Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семья как социальный институт, малая группа, система




 

Семья – это первая в жизни человека социальная группа, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, развивается как личность, осваивает первые социальные роли. Семья, как считает В.Н. Дружинин [10], для человека – главный и основной компонент среды, в котором он живет, как в коконе, первую четверть жизни, если повезет, и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь.

 

Наряду с понятием семья в психологической литературе рассматриваются понятия брак и супружество. В обыденном сознании понятия брак и семья могут отождествляться, но в науке их принято разграничивать. Брак является общественным институтом, регулирующим отношения между полами.

 

А.Г. Харчев определяет брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские, а также родительские права и обязанности [25].

 

В настоящее время в большинстве случаев брак выступает как добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной договоренности, оформленный в установленном законом порядке, направленный на создание и сохранение семьи. Наряду со свободой заключения брака, может существовать и свобода его расторжения, что выражается в разводе. Поэтому к области брачного поведения относятся и действия партнеров, приводящие к сепарации (т.е. постепенному отчуждению супругов друг от друга) и к разводу.

 

В связи с понятием «брак» рассматривается понятие «супружество». С.И. Голод определяет супружество как личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями [2]. В данном определении подчеркиваются следующие характерные признаки супружества:

1) неинституциональный характер связи, свойственный супружеству;

2) равноправие нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов.

 

Понятие «семья» (в отличие от понятия брака) предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Многие специалисты  используют     определение семьи,предложенное А.Г. Харчевым: «Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость в семье обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [25, с.22 ].

 

В науке сложилась традиция изучения семьи и как социального института, и как малой группы. Философы, юристы, социологи, педагоги исследуют семью, прежде всего, как социальный институт. Понятие «социальный институт» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Обычно выделяют 5 основных социальных институтов, существующих в любом современном обществе: семья, экономика, политика, образование и религия.

 

Семья       как       социальный                     институт            осуществляет,              прежде        всего,

воспроизводство членов общества и их первичную социализацию. Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере – любви, заботы, уважения, понимания, поддержки.

 

Психологи рассматривают семью, прежде всего, как малую группу. Понимание семьи как малой группы открывает большие возможности для оказания психологической помощи семье [2;16;23]. Социальные психологи рассматривают малую группу как малочисленную по своему составу социальную группу, члены которой объединены общими целями и задачами, находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения эмоциональных отношений и особых групповых ценностей и норм.

 

В.М. Целуйко считает, что «семья – это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью» [43, с.8]. Таким образом, можно выделить следующие характерные признаки семьи как малой группы:

 

1. Родственные или брачные связи между ее членами.

2. Общность быта.

3. Особые эмоциональные, этические, правовые отношения.

4. Пожизненная принадлежность к семейной группе (семью не выбирают).

5. Максимально гетерогенный состав группы: возрастные, личностные, половые, профессиональные, социально-статусные и др. различия.

6. Повышенная эмоциональная значимость семейных событий.

 

Семью как социальную группу невозможно понять, исходя из знания о ее членах, взятых в отдельности. Семья является постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотношениях супругов, сказываются на всей семье. Индивидуальные дисфункции отдельных членов семьи являются также отражением системных нарушений [33;36;44].

 

Концептуальной основой системного подхода к пониманию семьи является общая теория систем. Когда характеризуют нечто как систему, говорят, что это сложное единство, в котором могут быть выделены составные части – элементы, а также схема связей или отношений между элементами – структура. Семью, как и всякую систему, характеризует следующий ряд признаков [24, с.10]:

 

1) взаимозависимость: взаимовлияние отдельных элементов системы;

2) холизм: отдельные элементы системы, объединяясь в целое, приобретают новые свойства, отличные от индивидуальных характеристик;

3) структурная организация, основными параметрами которой являются иерархичность, или соподчиненность элементов структуры, наличие границ, описывающих внутрисемейные отношения и отношения семьи и окружающей среды, сплоченность и ролевая структура;

4) специфичность внутрисистемных процессов (циркулярные, спиралевидные, прерывистые, непрерывные);

5) динамичность или способность развиваться;

6) диалектика гомеостаза и развития.

 

Основные функции семьи

 

Важными интегральными характеристиками семейной группы являются: функции, структура, динамика. Сначала остановимся на рассмотрении функций семьи. В психологии семьи понятие «функция» используется в следующих значениях [23;25]:

1) это роль, которую семья как социальный институт и как малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу;

2) это внешнее проявление свойств семьи в системе ее взаимосвязей с обществом;

3) чаще всего функция понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей.

 

Так, М.С. Мацковский в своей классификации семейных функций выделяет следующие сферы семейной деятельности [25, с.33-34]:

1. Репродуктивная.

2. Воспитательная.

3. Хозяйственно-бытовая (получение хозяйственно-бытовых услуг).

4. Экономическая (получение материальных средств).

5. Сфера первичного социального контроля.

6. Сфера духовного общения.

7. Социально-статусная.

8. Досуговая.

9. Эмоциональная.

10. Сексуальная.

 

Классификация семейных функций, предложенная Елизаровым А.Н, к которой часто обращаются психологи, выглядит следующим образом [10, с. 9-10]:

1. Порождение и воспитание детей.

2. Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества.

3. Удовлетворение потребностей в чувстве безопасности, психологическом комфорте, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви.

4. Создание условий для развития личности всех членов семьи.

5. Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

6. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

7. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

8. Удовлетворение потребностей в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей.

9. Удовлетворение потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, в их воспитании и самореализации в детях.

10. Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.

11. Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

12. Рекреативная – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха;

снятие стрессовых состояний.

 

По мнению Гребенникова И.В. [9] основными функциями семьи являются:

1. Репродуктивная функция означает воспроизводство жизни, продолжение человеческого рода.

2. Экономическая функция включает общественное производство средств к жизни; восстановление истраченных на производстве сил взрослых членов семьи; ведение своего хозяйства; наличие своего бюджета; организация потребительской деятельности.

3. Воспитательная функция означает формирование личности ребенка; систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение жизни; влияние детей на родителей и других членов семьи.

4. Коммуникативная функция означает посредничество семьи в контактах своих членов со средствами массовой коммуникации, литературой, искусством и т.п.; организация внутрисемейного общения; организация досуга и отдыха.

Типы семей

 

Семья и брак претерпели значительные изменения в процессе развития человечества. Эти изменения нашли свое выражение в различных типах брачно-семейных отношений. Мы рассмотрим две типологии.

 

В первой классификацииоснованием для выделения разных типов являютсяразличия в семейных структурах. При этом типы семей выделяются с учетом следующих критериев [23;25;43].

1.Принадлежность супругов к определенной социальной общности.

 

Форма брака – эндогамия. Это брак по принципу социальной гомогенности: схожий уровень образования, социально-экономический статус, вероисповедание и т.п. Форма брака – экзогамия. Это брак по принципу социальной гетерогенности: различный уровень образования, неодинаковый социально-экономический статус и т.д.

 

2. Количество брачных партнеров.

 

Моногамия–брак,заключенный между одним мужчиной и одной женщиной.Классический вариант – пожизненное единобрачие. Рассматривают серийную моногамию – брак между одним мужчиной и одной женщиной, но в течение жизни насчитывается у того и (или) другого партнера более одного супружеского союза. Полигамия – брак, включающий несколько партнеров.

 

Рассматривают два варианта полигамии:

 

1) полигиния (многоженство) – брак одного мужчины с двумя и более женщинами.

2) полиандрия (многомужество) – брак одной женщины с несколькими мужчинами.

 

Тенденция к полигамии свойственна больше мужчинам. В нашей современной жизни возможны и скрытая форма двоеженства, и скрытая (неофициальная) полиандрия, например: союз замужней женщины с холостым мужчиной.

 

3. Юридическое оформление брачных отношений.

 

1) Официальный (формальный) или зарегистрированный  это брак,

заключенный в органах записи актов гражданского состояния. В официальном браке ответственность мужа и жены за качество семейной жизни закрепляется перед законом, государство гарантирует защиту семьи, отцовства, материнства и детства.

2) Фактическийилигражданский–это брак по факту.

 

В России все большее количество молодых людей предпочитает не вступать в официальный брак в самом начале своих отношений. Приводятся следующие аргументы в защиту гражданского брака:

– в гражданском браке можно приобрести опыт совместной жизни и опыт распределения супружеских ролей;

– выяснить степень совместимости партнеров;

– научиться договариваться друг с другом, оставаясь самостоятельными и независимыми;

– разрыв отношений происходит в более мягкой форме.

 

4. Структура власти в семье (специфика внутрисемейного лидерства). С учетом данного критерия выделяют следующие типы семей:

 

1) традиционно патриархальная.

Муж – глава, хозяин, добытчик, кормилец; выражена зависимость жены от мужа; детей от родителей.

2) традиционно матриархальная.

В такой семье персональное главенство принадлежит женщине.

3) неопатриархальная.

Стратегическим и деловым лидером выступает муж, несет ответственность за долгосрочное планирование семейных дел. Тактическим и эмоциональным лидером является жена, вырабатывает краткосрочные планы, выстраивает отношения между членами семьи.

4) неоматриархальная.

Противоположный вариант: стратегическим и деловым лидером выступает жена, тактическим и эмоциональным лидером является муж. Общая черта последних двух типов семей – совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер влияния.

5) эгалитарная семья.

Для такой семьи характерно полное и подлинное равноправие мужа и жены во всех вопросах семейной жизни:

– осуществляют пропорциональный вклад в материальное благосостояние семьи;

– совместно ведут домашнее хозяйство;

– сообща принимают все важные решения;

– в равной степени занимаются воспитанием детей.

 

Идеальная модель эгалитарной семьи представлена в концепции открытого брака. Некоторые принципы открытого брака:

– жить надо в настоящем, исходя из реалистических желаний;

– следует уважать личную жизнь партнера, его внесемейные интересы;

– общение открытое, по правилу: «скажи, что видишь, но не критикуй;

– семейные роли должны быть подвижными;

– существует равноправие как справедливое разделение ответственности и благ.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 419.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...