Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психосоциальное консультирование как метод практической социальной работы




Подходы к определению предмета консультативной деятельности.

Цели и задачи консультативной деятельности.

Особенности консультирования как вида социальной работы. Требования к проведению консультирования.

Направления консультативной деятельности в социальной работе.

Типы взаимодействия консультанта и клиента.

Виды и функции консультативной деятельности.

Содержание консультативной работы.

Принципы организации социального консультирования.

Методика посреднической деятельности в социальном консультировании.

Этапы консультирования.

Методы консультирования.

Техники консультирования.

Модель эффективного консультанта.

Построение отношений консультирования.

Факторы, влияющие на процесс консультирования.

Виды обращения граждан.

Организация личного приема граждан.

Методика работы с обращениями граждан.

Сроки и механизмы рассмотрения заявлений граждан.

Планирование работы с клиентами.

Контроль деятельности специалиста.

Виды отчетов в деятельности специалиста по социальной работе.

Основные показатели успешной деятельности специалиста по социальной работе.

Система взаимоотношений «социальный работник-клиент».

Система взаимоотношений «социальный работник-окружение клиента».

Типы взаимоотношений между социальным работником и клиентом.(5вопр.)

Правила социально-педагогического взаимодействия.

Коммуникативные способности в социально-педагогическом взаимодействии.

Подходы к определению предмета консультативной деятельности

Конс-е как технологич. способ решения соц задач – процедура часто используемая в с.р. с целью ориентцииграждан,отдельныхлиц,семей,групп,путем указания на альтернативные формы оказания пом. В определении целей и обеспеч. необходимой инфо. 2 подхода:

1.Функциональный. Конс-е – метод,обеспеч. клиента практич. советами и пом.,любая форма оказания клиенту пом. в отношен. содерж процесса или стр-ру решаемой задачи, когда сам конс-т не отвечает за ее решение, но помогает тем,кто несет такую ответ-ть.

2.Профес-ный .Конс-е – осоюаяпрофслужба,оказ.услуги гражданам и орг-ям с пом. спец. обуч., помогает выявить соц. проблемы клиента,проанализих,дать рекомендации по их решен.

Доминирующей интенцией конс-я является выявление объекта пом.

В конс-и ведущим явл-сядиантологический принцип, т.е. акцентир. ответ-тьклиента,признается что индивид способен в соотв-щих обстоятельствах принимсамост решен-я, а конс-т создает услов,кот поощряет волевое поведение клиента.

Цели и задачи консультативной деятельности.

Консультирование можно определить как процесс диалога, ведущий к принятию решения. Понимание консультирования как диалога предполагает постоянный обмен мнениями и информацией, а не единичное мероприятие. Консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

Повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью и развитие способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности является основными целями любой консультативной помощи.Иногда цели консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией), и цели, связанные с обеспечением роста или развития, достижения состояния совершенства.

В консульт-и внимание уделяется дост-ю состояния псих.комфорта, сост. гармонии сознания с совестью и восстановлению духовного и душевного здоровья. Конечная цель консультирования – научить клиентов оказывать помощь самим себе и таким образом научить их быть своими собственными консультантами. Это согласуется с одним из ведущих методологических принципов социальной работы – концепцией независимой жизни.

Цели псих.конс-я:

-способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения;

- развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями;

- обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений: процессе консультирования пациент может научиться принимать самостоятельные решения, распределять свое время и энергию, оценивать последствия риска, свойства своей личности, исследовать поле ценностей, в котором происходит принятие решений, преодолевать эмоциональные стрессы, понимать влияние установок на принятие решений и т.п.;

- развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения: общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков; будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношений детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений;

- облегчить реализацию и повышение потенциала личности: в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.

Задачи: 1.определение показаний к способам помощи.2.оказ. Проф. Пом. В решении заявленных клиентом проблем. 3. Повыш-е общей грамотности. 4.Мобилизация скрытых ресурсов клиента, обепеч. Самостоят-е решение проблемы.5.коррекция наруш. Адаптаций и личностных дисгормоний. 6.Выявл. Осн. Направлений дальнейшего развития личности.

Психосоциальное консультирование как метод практической социальной работы

Консультативные умения должны способствовать эффективному достижению целей вмешательства в жизнь клиента в процессе социальной работы. При этом в рамках поддерживающих отношений, которые должны быть выстроены на принципах гуманизма и законности, следует относиться к клиенту с уважением, как к уникальной, а не патологической, личности, но при этом давать понять сущность болезни и конкретные средства и методы ее исцеления, без чего всякий психолого-консультативный процесс был бы бессмыслен.

Для всех направлений практической социальной работы необходимы, по крайней мере, базовые консультативные навыки, хотя для всех социальных работников нет нужды быть способными осуществлять глубинное консультирование. К таким базовым навыкам можно отнести следующие:

- направленное внимание, активное слушание, безоценочное принятие;

- перефразирование, отражение, суммирование и контроль;

- умение применять различные типы вопросов (в том числе ненаводящие, открытые) и альтернативные способы обратной связи;

- эмпантическое понимание, установление причинно-следственных связей, открытость;

- стимулирующая проблематизация, конфронтация, работа с защитами;

- целеполагание, решение проблем, техники фокусировки;

- понимание языка тела;

- избегание оценочных и морализаторских суждений;

- осознание границ, техники структурирования, способность конструктивно говорить на трудные темы;

- умение предоставлять обратную связь, владение техниками снятия напряжения, избегание враждебности и умение с нею справляться.

В контексте психосоциального подхода воздействие начинается со сложной и многоплановой оценки и диагностики ситуации, требующей многосторонних знаний и умений, необходимых для понимания особенностей личности клиента, ценностных ориентации, прошлого опыта, семьи и внесемейной среды окружения, содержания запроса на помощь. Само вмешательство может также включать в себя работу не только непосредственно с клиентом, но и с другими референтными людьми, специалистами, социальными системами. В рамках такой работы социальный работник может играть роли (выполнять функции) консультанта, помощника, переводчика, посредника, адвоката, брокера, наставника и др., но все это – при самом активном участии клиента.

Многие теоретики стали говорить о необходимости перехода от ориентации на потребности клиента к ориентации на решение проблем. В последнем случае речь идет не о «приспособлении» или «адаптации», а о том, чтобы помочь клиенту или семье более эффективно и удовлетворительно справляться с теми или иными проблемами жизнедеятельности или межличностных отношений. Именно в это время появился так называемый «проблемно-ориентированный подход», в рамках которого оказываемая помощь непосредственно связана с проблемами клиентов и их осознанным отношением к этим проблемам










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 414.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...