Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этапы психологического консультирования




Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности.

Рассмотрим особенности этапов консультирования, предложенными Г.С. Абрамовой:

1.Структурирование (до 10 минут). Особенностью этапа является то, что психолог определяет тему взаимодействия с клиентом, получает информацию о своих возможностях (как он может помочь). При этом решаются проблемы установления контакта.

2. Сбор информации в контексте темы. Этап выделения проблемы, решается вопрос идентификации потенциальных возможностей клиента.

3. Желаемый результат. Психолог помогает клиенту определить свой идеал. Если консультанту уже ясны цели клиента, то можно тут же дать рекомендации.

4. Выработка альтернативных решений. Идет работа над различными вариантами решения проблемы с целью избежания ригидности.

5. Обобщение предыдущих этапов. Осуществляется переход от обсуждения к действию.

Основные этапы проведения психологического консультирования следующие:

1.Подготовительный этап.психолог-консультант знакомится с человеком по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале. На данном этапе психолог-консультант сам готовится к проведению консультации.

2. Настроечный этап.психолог-консультант лично встречает человека, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с человеком. Человек должен принять решение о своем вступлении в процесс консультирования вполне осознанно, поэтому до начала процесса консультирования психолог-консультант обязан предоставить человеку максимум информации о процессе консультирования, а именно: об основных целях консультирования, о своей квалификации, о приблизительной продолжительности консультирования, о целесообразности консультирования в данной ситуации, о границах конфиденциальности.. На втором этапе применяются процедуры встречи с человеком, общего, эмоционально-положительного настроя человека на проведение консультации, снятия психологических барьеров общения психолога-консультанта с человеком.

3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь человека и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему человека. Основное содержание этапа составл. рассказ человека о себе и о своей проблеме, а также психодиагностика человека, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы человека и поиска оптимального ее решения.Утановка времени конс-я.

4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант вместе с человеком вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы.На этом этапе консультант должен помочь человеку сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для человека является наиболее подходящим. Могут использоваться следующие процедуры: убеждение, разъяснение, поиск взаимоприемлемого решения, уточнение деталей, конкретизация. Все эти процедуры связаны с доведением до сознания человека тех советов и практических рекомендаций, которые вместе с ним вырабатывает психолог-консультант.

5. Контрольный этап. Завершающий этап психологического консультирования включает в себя следующие моменты: подведение итогов консультации и расставание с человеком. Подведение итогов в свою очередь содержит краткое повторение результатов консультации, сути проблемы, ее интерпретации и выработанных рекомендаций по решению проблемы. По желанию человека эти рекомендации могут быть предложены ему не только в устной, но и в письменной форме. Применяются те же процедуры, которые использовались на четвертом этапе. Однако на этот раз они в основном касаются оценок ожидаемой эффективности практического выполнения человеком тех советов, которые он получил от консультанта. Здесь специальной является процедура укрепления у человека уверенности в том, что его проблема обязательно будет решена, а также готовности сразу же после завершения консультации приступить к практическому решению своей проблемы

Таким образом, этапы и сопровождающие их процедуры направлены на достижение целей, которые стоят перед психологическим консультированием.

Методы консультирования.

Контактная беседа(интервью)

2. Минитреннинг. Позволяет сформировать у клиента необходимые навыки поведения, путем кратковрем. Тренировок.

3. Информирование.Приним. С целью компетентноти клиента в облостиобсужд. Проблем.

4. дистанционное консультирование(телефонное)

Метод психодиагностических тестир.

6. метод динамического наблюдения.Наблюд. провод. В прочессе всего конс-я и позвол. Получить инфу о реакциях, сотояниях и личных особенностях клиента.

7. Эмоционального заражения. Предпологает прямую целенаправленную передачу эмоц. Состояния конс-та клиенту. Необход. для коррекции псих. Сост-я.

8. Метод внушения. Сотоит в малоаргументированном словесном воздейтвиина чел.,с целью изменения его мнений,установок и отношений.

Убеждение

10 худож. Аналогий.Предназнач. Для косвенного возд-я на мировозренческиеустановки,стериотипы.Суть-привлечь конкретные случаи из практики жизни,анекдотов,прич. Эти истории дают возм-ть взглянуть на проблему со стороны. +смотри 12 вопрос

Техники консультирования

Под процедурами в психологическом консультировании принято понимать группы приемов ведения специалистом клиента, объединенные по целевому назначению, с помощью которых решается одна из задач данного этапа. Каждой процедуре соответствуют определенные техники — специальные приемы, применяемые консультантом для решения задач процедур на каждом из этапов психологического консультирования.

Этап 1. «Начало работы». процедурой является встреча клиента с консультантом.

Техники:

Техника приветствия. Осуществляется при помощи стандартных фраз: «Рад Вас видеть...», «Приятно познакомиться...».

Техника «проведение клиента на место». Особенно уместна в случаях первичного посещения клиентом психологической консультации: психолог идет впереди клиента, указывая ему дорогу и пропуская вперед себя при входе в кабинет.Вторая процедура первого этапа: установление положительного эмоционального настроя клиента.

Третья процедура: снятие психологических барьеров. Клиент испытывает волнение, снять которое помогут специальные техники: дать клиенту побыть некоторое время одному - извинившись, попросить несколько минут для «завершения» какого-либо дела; спокойная, музыка также будет способствовать созданию благоприятной атмосферы.

Этап 2. «Сбор информации»

Процедура первая: диагностика личности клиента.

В рамках данной процедуры применяются техники:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 759.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...