоочередных мер по улучшению и (или) инновационных инициатив, необходимых для перевода отдельных элементов на более высокий уровень.

По результатам проведения самооценки должен быть составлен план улучшений и (или) инноваций, который будет использован в качестве исходной информации при проведении планирования и анализа со стороны высшего руководства на основе элементов настоящего стандарта.

33. Оценка уровня зрелости устойчивого развития организации на основе ГОСТ Р 54598.1-2011 «Менеджмент организации. Руководство по обеспечению устойчивого развития организации»

Самооценка - всесторонний и систематический анализ деятельности организации и ее результатов по сравнению с выбранным эталоном.

Организации следует использовать самооценку для выявления возможностей для совершенствования и инноваций, установления приоритетов и разработки планов действий с целью достижения устойчивого успеха.

Результаты самооценки показывают сильные и слабые стороны, уровень зрелости организации и, в случае повторного проведения, достижения организации за определенный период времени.

Методика самооценки, приведенная в настоящем приложении, основана на указаниях, содержащихся в настоящем стандарте, и включает отдельные таблицы самооценки для ключевых элементов и деталей. Таблицы самооценки могут использоваться в представленном виде или могут быть адаптированы к требованиям организации.

Принципы и практика

Характеристика достижения организацией устойчивого развития

Минимальная зрелость

Зрелость

Полная зрелость
Инклю- зивность (вовлечен- ность) Идентифи- кация задач и вовлечен- ности причастных сторон Организацией установлены значительные ограничения при вовлечении причастных сторон Организация находится в позиции обороны. Организация систематически идентифицирует причастные стороны. Серьезное и долгосрочное вовлечение всех причастных сторон.
Соблю- дение этических норм Ключевые способы взаимодей- ствия Наличие ежекварталь- ной обратной связи. Адаптивное взаимодействие. Частично внедрен процесс устойчивого развития, Организация оценивает краткосрочное и долгосрочное воздействие результатов своей деятельности с точки зрения соблюдения этических норм.
  Лидерство и руководство Применение директивного узконаправ- ленного подхода в управлении организацией Выполнение организацией некоторых общественных норм (например, профессиональ- ного кодекса поведения) Принятие последовательных обязательств со стороны высшего руководства. Лидерство и руководство в области устойчивого развития внутри и вне организации.
  Управление риском Метод "пожаротушения" Согласованные усилия, учитывающие соблюдение этических норм, в ситуациях, когда велика вероятность реализации опасных событий. Основные виды риска идентифицированы и управляемы. Политика устойчивого развития полностью основана на этических нормах.
Ответст- венное руководство Культура устойчивого развития Деятельность по принципу "минимум действий", чтобы "отделаться и остаться безнаказанным" Деятельность по принципу "поставить галочку", Наличие связи между жизнеспособным и устойчивым развитием и достижением преимуществ в бизнесе. Принцип устойчивого развития внедрен на всех уровнях организации.
  Создание атмосферы доверия и возмож- ностей для устойчивого развития Организация полностью закрыта для причастных сторон. Выполнение только законодательных требований Наличие системы прав, ответственности и требований к компетентности персонала, системы стимулирования инноваций Признание и вознаграждение персонала за действия по жизнеспособному и устойчивому развитию.
  Ключевые задачи менедж- мента, например цепочка поставок Использование поставщиков с самой низкой ценовой категорией продукции Наличие схемы оценки поставщиков. Установление критериев отбора поставщиков. Полностью признана общность интересов с партнерами в цепи поставок.
  Оценка экологи- ческих факторов Минимальная осведомленность об экологических проблемах. Стандарты не используются. Наличие системы подготовки персонала в области экологии. Оценка воздействий деятельности организации на окружающую среду
Прозрач- ность Анализ Оценка деятельности организации не проводится Минимальные системы анализа систем доступа к информации на местах. Проведение анализа потребностей в информации о деятельности организации. Периодический анализ и регулирование необходимой информации и отчетности.
  Отчетность и создание атмосферы доверия Отчетность о работе организации отсутствует Отчетность на минимальном или требуемом уровне Направленность отчетности на достижение конкретных результатов Установленные причастные стороны получают регулярную и соответствующую отчетность.

Необходимо проставить средние баллы по каждому принципу( проставить баллы по каждому элементу принципа и сосчитать средний балл, именно его потом использовать для составления матрицы зрелости)

Матрица будет включать баллы по каждому из 4 принципов. Она будет отражать отдаленность или близость организации к эталонному состоянию зрелости организации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 888.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...