Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Передвижная торговля (развозная и разносная).




Развозная торговля – розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети, с использованием специализированных или специально оборудованных транспортных средств, а т.ж. мобильного оборудования, применяемого только совместно с транспортным средством.

Развозная сеть включает автомагазины, магазины-вагоны, магазины-суда. Часто используется развозная торговля на рынках, ярмарках. Ассортимент товаров определяется продавцом с учетом требований санитарных правил. Продавать можно только те товары, которые в этих условиях сохраняют свои потребительские качества и соответствуют установленным санитарным правилам. 

Разносная торговля – розничная торговля, осуществляемая вне стационарной торговой сети, путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице.

К этому виду торговли относят торговлю цветами, мороженым, торговлю в поездах, самолетах, судах, торговлю с лотков, корзин.

Посылочная торговля – торговля, характеризующаяся доставкой товаров с использованием посылок, бандеролей и иных почтовых отправлений и выбором товаров при помощи печатных и электронных каталогов и иных информационных источников. Сочетается с электронной формой торговли.

Особенность данного вида торговли в том, что момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара не совпадают по времени.

Технология данной формы продажи: покупатель, получая информацию из различных рекламных источников, делает заказ продавцу товара, используя различные средства связи (почта, телефон, факс). Оплата может быть предварительной или при получении посылки. Если покупателю товар по какой-либо причине не подходит он может вернуть его обратно в установленном порядке. Развитие этого вида торговли напрямую связывают с повышением уровня жизни населения. Пока еще у нас высоки пошлины и таможенные сборы на высылаемые импортные товары. Наибольшее распространение в мире имеет почтовая торговля по электронным каталогам, через интернет-магазины. Основу ассортимента составляют бытовая техника, мобильные телефоны, одежда, обувь, бижутерия, товары для дома. Некоторые специализируются на запасных частях к автомобилям, лодкам, яхтам. 

 

Электронная торговля – торговля, характеризующаяся заказом, покупкой, продажей товаров с использованием информационных систем и сетей. Электронная торговля — это продажа товаров по образцам, представленным на сайтах интернет-магазинов. 

Покупатель ведет поиск товаров среди онлайнового ассортимента, затем помещает заказ в интернет или связывается с продавцом по указанному телефону. Оплата может производиться курьеру или в другой форме, предусмотренной законодательством республики.

Данные о современном распределении продаж показывают, что с помощью электронной торговли лучше всего продаются финансовые и туристические услуги, книги, компьютерное оборудование, программное обеспечение, бытовая радиоэлектронная аппаратура, офисное оборудование и товары для офиса, недвижимость. Все больше развивается продажа через интернет традиционных товаров и услуг.

Преимущества электронной торговли:

1. Экономит время покупателя,

2. Интернет с равным успехом способен доходить и до массового рынка, и до составляющих его индивидуальных потребителей,

3. У него огромные возможности для того, чтобы сводить вместе продавцов и покупателей во всемирном масштабе,

4. Реклама онлайн позволяет заказчикам и потребителям взаимодействовать с рекламным объявлением мгновенно и напрямую,

5. Сразу можно ознакомиться с большим количеством товаров, их характеристикой, провести их сравнительную характеристику аналогичных товаров разных производителей, решить все возникающие вопросы и совершить покупку,

6. Товар доставляется на дом в удобное для покупателя время,

7. Можно ознакомиться с мнением других покупателей о товарах и услугах.

Недостатки:

1. Не все могут пользоваться Интернетом и не в каждом доме есть компьютер,

2. Не все товары можно купить,

3. Не такая высокая защита прав потребителей как при продаже товаров через магазин.

Телевизионная торговля. Появилась в США во второй половине 70-х годов. Предприятие рассчиталось за рекламу своим товаром (консервными ножами), который был продан радиостанцией на торгах в эфире. 

Телевизионный магазин – это иллюстрированный рекламный каталог, обладающий уникальной возможностью демонстрации товара, это вид продаж, при котором товар приобретается по образцу без непосредственного контакта покупателя с продавцом.

Характерной особенностью телевизионного магазина можно назвать прежде всего четко обозначенное место в сетке вещания. Благодаря специально отведенному времени рекламные передачи не вызывают такого раздражения, как рекламные блоки. Они имеют постоянных телевизионных ведущих. Ведущий представляет товар крупным планом, рассказывает о его преимуществах и уникальных свойствах. Блоками дается информация о полном наименовании товара, номере лота, цене, скидках, количестве товара, условиях заказа и получения, времени, в течение которого можно заказать товар, контактных телефонов. Покупатель видит товар и принимает решение о покупке. Покупатель заявляет о своем намерении, позвонив по указанным телефонам. После этого заказанный товар доставляется курьером.

ТВ-шопинг небольшая ниша рынка дистанционной торговли, однако ежегодный прирост мирового рынка дистанционной телевизионной торговли составляет 15%. Нашим потребителям известна такая программа как «Магазин на диване». Ассортимент ТВ-шопов интересен тем, что его не встретишь в обычном магазине. ТВ магазины первыми продвигают разнообразные новинки.

Вопрос 2. Типизация розничной торговой сети.

Типизация– это система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов для массового распространения.

Типизация дает существенные преимущества в организации материально-технической базы торговли, способствует наиболее рациональному определению и размещению торговой сети на территории города или района, а также наиболее полному удовлетворению спроса населения и повышению культуры торговли. Применение современных типовых проектов позволяет значительно сократить сроки и затраты на проектирование, строительство торговых объектов.

Тип торгового предприятия определяют следующие основные признаки:

· ассортиментный профиль магазина – заключается в установлении для магазина определенного ассортимента, т.е. определение конкретных товарных групп, реализуемых в магазине;

· мощность предприятия, выраженная в размерах торговых и подсобных помещений – сводится к определению торговой площади магазина на основе выявленного объема товарооборота или численности обслуживаемого населения;

· формы и методы торгового обслуживания – заключается в выборе наиболее оптимальных форм обслуживания при реализации товаров;

· район деятельности предприятия – определяется с учетом частоты спроса на товары, затрат времени на покупку, требований покупателей к ассортименту, культуры торговли.

Все типы магазинов сведены в номенклатуру. Согласно данной номенклатуре все магазины делятся на:

- основные;

- дополнительные.

Основные типы магазинов предназначены в основном для нового строительства в районах жилой застройки и частично при реконструкции городов, поселков городского типа. Для них установлены определенные размеры торговой площади (свыше 400 м2).

Дополнительные типы магазинов используются преимущественно в районах старой застройки, при реконструкции и расширении действующей розничной торговой сети. Размер торговой площади составляет 50-400 м2.

Характеристика типов магазинов:

1) универмаг -магазин с торговой площадью 3000 и более квадратных метров (в сельских населенных пунктах - 400 и более квадратных метров), в котором реализуется универсальный ассортимент непродовольственных товаров методами самообслуживания, традиционного обслуживания, продажи товаров по образцам, продажи товаров по предварительным заказам. Часть торговой площади универмага может быть отведена для продажи продовольственных товаров;

2) универсам - магазин с торговой площадью от 400 до 2500 квадратных метров (в сельских населенных пунктах - 300 и более квадратных метров), в котором реализуются универсальный ассортимент продовольственных товаров и ассортимент непродовольственных товаров методами самообслуживания, традиционного обслуживания, продажи товаров по предварительным заказам;

3) супермаркет– розничное торговое предприятие (более 250 м2) с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и ограниченным ассортиментом промышленных товаров преимущественно повседневного спроса;

4) минимаркет– небольшое розничное предприятие (30-150 м2) с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса;

5) продтовары– розничное предприятие по реализации продуктов питания (70-200 м2);

6) промтовары– розничные торговые предприятия (100-400 м2) по продаже промышленных товаров преимущественного массового спроса;

7) специализированные магазины по продаже отдельных групп продовольственных товаров– небольшие розничные предприятия (30-100 м2), реализующие отдельные группы продтоваров;

8) специализированные магазины по продаже отдельных групп продовольственных товаров– розничные предприятия, реализующие отдельные группы промтоваров. Можно поделить на 2 группы: площадью 150-400 м2 (мебель, стройматериалы и т.д.) и площадью до 150 м2 (книги, обувь и т.д.);

9) фирменный магазин– небольшое розничное торговое предприятие (до 150 м2), находящееся в подчинении того предприятия, товарами которого торгует;

10) удобный (дискаунтный) магазин– небольшое розничное торговое предприятие (до 100 м2) с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса. Отличительная черта – это создание в нем дополнительных удобств для покупателей (круглосуточный режим работы, более низкие цены, месторасположение на автозаправочных станциях, автомагистралях, зонах отдыха и т. д.)

11) автомагазин - передвижное средство развозной торговли, представляющее собой специально оборудованное для торговли транспортное средство;

12) автономный магазин - магазин, не входящий в торговую сеть (торговые сети);

13) бутик - специализированный или неспециализированный магазин с торговой площадью 20 и более квадратных метров, в котором реализуется ограниченный ассортимент модных товаров методом индивидуального обслуживания, с постоянным обновлением ассортимента товаров;

14) гастроном - магазин с торговой площадью от 200 до 1000 квадратных метров, в котором реализуется универсальный ассортимент продовольственных товаров, а также может реализовываться ограниченный ассортимент непродовольственных товаров методом самообслуживания в сочетании с методами традиционного обслуживания, продажи товаров по предварительным заказам;

15) гипермаркет продовольственный - магазин с торговой площадью 4000 и более квадратных метров, в котором реализуется универсальный ассортимент продовольственных и широкий ассортимент непродовольственных товаров методом самообслуживания в сочетании с методами традиционного обслуживания, продажи товаров по предварительным заказам;

16) гипермаркет непродовольственный- магазин с торговой площадью 4000 и более квадратных метров, в котором реализуется универсальный ассортимент непродовольственных товаров методом самообслуживания в сочетании с методом традиционного обслуживания, либо специализированный магазин, либо магазин с комбинированным ассортиментом непродовольственных товаров. Часть торговой площади гипермаркета непродовольственного может быть отведена для продажи продовольственных товаров;

17) дискаунтер - магазин, в котором реализуются продовольственные и (или) непродовольственные товары методами самообслуживания, традиционного обслуживания (при реализации непродовольственных товаров - также методом продажи товаров по образцам) по более низким ценам за счет сокращения затрат на их хранение, реализацию, оказание услуг;

18) дисконтный магазин - магазин, в котором реализуются товары по дисконтным картам;

19) дом торговли - магазин с торговой площадью 800 и более квадратных метров, в котором реализуется универсальный ассортимент непродовольственных товаров методами самообслуживания, традиционного обслуживания, продажи товаров по образцам. Часть торговой площади дома торговли может быть отведена для продажи продовольственных товаров;

 

Вопрос 3. Специализация розничной торговой сети

Специализация– это форма разделения труда между торговыми объектами по розничной продаже отдельных групп товаров для наиболее полного удовлетворения спроса населения.

Специализация способствует значительному расширению ассортимента той или иной группы товаров, улучшению работы с поставщиками, обеспечению более высокого уровня культуры продажи товаров, расширению дополнительных услуг, а также повышению как экономической, так и социальной эффективности продажи за счет значительного снижения затрат времени покупателей на поиск нужных товаров.

Специализация розничной торговой сети может осуществляться по 2 признакам:

1)товарно-отраслевому;

2)по комплексности спроса.

При специализации по товарно-отраслевому признаку деятельность магазинов ограничивается продажей товаров определенных групп и отраслей. Специализация магазинов осуществляется по следующим товарным группам:

1) предметы одежды, обуви, туалетные принадлежности (ткани, обувь, трикотаж, галантерея, парфюмерия и т.д.);

2) предметы культурно-бытового назначения (школьные, канцелярские, музыкальные, фото-, радио- и спорттовары);

3) предметы домашнего и хозяйственного обихода (мебель, электротовары, хозяйственные товары и т.д.);

4) предметы производственно-хозяйственного назначения (строительные, химико-москальные, сельскохозяйственный инвентарь и т.д.);

5) прочие (цветы, автомобили, топливо и т.д.).

По степени специализации магазины подразделяются на:

1) узкоспециализированные – реализуют отдельные товары той или иной товарной группы («Колбасы», «Женская обувь» и т.д.);

2) специализированные – осуществляют продажу товаров одной товарной группы («Промтовары», «Продукты», «Книги», «Мебель»);

3) комбинированные – имеют в ассортименте товары нескольких товарных групп, объединенных комплексностью спроса (овощи-фрукты, галантерея-парфюмерия);

4) универсальные – торгуют несколькими товарными группами (универмаг, универсам).

При специализации по комплексности спроса ассортимент реализуемых товаров формируется по потребительским комплексам («Товары для детей», «Товары для дома», «Сделай сам»). Преимущество этой формы специализации заключается в том, что покупателилегче ориентируются в торговой сети города, меньше затрачивают времени на поиск нужных товаров, более полно удовлетворяется спрос.


 

Тема 7. Принципы и виды размещения розничных торговых предприятий

 

С 1972 года действовали следующие 3 принципа размещения РТС:

1) равномерного размещения;

2) группового размещения;

3) функционального размещения.

Месторасположение оказывает большое влияние на деятельность торгового предприятия. От этого зависят размер, тип магазина, специализация, особенности организации торгово-технологического процесса.

В настоящее время, когда торговля развивается быстрыми темпами, торговая сеть становится все более насыщенной и территориально концентрированной.

В зависимости от уровня территориальной концентрации возможны следующие варианты расположения торговых точек:

1) изолированные торговые точки (пространственно удалены от других точек розничной торговли);

2) сгруппированные точки розничной торговли (находятся рядом одна с другой или в тесном соседстве). Совместная группировка большого числа магазинов способствует тому, что каждый из них привлекает больше покупателей.

 

 

 

 

 

 


 

 

К сгруппированным торговым форматам разного профиля относятся торговые центры, торговые комплексы, молы, торговые галереи и т.п.

Сегодня теория приближения мелких магазинов к месту жительства себя не оправдывает. Размещение предприятий РТС определяется сегодня не местом, где покупатель живет, а тем, куда ему проще поехать за покупками, где ему удобнее приобрести товар. Исключение могут составлять магазины продовольственных товаров «возле дома». Потребитель, особенно состоятельный, предпочитает проделать дальний путь до крупного магазина с широким ассортиментом товаров, чем пользоваться услугами небольшого магазина с узким ассортиментом товаров. Немаловажную роль при этом играет обеспеченность населения личным автотранспортом, оснащенность города скоростными магистралями, развитие городского общественного транспорта.

Размещение торгового предприятия выходит за рамки функциональной системы города. Торговые предприятия размещаются по принципу «фокусирования», в любых удобных и людных местах, в том числе за чертой города.

Тема 8. Виды торговых зданий, их характеристика. Основные группы помещений магазина. Требования, предъявляемые к торговым зданиям

 

Вопросы.

1. Виды торговых зданий, их характеристика. Основные группы помещений магазина.

2. Требования, предъявляемые к торговым зданиям.

 

Вопрос 1. Виды торговых зданий, их характеристика. Основные группы помещений магазина

Материально-техническая база магазинов включает в себя здания, сооружения (навесы, площадки), подъездные пути, кабельные линии, техническое оборудование (водоснабжение, канализация, отопление, освещение, вентиляция), технологическое и торговое оборудование, инструменты и прочий инвентарь.

Здания, которые используют для размещения магазинов, классифицируют по следующим основным признакам:

I. Капитальности сооружения:

1) капитальные здания – служат для размещения магазинов;

2) облегченные здания – служат для устройства мелкорозничных торговых предприятий (павильонов, ларьков, киосков), которые легко собираются и разбираются, их быстро можно перемещать с одного места на другое.

II. Месту расположения:

1) отдельно стоящие торговые здания – располагают на специально отведенных площадках, у транспортных остановок, в местах, удобных для покупателей. К ним применяются современные архитектурно-планировочные решения и создаются условия для внедрения новых технологий;

2) отдельно стоящие здания совмещенного типа – так называемые торговые комплексы или торговые центры, более экономичны как в процессе строительства, так и в процессе эксплуатации. Кроме магазинов они могут включать предприятия питания и бытового обслуживания, что обеспечивает комплексность обслуживания населения, а также производственные предприятия и магазины по продаже готовой продукции этих предприятий (пекарня и хлебный магазин, колбасных цех и магазин колбасных изделий и т.д.);

3) встроенные магазины располагаются напервых этажах жилых зданий, их достоинство заключается в том, что они максимально приближены к покупателю. Вместе с тем такие магазины имеют ряд существенных недостатков: планировка торгового зала нерациональная, вытянутая, торговый зал имеет частую сетку колонн, которая препятствует эффективной организации технологического процесса, затрудняют погрузочно-разгрузочные работы и др.;

4) встроено-пристроенные здания магазинов – могут быть 2 типов: пристроенные с фасада и с торца жилого дома. Этот вид зданий больше характерен для городов и крупных населенных пунктов. Во встроено-пристроенных магазинах торговый зал вынесен за пределы жилого дома, что дает возможность спроектировать торговый зал нужной конфигурации с более широким шагом колонн.

III. Особенностям объемно-планировочного решения (этажности):

1) одноэтажные торговые здания – магазины, расположенные в одноэтажных зданиях без подвала, с точки зрения функционально-технологических решений наиболее просты и удобны в эксплуатации, так как в них упрощаются пути движения товаров, нет необходимости в устройстве лестниц и применении средств междуэтажного перемещения товаров. Они наиболее удобны для покупателей;

2) многоэтажные с подвальными помещениями или без них торговые здания возникает необходимость в строительстве в крупных городах, где плотная застройка и нехватка земельных участков.

IV. Материалу стен и конструктивных элементов:

1) кирпичные;

2) каменные;

3) блочные;

4) крупнопанельные;

5) железобетонные;

6) деревянные.

V. Функциональному назначению и конструктивным особенностям:

1) универсальные – имеются условия для организации торговли различными товарными группами;

2) специальные – необходимы для торговли особыми видами товаров – мебелью, бытовой техникой и др.

Помещения, входящие в состав магазина, по своему функциональному назначению делятся на следующие группы:

1) торговый зал, включающий торговый зал и площади для дополнительного обслуживания покупателей (кафетерии, раскрой тканей, подгонка швейных изделий по фигуре, оформление кредита, звукозапись и т.д.);

2) помещение для приема, хранения и подготовки товаров к продаже (разгрузочные, приемочные, кладовые для хранения и подготовки товаров к продаже, фасовочные, разрубочные, для проверки технически сложных товаров и др.);

3) подсобные помещения (кладовые для хранения тары, упаковочных материалов, пункт приема посуды и др.);

4) административно-бытовые помещения (кабинет директора, торговый отдел, бухгалтерия, комната для отдыха персонала, медпункт, санитарные устройства и т.д.);

5) технические помещения (вентиляционные камеры, машинное отделение холодильных установок и др.);

6) площадь связи (проходы, проезды).

Объемно-планировочное решение помещений должно обеспечить оптимальную связь между ними. При этом следует соблюдать следующие требования:

¨ торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки и хранения товаров, обеспечивать кратчайшие пути для грузопотоков;

¨ проходы в административные, бытовые, подсобные и технические помещения не должны проектироваться через торговые залы и помещения для хранения и подготовки товаров к продаже;

¨ помещения, где хранятся товарно-материальные ценности, не должны быть проходными;

¨ расположение помещений магазина должно соответствовать последовательности и прямолинейности технологического процесса.

 

Вопрос 2. Требования, предъявляемые к торговым зданиям

Требования, предъявляемые к торговым зданиям:

1) технологические – наличие специальных помещений для организации торгового процесса и рационального движения покупательских, товарных потоков; условия для механизации трудоемких операций, обслуживания покупателей с минимальными затратами труда и средств;

2) архитектурно-строительные – использование современных индустриальных методов строительства отдельных помещений; возможность реконструкции и расширения отдельных помещений, наличие удобных подходов и подъездов к магазину;

3) технические обеспечение необходимой влажности воздуха, температуры, освещенности;

4) эстетические – оформление и отделка помещений в соответствии с их назначением, современным дизайном;

5) экономические – эффективность торгового процесса, выбор условий, обеспечивающих наименьшие затраты на проектирование, строительство, эксплуатацию;

6) санитарно-гигиенические – устройства систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения, канализации. Это необходимо не только для обеспечения надлежащих условий работы торгового персонала, но и для создания оптимальных режимов хранения товаров.

Тема 9. Требования, предъявляемые к технологическим решениям магазинов. Устройство и планировка торгового зала. Размещение торгового оборудования, узлов расчета

 

Вопросы.

1. Требования, предъявляемые к технологическим решениям магазинов.

2. Устройство и планировка торгового зала. Размещение торгового оборудования.

3. Организация узлов расчета.

 

Вопрос 1. Требования, предъявляемые к техническим решениям магазинов.

Основные проектно-технологические требования к магазинам сводятся к следующим положениям:

¨ не допускать пересечения покупательских и товарных потоков;

¨ использовать гибкую планировку, позволяющую в случае необходимости быстро и без существенных затрат осуществлять внутреннюю перепланировку магазина, не меняя параметров здания;

¨ способствовать перекомпоновке помещений в соответствии с новыми требованиями современных технике и технологий, изменением ассортимента и функций торгового предприятия.

Для создания необходимых для работы условий следует соблюдать конкретные технологические требования к устройству магазина:

¨ обеспечение беспрепятственного рационального движения покупательских потоков;

¨ выделение зон (помещений) в соответствии с содержанием технологического процесса, использованием прогрессивных технологий, интенсивностью покупательских и грузовых потоков;

¨ организация кратчайших путей движения и исключение перекрестных потоков.

Требования к технологической планировке.

•Технологическая планировка должна учитывать следующие требования:
• торговые залы и вспомогательные помещения должны быть изолированы друг от друга и иметь оптимальное соотношение;
•помещения для хранения и подготовки товара к продаже должны быть технологически связаны с торговым залом и обеспечивать кратчайший путь доставки товара к зонам выкладки;
• зоны приёма товара должны размещаться вблизи помещений для их хранения;
• планировка должна создавать покупателям возможность беспрепятственного выбора товара в минимально короткий срок.
•свободный доступ к товару повышает товарооборот на 30-70%, а плохой обзор, отсутствие доступа, задержка с исполнением просьбы "показать товар ближе" может снизить оборот вдвое ;
• планировка магазина должна обеспечить лёгкость и простоту совершения покупок, свободу передвижения по торговому залу, рациональное размещение товаров, а также стимулировать совершение импульсивных покупок.

В основе правильной планировки торговой площади лежат следующие принципы:

·отсутствие в торговых залах «мертвых зон»;

·максимальное увеличение «горячих зон»;

·регулирование потока покупателей;

·функциональность «каждого квадратного метра».

Грамотная планировка торгового зала совсем не предполагает заполнение свободного пространства товаром или оборудованием. Но каждый метр должен эффективно использоваться, быть функциональным.

 

Устройство магазинов должно обеспечивать функциональные удобства и отвечать эстетическим требованиям. Для главной функциональной зоны – торгового зала, который должен занимать 60-80% всей полезной площади магазина, конкретными технологическими требованиями к устройству магазина, с точки зрения покупателя, являются свободный доступ покупателей к товарам, узлам расчета, входу и выходу.

Магазин должен отвечать также и важнейшим эргономическим требованиям: создавать условия для максимальной производительности труда, механизации технологических операций, обеспечивать комфортные условия труда, необходимые режимы хранения товаров.

 

Вопрос 2. Устройство и планировка торгового зала. Размещение торгового оборудования.

В процессе разработки проекта магазина необходимо определить габариты торгового зала. К оптимальным размерам торгового зала следует отнести квадрат или прямоугольник с соотношением сторон 1:1,5 или 1:2 и примыканием к нему по длинной стороне или по периметру помещений для хранения и подготовки товаров к продаже. Может быть и другая его конфигурация. Высота торгового зала зависит от его площади, но не менее 3,3 м.

Оптимальными габаритами являются такие, где покупательские и грузовые потоки являются наикратчайшими. Менее удобна вытянутая форма торгового зала. В этом случае удлиняются грузопотоки, затруднена расстановка торгового оборудования, снижается эффективность использования торговой площади.

При размещении товарных секций (отделов) рекомендуется учитывать частоту спроса и приближать отделы, торгующие товарами повседневного спроса, к основным потокам покупателей.

Товары, требующие длительного времени и специальных условий для отбора покупателями (технически сложные и др.), целесообразно располагать в стороне от основных интенсивных потоков.

Всю площадь торгового зала можно условно разделить на:


установочную площадь;

демонстрационную площадь;
площадь проходов для покупателей и перемещения товаров;
площадь рабочих мест обслуживающего персонала;
площадь контрольно-кассового узла.


Установочная площадь включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием.

Экспозиционная (демонстрационная площадь) — это площадь для выкладки товаров. К экспозиционной площади относится и площадь, которая занята основаниями крупногабаритных товаров. Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании.

Площадь узлов расчета включает площади для установки кассовых кабин, столов упаковки, проходов между ними. Площадь для расчетного узла должна составлять не более 15% площади торгового зала.

В магазинах самообслуживания под установочную площадь обычно отводится примерно 30 % всей площади торгового зала.
Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле:


Ку=Sy/Sт.з, ,
где Ку - коэффициент установочной площади;

Sт.з.- площадь торгового зала;

Sy - установочная площадь магазина, м2;


Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.
Однако следует учесть, что этот показатель может изменяться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем меньше доля установочной площади) и от его специализации.
Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.
 Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади.

Его рассчитывают по следующей формуле:


Кэксп=Sэксп/Sт.з,

,
где Кэксп - коэффициент экспозиционной площади торгового зала;

Sэксп - экспозиционная площадь магазина;

Sт.з. -площадь торгового зала.


Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки оборудования. Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7-0,8.
Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями.
Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализации магазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные прилавки и подобное холодильное оборудование, в магазинах, торгующих крупногабаритными товарами, и т.д.
Для свободного перемещения товаров и покупателей часть торгового зала магазина самообслуживания отводится под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определяется строительными нормами и правилами, однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока.

Расстановка оборудования в торговом зале должна способствовать эффективному использованию торговой площади, создавать максимум удобств для показа и отбора товаров покупателями. Используют следующие основные формы размещения оборудования в торговом зале: линейную (продольную и поперечную); боксовую; выставочную, смешанную.

Линейная планировка позволяет формировать желаемые направления потоков покупателей, проектировать единый узел расчета, создать лучшие условия для выкладки и отбора товара, а также просмотра торгового зала. При ширине торгового зала до 12 м целесообразно применять линейную планировку с продольной расстановкой оборудования, от 12 до 24 м – с поперечным размещением.

Если в торговом зале есть несущие колонны, их следует «вписывать» в линии оборудования, чтобы они не мешали движению.

Боксовая планировка торгового зала используется в том случае, если возникает необходимость выделить секции (отделы) в магазинах с относительно большой торговой площадью. При этом в каждом боксе проектируется самостоятельный узел расчета. Такая планировка менее эффективна по сравнению с линейной.

Выставочная планировка целесообразна в том случае, когда требуется представить покупателю для осмотра и выбора предлагаемые к продаже образцы товаров, как правило, тканей, крупногабаритных и других товаров. Проектирование выставочных помещений имеет свои особенности. Главная задача – показать товар, обратит внимание на все его преимущества.

Смешанная планировка используется, как правило, в крупных магазинах, с широким торговым залом (более 24 м), торгующих товарами, требующими различных условий продажи. В таком случае возникает необходимость сочетать линейную, боксовую, выставочную части помещения. Иногда возникает необходимость проектировать размещение рабочих мест продавцов в виде отдельных островков. Это позволяет создать необходимые условия торговли для каждой товарной группы с учетом их специфики.

Определяя планировочное решение торгового зала, следует учитывать метод продажи товаров и виды услуг, оказываемых покупателям.

Вопрос 3. Организация узлов расчета.

В магазинах самообслуживания количество кассовых кабин (рабочих мест контролеров-кассиров) определяется в зависимости от торговой площади: в продовольственных магазинах на каждые 80-100 м2 площади торгового зала предусматривается одно рабочее место кассира-контролера; в непродовольственных магазинах такие места оборудуются на каждые 140-160 м2. Планировка узлов расчета должна обеспечивать беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться таким образом, чтобы поток покупателей проходил слева от рабочих мест кассиров. При организации единого узла расчета необходимо предусматривать применение совмещенной системы «вход-выход». Помимо кассовых кабин, для устройства узлов расчета используют столы для упаковки товара, оборудование для хранения личных вещей покупателей.

В торговле используют следующие способы организации узлов расчёта:

· Централизованный;

· Децентрализованный;

· Тандемный.

При централизованной организации узлов расчёта кассовые кабины устанавливают на выходе из торгового зала. Используют при продаже товаров методом самообслуживания. Этот способ наиболее эффективен так как он:

1. Сокращает время на расчёты,

2. Увеличивает пропускную способность магазина,

3. Увеличивает товарооборот,

4. Сокращает время пребывания покупателя в магазине,

5. Повышает культуру обслуживания

Децентрализованная организация узлов расчёта предполагает установление кассового аппарата в каждом отделе или секции. Используется при продаже через прилавок или при боксовой планировке магазина. Такая организация узлов расчета замедляет процесс обслуживания и часто способствует возникновению конфликтных ситуаций.

Тандемный метод предполагает, что один кассир сканирует покупку, а второй производит расчет с покупателем. Используется мелкооптовыми магазинами с целью ускорения процесса расчетов.

Если магазином оказываются дополнительные услуги, при планировке это необходимо учитывать.

Кафетерии, столы заказов следует располагать с внешней стороны расчетного узла относительно торгового зала.

Для оказания покупателям дополнительных услуг по подгонке готового платья, растяжке головных уборов, раскрою тканей, гравировке, для музыкальных записей и др. должны быть предусмотрены специальные площади. Они могут примыкать к соответствующему отделу в торговом зале или может быть выделена специальная зона для оказания услуг. Важно, чтобы покупателям были созданы необходимые условия для получения услуг, и эти зоны целесообразно размещать в стороне от основных покупательских потоков и товарно-материальных ценностей магазина.

Тема 10. Современный дизайн, его направления, особенности

 

Для того, чтобы магазин не затерялся среди множества ему подобных, он должен обладать неповторимым обликом, которого можно добиться за счет оформления внутреннего и внешнего интерьера с применением современных технологий. Подчеркнуть индивидуальность магазина, даже построенного по типовому проекту и применяющего типовое оборудование можно, используя творческий подход к созданию его интерьера.

Интерьер – это внутреннее пространство здания, его убранство и оформление отдельных помещений.

Успешное функционирование торгового предприятия зависит также от использования элементов фирменности в оформлении, что создает фирменный стиль магазина. Фирменный стиль создается путем использования единых принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для рекламы, деловых бумаг, ценников, указателей, пактов, вывески торгового зала и т.д.

Составляющие фирменного стиля: товарный знак, цвет, логотип (особое начертание названия магазина), рекламный слоган, рекламный персонаж.

Основные задачи интерьера магазина:

- обеспечить показ товаров;

- обеспечить удобство приобретения товаров;

- создать имидж торговому предприятию;

- привлечь внимание покупателей;

- создать комфортность работы торгового персонала.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 391.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...