Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Религиозные культы, относящиеся к Нью-Эйдж.




Апокалиптические культы.

Уфологические религиозные культы.

Деление нетрадиционных религий на эти группы несколько условно, так как в содержательной части вероучений

и культовой деятельности между ними нет жестких границ. Неохристианские вероисповедания используют многие элементы восточных учений и культовой практики, при обосновании вероучения широко используется наукообразная фразеология. В свою очередь, ориенталистские культы пытаются найти опору в христианском сознании, использовать знакомые для европейцев и американцев христианские образы и понятия. В основе новых религиозных объединений лежит связь с той или иной культурной традицией. Одни из них тяготеют к Западу, другие – к Востоку, третьи – коренятся в российской почве. Специфичны они и по своей идейной направленности, по характеру функционирования духовных явлений. Одни могут быть с той или иной степенью определенности отнесены к мистико-экстатическим культам, другие – к «рационалистическим», паранаучным.

По типу организации выделяются движения, имеющие централизованную структуру, четкую иерархию, где власть духовных харизматических лидеров имеет авторитарный характер. В других имеется значительная свобода для индивидуальной инициативы и самовыражения рядовых членов организации. Не каждое из новых религиозных движений, сочетая свойства различных типов, поддается однозначной классификации.

Все деструктивные религиозные организации скрывают свою истинную природу и цели от потенциальных или новообращенных адептов. Они часто и широко пользуются обманными методами для вербовки и привлечения новых членов. У деструктивных религиозных организаций есть определенные характеристики, которые отличают их от других групп, не до такой степени манипулирующих сознанием своих членов. В организациях могут быть представлены все они или их значительная часть: Члены беззаветно преданно служат лидеру группы и не подвергают сомнению ни одно его слово или действие.

Решения относительно того, как члены должны мыслить, действовать или чувствовать, принимаются руководством группы: члены должны получать разрешение, чтобы пойти на свидание, переменить работу или вступить в брак; существуют правила, определяющие, как одеваться, каким образом воспитывать детей, где жить, и так далее. Группа уделяет чрезвычайное внимание тому, как добыть побольше денег. Определенные приемы, например, сбор средств для фальшивой благотворительности, оправдываются как методы для достижения высших целей. Лидер группы ни перед кем не несет ответственности ни за что и не подвластен никаким властям или авторитетам. Члены часто порывают связи с семьей, близкими и друзьями; они отказываются от целей жизни и личных интересов, которые были у них до того, как они были завербованы в группу. Руководство группы поощряет адептов, чтобы они жили совместно с другими адептами и общались только с ними, а зачастую и требует этого от них. Вопросы, сомнения и недовольство искореняются или даже наказываются. Для подавления сомнений относительно группы и ее лидера используются отупляющие разум приемы (произнесение мантры, говорение языками, обличение отдельных «виновных» членов в присутствии всего собрания и так далее).

 

Аттеизм и свободомыслие в современной культуре. Классификация 7 типов свободомыслия. Гарантированный Конституцией РФ светский характер российского государства и системы образования.

Атеизм как разновидность Свободомыслия. Направления Свободомыслия

       Атеизм в классическом его понимании – это научно материалистическое мировоззрение, система взглядов и ценностных установок, отвергающих религиозные представления и утверждающих самодостаточность и самоценность природы и человека.В социалистическом обществе была предпринята попытка придать атеизму институциональный характер в форме так называемого «государственного атеизма», построить на базе науч-

ногопозитивистского мировоззрения – политическуюидеологию. Эта попытка была реализована в виде использования инструментов государства против враждебной социализму «религиозной идеологии» и религиозных организаций. Антирелигиозная компания, осуществляемая государственными органами, политическими и общественными организациями приводила к разрушению культовых памятников, храмов, мечетей, синагог, многочисленным репрессиям священнослужителей и рядовых верующих. Понимание атеизма как одной из возможных мировоззренческих позиций, которая находит свое отражение и выражение в различных сферах общественного сознания, в том числе и в духовной культуре, позволяет различить атеизм как мировоззрение от построенных на базе его идеологий – в том числе «научного атеизма».

Отсюда можно сделать вывод, что атеизм является этапом развития не секуляризации, а, условно говоря, свободо-

мыслия. Атеизм – это одна из ступеней в развитии свободомыслия. Свободомыслиев нашем определении в данном случае – это мировоззренческая установка, утверждающая независимость человека от религии и церкви, в решении общественных и личных проблем.

Свободомыслие как определенная мировоззренческая установка является элементом не только индивидуального, но и общественного сознания. В этом качестве оно является формой духовной культуры человечества, которая развивалась в течение довольно длительного исторического периода и проявлялась в многообразных формах. Религиоведы выделяют следующие несколько разновидностей свободомыслия в европейской культуре: богоборчество, скептицизм, антиклерикализм (в том числе либеральный), индифферентизм, нигилизм, атеизм, агностицизм («академический атеизм»).

1. Богоборчествокак правило выражается в чувстве протеста против Бога, создавшего этот, как это кажется богоборцу, несправедливый и жестокий мир. Богоборчество тесно связано со скептицизмом. Скептицизм проявляется в сомнении истинности вероучения в целом или некоторых его положений. Критика религии с позиций скептицизма обнаруживается уже в Древнем мире. Он выступает как сомнение в существовании

богов и других мифологических образов, действенности религиозных обрядов. В Древней Греции такое сомнение наиболее ясно выражали философы Ксенофан, Кратил, Эпикур. В Средние века этот скептицизм больше проявляется в фольклоре и художественной литературе. В эпоху Возрождения скептицизм получает философское обоснование в трудах Ш. Монтеня. В Новое время идеи скептицизма развивали П. Бейль и Д. Юм. В наше время скептицизм в отношении религиозного вероучения является одной из распространенных характеристик индивидуального сознания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...