Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация доставки товаров морским транспортом




Внутренние морские перевозки (каботажные) могут осуществляться между портами одного моря (малый каботаж) и между портами нескольких морей (большой каботаж): кроме того, различаются перевозки в прямом водном сообщении (море-река); по назначению выделяются также заграничные перевозки.

Каботажные перевозки оформляются следующим образцы.

Отправитель составляет погрузочный ордер в трех экземплярах. В нем указывается отправитель, масса и число мест, род упаковки. Заполненный ордер является приказом принять груз к перевозке, по нему ведется расчет провозной платы (фрахта) и других платежей,

Предъявленную к перевозке по одному ордеру партию груза нельзя разбивать. Не допускается прием грузов по одному ордеру, запрещенных к совместной перевозке (скоропортящихся и не скоропортящихся, требующих разных условий транспортирования и таможенных формальностей).

На основе погрузочного ордера оформляется перевозочный документ:

чартер – при отправке массовых грузов, или коносамент – при сборных отправках.

Коносамент выполняет три функции: подтверждение приема груза к перевозке, товарораспорядительного документа и договора перевозки. Коносамент оформляется на каждую отдельную партию груза, принятую на судно по одному погрузочному ордеру.

Сдача каждой партии груза оформляется приемно-сдаточной ведомостью, составляемой в четырех экземплярах, три из которых следует с грузом до порта назначения. Два ее экземпляра с отметками порта назначения служат подтверждением сдачи груза судном.

 

Вопрос 5.Организация перевозок воздушным транспортом.

Осуществляется на основании специального договора между управлением гражданской авиации и клиентами. Условия договора определяются Воздушным кодексом Республики Беларусь, правилами перевозчика, условиями применения тарифа и перевозочным документом. Авиаперевозки грузов могут быть осуществлены специально предназначенными для этого воздушными судами или пассажирскими самолетами, регулярными или чартерными рейсами в зависимости от типа, веса, объема, габаритов и других параметров груза. Для перевозки груза необходимо заключить договор и оформить заявку. В заявлении (заявке) на перевозку груза указываются сведения, необходимые для перевозки груза, информация об опасном грузе и отсутствии запрещенных к перевозке предметов и веществ. Если сдаваемый к перевозке груз имеет особые свойства или требует особых условий перевозки, грузоотправитель должен указать это в заявлении (заявке) на перевозку груза.После получения заявки специалисты грузового агентства определяют возможность перевозки груза авиационным транспортом, дают необходимые рекомендации по упаковке, производят предварительный расчет стоимости перевозки, а предварительное бронирование грузовой емкости на воздушном судне.

К перевозке может приниматься одно или несколько грузовых мест, которые следуют по одной грузовой накладной в адрес одного грузополучателя (далее - грузовая отправка). Грузовая накладная оформляется для перевозки воздушным транспортом каждой грузовой отправки. Грузовая накладная удостоверяет заключение договора воздушной перевозки груза, принятие груза к перевозке и условия перевозки груза. Грузовая накладная содержит сведения о перевозке груза при его передвижении от аэропорта (пункта) отправления до аэропорта (пункта) назначения, а также сведения об оплате перевозки груза, при этом первый оригинальный экземпляр грузовой накладной остается у перевозчика, второй оригинальный экземпляр предназначен для грузополучателя и должен следовать с грузом, третий оригинальный экземпляр возвращается перевозчиком или его агентом грузоотправителю после прохождения всех предусмотренных законодательством Республики Беларусь предполетных формальностей и принятия груза к перевозке. Грузовая накладная оформляется на основании подписанного грузоотправителем заявления (заявки) на перевозку груза и документа, удостоверяющего личность грузоотправителя, либо доверенности и документа, удостоверяющего личность предъявителя доверенности.
Грузовая накладная должна быть подписана перевозчиком или его агентом и грузоотправителем. Оформляют накладную в трех экземплярах, которая сопровождает груз, заменяя дорожную ведомость. Грузоотправителю выдается грузовая квитанция, корешок которой остаётся в аэропорту отправления. Груз в аэропорту взвешивается в присутствии грузоотправителя и фактическая его масса указывается в сопроводи документах. Погрузка груза осуществляется силами и средствам аэропорта. При полной или частичной утрате груза или его порче составляется коммерческий акт.

 


 

Тема 14. Понятие складского хозяйства оптовой и розничной торговли, функции складов

 

Под складом понимают устройство (сооружение), предназначенное для хранения товаров. Помимо хранения на складах выполняется большой комплекс работ, связанных с приемкой, подсортировкой, фасовкой, упаковкой, отпуском и доставкой товаров в розничную торговую сеть.

Торговые склады играют большую роль в создании устойчивых, представительных по ассортименту запасов товаров с учетом сезонного спроса.

Товарные склады являются обязательным условием непрерывности процесса товарного обращения. На них происходит накопление и хранение необходимых товарных запасов. Они расположены на пути движения товаров из сферы производства в сферу потребления и тем самым оказывают существенное влияние на товародвижение.

Правильное размещение складов:

1) сокращает звенность товародвижения;

2) способствует устранению встречных перевозок;

3) позволяет более эффективно использовать транспортные средства;

4)позволяет снижать издержки обращения.

Основные функции складов:

1) накопление необходимых товарных запасов;

2) преобразование товарных потоков;

3) проверка качества товаров;

4) хранение запасов товаров;

5) доработка, фасовка и упаковка товаров;

6) снабжение товарами розничной торговой сети.

В отличие от оптовых баз, являющихся самостоятельными хозрасчетными торговыми предприятиями, склады, как правило, не выполняют функции оптовой купли-продажи товаров, а осуществляют лишь технические и некоторые организационные операции. На отдельные товарные склады могут возлагаться и торговые функции, т.е. функции продажи и покупки товаров. В этом случае склады выступают в качестве торговых баз.

Различают склады розничных и оптовых организаций, их функции существенно отличаются. Первые снабжают сравнительно узкий круг магазинов одной торговой организации, имеют, как правило, небольшие размеры, вторые - обслуживают магазины многих розничных торговых организаций, а также внерыночных потребителей.

Тема 15. Виды складских зданий. Основные группы помещений склада и их взаимосвязь

 

По виду (типу) зданий или его техническому устройству:

· открытые (асфальтированные, бетонированные плошал к и);

· полузакрытые (навесы);

· закрытые.

Закрытые склады классифицируются по следующим признакам:

По утепленности:

· неутепленные (без чердачных перекрытий (потолка), без утепленного пола и без дверных тамбуров. Толщина стен в одни кирпич. Используют для хранения тары, продовольственных товаров в контейнерах и другой внешней тары);

· утепленные (имеют толстые стены, пол утепленный, есть дверные тамбуры);

· отапливаемые.

По огнестойкости:

· сгораемые;

· несгораемые;

· полусгораемые.

По этажности:

· одноэтажные;

· многоэтажные.

По материалу стен:

· деревянные;

· кирпичные;

· каменные;

· железобетонные;

· смешанной конструкции.

 




Виды помещений склада

Основные оперативные помещения для хранения, сортировочные цеха, цеха для фасовки товаров, площади для приемки товаров
Вспомогательные площади для хранения тары, карантинные камеры, комнаты для образцов
Административно-бытовые конторские помещения, гардеробы, помещения для отдыха и принятия пищи, душевые
Подсобно-технические вентиляционные камеры, машинное отделение лифтов, котельная, ремонтные мастерские, помещения для сторожевой и пожарной охраны

 

Внутренняя планировка и расположение складских помещений и площадей должны обеспечивать рациональную организацию технологического процесса внутрискладского товародвижения.

Площади хранения товаров располагаются, как правило, по длине складского здания. Они должны быть непосредственно связаны с площадью для приемки и отпуска товаров.

Помещения для приемки, распаковки, подсортировки, фасовки располагаются в непосредственной близости с местом хранения соответствующих товаров. Экспедиционные помещения (по отпуску товаров) должны непосредственно примыкать к пунктам загрузки транспортных средств.

Административно-бытовые помещения следует размещать отдельно от операционных. Эти помещения могут располагаться в торцевой части складского здания либо в отдельном здании, причем во всех случаях с отдельным входом снаружи, минуя операционные складские площади. Конкретные плани­ровки отдельных складов оптовых баз и их общая технологическая взаимосвязь определяются типовыми и индивидуальными проектами оптовых баз.

Основные требования, предъявляемые к устройству и планировке товарных складов:

1) обеспечить полную сохранность товаров;

2) обеспечить правильную организацию технологического процесса;

3) создать наилучшие условия труда работникам склада;

4) широко применять средства комплексной механизации и автоматизации трудоемких процессов.


 

Тема 16. Содержание торгово-технологического процесса (ТТП) складов

 

Вопросы.

1. Содержание ТТП склада.

2. Организация приемки товаров на складе. Особенности приемки товаров, поступивших железнодорожным транспортом.

 

Вопрос 1. Содержание ТТП склада.

Многообразие видов складов обуславливает различную структуру и последовательность выполнения складских операций. Для каждого склада определяют рациональную схему технологического процесса с учетом принципов, обеспечивающих высокую его эффективность. В основном на складах выполняются 3 группы опрераций, представленных в таблице.

 


Таблица — Организация ТТП склада.

1.Поступление товаров 1.1.Проверка документов и осмотр транспортного средства. 1.2. Приемка товара по количеству и качеству. 1.3.Перемещение товара в места хранения.
2.Хранение товаров 2.1.Определение мест хранения товара. 2.2.Укладка товара в места хранения. 2.3.Обеспечение надлежащих режимов хранения. 2.4.Контроль товаров в процессе хранения.
3.Отпуск товаров 3.1. Прием заявок от РТС. 3.2.Оформление документов на отпуск товаров. 3.3.Комплектование партий для отгрузки в РТС. 3.4.Доставка товаров в места погрузки, загрузка в транспортные средства.

 

Факторы, влияющие на складской технологический процесс:

Ø объем поступающих и отгружаемых партий товаров;

Ø физико-химические свойства товаров;

Ø условия и порядок хранения товаров;

Ø состав и внутренняя планировка складских помещений;

Ø технологическое оборудование склада;

Ø размеры товарных запасов и длительность их хранения;

Ø местонахождение складов на пути движения товаров.

 

Принципы организации складского технологического процесса:

Ø планомерность и ритмичность;

Ø сохранение потребительской стоимости товаров;

Ø максимальное использование складской площади;

Ø эффективное использование оборудования;

Ø рациональная организация товарного потока;

Ø высокая производительность труда;

Ø экономичность и оперативность.

 

 

Вопрос 2. Организация приемки товаров на складе. Особенности приемки товаров, поступивших железнодорожным транспортом.

Приемка товаров регламентируется Положением о приемке товаров по количеству и качеству (изучается в теме «Приемка товаров в магазине»).

Приемка товаров, поступивших железнодорожным транспортом регламентируется Уставом железнодорожного транспорта, Положением о приемке товаров по количеству и качеству.

При наличии подъездных железнодорожных путей у склада получателя вагоны, платформы, контейнеры и цистерны доставляют на близлежащую железнодорожную станцию, откуда их подают на рельсовую ветку склада. При отсутствии своей ветки грузы и контейнеры с железнодорожной станции доставляют на склад автомобилями. О поступлении грузов на станцию железной дороги получателю в основном сообщают в день поступления груза, но не позднее 12 часов следующего дня, т.к.. груз хранится на станции железной дороги бесплатно только 24 часа.

До прибытия груза на складе проводят подготовку - определяют места разгрузки, готовят поддоны, механизмы. При разгрузке транспортных средств необходимо строго соблюдать установленные правила выполнения погрузочно-разгрузочных работ, обращая внимание на специальную маркировку грузов и манипуляционные знаки.

Если товары поступили и железнодорожных вагонах, то обязательны следующие операции:

-проверка целостности вагона;

-вскрытие вагона;

-осмотр состояния поступившего груза (состояние тары, упаковки, укладки и т.д.),

-разгрузка вагона с укладкой товаров на поддоны или тележки;

-первичная приемка товаров по количеству (проверка соответствия числа тарных мест сопроводительным документам);

-доставка товаров на участок приемки.

При поступлении товаров в железнодорожных контейнерах выполняют следующие операции:

-проверка целостности пломб и технического состояния контейнера (отсутствие повреждений и поломок);

-перемещение контейнера в зону приемки товаров,

-вскрытие контейнера;

-выгрузка товаров.

Если товары доставлены на склад автомобилем, выполняют операции:

-проверка целостности упаковки;

-первичная приемка товаров по количеству;

-укладка товаров на поддоны или тележки;

-перемещение товаров в зону приемки.

При поступлении груза в неисправном вагоне и контейнере или с нарушенной пломбой обязательно производят сплошную проверку количества и качества товаров и составляют коммерческий акт при недостаче или несоответствии качества товара НТД. Он составляется в 3-х экземплярах, подписывается всеми участниками приемки и начальником станции. Заверяется печатью. Акт является основанием для предъявления претензии перевозчику или поставщику. Акт составляется на специальных бланках до принятия груза от перевозчика. Если вагон имеет течь или груз испорчен вследствие неисправности вагона, то кроме коммерческого акта составляется технический акт.

При приемке груза от перевозчиков предприятие-получатель в соответствии с действующими на транспорте правилами перевозок грузов обязано проверить, обеспечена ли сохранность груза при перевозке, в частности:

-проверить в случаях, предусмотренных в указанных правилах, наличие на транспортных средствах (вагоне, цистерне, барже, трюме, судне, автофургоне и т.п.) или на контейнере пломб отправителя или пункта отправления (станции, пристани, порта), исправность пломб, оттиски на них, состояние вагона, иных транспортных средств или контейнера, наличие обычной и защитной маркировки груза и исправность тары;

-проверить соответствие наименования груза и транспортной маркировки на нем данным, указанным в транспортном документе, и потребовать от перевозчика выдачи груза по количеству мест или весу во всех случаях, когда такая обязанность возложена на них правилами, действующими на транспорте, и другими нормативными актами;

-проверить, были ли соблюдены установленные правила перевозки, обеспечивающие предохранение груза от повреждения и порчи (укладка груза, температурный режим, льдоснабжение и др.), сроки доставки, а также произвести осмотр груза.

В случае выдачи груза без проверки количества мест или веса получатель в порядке, установленном правилами оформления выдачи грузов, обязан потребовать от перевозчика, чтобы на транспортном документе была сделана соответствующая отметка. Во всех случаях, когда при приемке груза от перевозчика устанавливается повреждение или порча груза, несоответствие наименования и веса груза или количества мест данным, указанным в транспортном документе, а также во всех иных случаях, когда это предусмотрено правилами, действующими на транспорте, получатель обязан потребовать от перевозчика составления коммерческого акта.

 

 

Тема 17. Хранение товаров на складах

 

 

После приемки товары направляются в места хранения.

Хранение товаров – составная часть торгово-технологического процесса, целью которого является:

- доведение товаров до покупателей с сохранением их качества и с минимальными потерями;

- повышение эффективности торгово-технологического процесса;

- эффективное использование площадей для хранения и экспозиционных площадей магазина;

- создание наиболее благоприятных условий для торгового персонала.

В магазинах хранение товаров должно быть организовано с учетом товарного соседства, санитарных правил, норм складирования и противопожарной безопасности. Ответственность за соблюдение этих требований несут материально ответственные лица.

Для сохранения количества и качества товаров должны быть проведены организационно-технические и санитарно-гигиенические мероприятия.

Организационные мероприятиявключают определение частоты и размера партии завоза товаров, составление технологических карт размещения товаров, обеспечение охраны товарно-материальных ценностей и т.п.

Технические мероприятиязаключаются в выборе соответствующих видов и типов оборудования для хранения, обеспечении режимов хранения и контроля за ними.

Санитарно-гигиенические мероприятияпредполагают организацию санитарного надзора и контроля за хранением.

 

Процесс хранения включает следующие операции:

 


Размещение товаров на хранение предполагает их группировку по режимам хранения с учетом их потребительских свойств. Товары одинаковы или близкие между собой по режиму хранения размещаются по ассортиментному признаку рядом (мука – крупа, ткани – белье и т.п.), но с соблюдением товарного соседства. Несовместимо хранение товаров с резкими запахами (рыба, парфюмерия и т.д.), с различной степенью гигроскопичности (соль, сахар, мука и т.д.).

В камерах хранения за определенными группами товаров закрепляются постоянные места хранения. Размещая товары на хранение, необходимо учитывать его длительность, сроки поступления и подачи товаров в торговый зал. В глубине помещений хранят товары с замедленной оборачиваемостью, вблизи – товары громоздкие или быстрой реализации.

Товары хранят в затаренном или распакованном виде штабельным или стеллажным способами укладки, навалом или в подвешенном состоянии.

Штабельная укладка применяется чаще в продовольственных магазинах при поступлении товаров в мешках, ящиках, бочках. Различают укладку:

1) прямую – верхний ящик укладывается на нижний;

2) обратную – штабель имеет вид клеток;

3) перекрестную – верхний ряд грузов укладывается поперек нижнего.

При стеллажной укладке распакованные товары или в мягкой упаковке укладываются на стеллажи рядами или стопками.

Навалом хранят отдельные виды продукции (цемент и т.п.).

В подвешенном состоянии хранят одежду, туши мяса и др.

Создание соответствующих режимов хранения заключается в поддержании необходимой температуры, влажности, освещенности им санитарно-гигиенических условий, соблюдении сроков хранения. Повышенная температура приводит к усушке товаров, низкая температура и высокая влажность способствуют появлению плесени, ржавчины, что в конечном итоге сказывается на качестве реализуемых товаров. Санитарный режим предполагает регулярный осмотр товаров, очистку от загрязнений, дезинфекцию и дератизацию.

Наблюдение и поддержаний условий хранения возлагается на материально-ответственных лиц. Чем качественнее осуществляются их функции, связанные с условиями и режимами хранения, тем ниже количественные потери товаров и выше качество.

 

 

Тема 18. Виды товарных потерь, меры их сокращения, порядок списания

 

Движение товара от мест производства до потребителя в силу разных причин сопровождается товарными потерями. В магазинах товарные потери возникают в процессе хранения товаров, подготовке их к продаже и реализации.

Товарные потери делятся на нормируемые и ненормируемые. Виды потерь представлены на рис. 1.

 

 

 




Рис. 1. Виды товарных потерь

Естественная убыль– потери товара (уменьшение его массы при сохранении качества в пределах требований нормативных документов), являющиеся следствием физико-химических свойств товара, воздействия метеорологических факторов и несовершенства применяемых в данное время средств защиты продукции от потерь при транспортировании, хранении и реализации.

Естественная убыль является следствием:

¨ усушки, выветривания, распыла;

¨ утечки (таяние, просачивание);

¨ розлива при перекачке и отпуске жидких товаров.

Указанные причины обуславливают следующее:

1.Нормы естественной убыли не устанавливаются на продукцию:

¨ учет количества которой производится в единицах, отличающихся от массы;

¨ транспортируемую или хранящуюся в герметичной таре;

¨ легко поглощающую влагу (при перевозках морским и речным транспортом).

2.Нормы естественной убыли не применяются к товарам, которые принимаются и отпускаются организацией в таре или упаковке первого продавца без взвешивания (счетом или по трафарету).

3.Нормы естественной убыли не распространяются на товары, имеющие производственные дефекты, указанные в соответствующей нормативно-технической документации (ГОСТы, ОСТы, ТУ).

4.К естественной убыли не относятся потери, вызванные нарушением требований стандартов, технических условий, правил перевозки грузов, а также потери вследствие повреждения тары и изменения качества продукции. Эти потери относятся к актируемым и списываются в установленном порядке.

5.Нормы естественной убыли дифференцированы по видам (группам) товара и его упаковки; они зависят от вида транспорта и дальности перевозки, нормы колеблются в зависимости от климатической зоны, времени года, условий и сроков хранения товара.

Товарные потери от боя, лома, порчи товара и повреждения потребительской тарыв определенной степени также являются следствием ряда объективных (для торговых организаций) причин:

¨ внедрением экономичной, но непрочной транспортной тары (картонные ящики, бумажные и сетчатые мешки, полимерная пленка и т.п.);

¨ недостаточно высоким уровнем механизации погрузочно-разгрузочных работ;

¨ состоянием автомобильных дорог и др.

Нормируемыми технологическими отходами и потерямив торговле являются:

¨ отходы, образующиеся при подготовке к розничной продаже колбас и мясокопченостей чистой массой;

¨ отходы и потери мяса, мясопродуктов, других товаров при машинной нарезке в магазинах;

¨ потери сухого льда и расход углекислого газа, обусловленные технологией реализации отдельных видов товаров, и другие потери.

Нормы товарных потерь подразделяются на нормы:

¨ товарных потерь при транспортировании;

¨ товарных потерь при хранении;

¨ товарных потерь в розничной торговой сети;

¨ технологических отходов и потерь.

Товарные потери от боя, лома, порчи товаров или повреждения потребительской тары в организациях торговли при хранении и реализации товаров оформляются актами типовой формы по мере их выявления. После утверждения акта о наличии потерь товаров бой уничтожается специально созданной для этого комиссией. Акты, отражающие потери и уничтожение боя, хранятся у материально ответственных лиц и передаются в бухгалтерию вместе с инвентаризационными описями. В процессе выведения результатов инвентаризации подсчитывается общая сумма потерь (боя), зафиксированная в актах, составленных в межинвентаризационный период. Списание этих потерь производится в сумме, зафиксированной в актах, но не выше установленных норм.

Списанные по актам товары должны быть уничтожены или переданы на промпереработку, на корм скоту с разрешения санитарного врача.

Общими для расчета и списания товарных потерь в пределах норм естественной убыли, норм потерь от боя, лома, порчи товаров или повреждения потребительской тары при хранении и реализации товаров являются следующие положения:

1. Утвержденные нормы естественной убыли и нормы потерь от боя, лома, порчи товаров являются предельными и применяются только в случае выявления фактической недостачи. Источник списания этих потерь должен оговариваться в договоре поставки, если эти потери несет предприятие торговли, они списываются за счет прибыли.

2. Списание естественной убыли и товарных потерь в пределах норм производится на основе соответствующего расчета, составленного бухгалтером при участии материально ответственного лица и утвержденного руководителем организации.

3. Естественная убыль товаров т товарные потери в пределах норм списываются с материально ответственных лиц по фактическим размерам, но не выше установленных норм.

4. Недостача товаров в пределах установленных норм списывается с материально ответственных лиц по тем ценам, по которым товары были оприходованы. Отнесение товарных потерь на издержки обращения производится по покупным ценам; разница между покупными и розничными (продажными) ценами списывается за счет торговой надбавки.

5. Выявленные при инвентаризации товарные потери сверх установленных норм естественной убыли товаров и норм потерь от боя, лома, порчи товаров, повреждения потребительской тары относятся на материально ответственных лиц по розничным ценам (если иное не предусмотрено соответствующими нормативными актами).

Для обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей необходимо обеспечить:

1) строгое соблюдение условий и режима хранения товаров;

2) четкий учет и контроль за поступлением, реализацией и остатками товаров в магазине;

3) квалифицированную приемку товаров, аккуратное обращение с ними, своевременность инвентаризаций;

4) улучшение технической оснащенности магазина;

5) правильную организацию материальной ответственности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 320.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...