Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Новые религиозные движения и деструктивные религиозные организации. Классификация и особенности.




В последние десятилетия во всем мире, и в том числе в России, особенно после распада СССР, появилось значительное число религиозных движений, организаций, культов, которые в зарубежной и в нашей, отече-

ственной, литературе и в СМИ называются по-разному: нетрадиционными религиями, движением Нью Эйдж, тоталитарными сектами, деструктивными культами… В зарубежной и частично в отечественной религиоведческой литературе для всего этого явления, всей совокупности этих разноречивых течений, организаций, ассоциаций, движений, сект и культов принято название новые религиозные движения (далее – НРД). Численность их последователей, во многом благодаря особым методам вербовки и работы с вовлекаемыми в них людьми(об этих методах будет сказано ниже) быстро растет, в том числе и в России, где их сейчас по экспертным оценкам от 5% до 10% от общей численности населения… Только в России за последние годы разных видов НРД официально зарегистрировалось как религиозные организации более 350, при этом большинство не регистрировалось, и общая численность их, безусловно, в несколько раз больше. Хотя все же не

все движения этой религиозно-мистической волны носят деструктивный характер и не все существуют достаточно долго (многие распадаются, исчезают, или превращаются в чисто коммерческие организации, или формализуются, напомная обычные религиозные организации), тем не менее, значительная часть их продолжает активно действовать и расширяться, а главное, и в России и в остальном мире постоянно образуются новые НРД.

Комплекс причин, породивший к жизни новые религиозные движения, довольно сложен. Это и цивилизационно-

культурный сдвиг в развитых странах, связанный с переходом к постиндустриальной цивилизации, и последствия резко увеличившейся информационной и психической нагрузки на личность в современном мире в целом, и глубокий кризис традиционных систем мировых религий в этом усложнившемся мире в целом, их трудности в обращении к современному высокообразованному обывателю цивилизации потребления, а для России еще к тому же – и потеря значительной частью населения прежних духовных, идеологических и нравственных принципов советского периода и образовавшийся в обществе идеологический вакуум.

Такая классификация помогает сориентироваться в калейдоскопе новых культов, подчеркивает их отличительные,

характерные черты, типичными для которых могут быть: изменение концепции Бога либо подмена понятия Бога понятием Абсолюта; изменение концепции человека, что проявляется в переходе от идеи изначальной греховности, связанной с чувством вины, покаяния, самоуничижения, к идеям о потенциальном величии человека, вплоть до утверждения его изначально божественной сути; изменение концепции спасения, где на

смену абстрактному утешению вероятным загробным воздаянием приходит обращение к практическим, прикладным конкретным методикам изменения сознания, психического состояния личности, дающим реальное чувство облегчения и успокоения немедленно, здесь и сейчас.

Говоря о наиболее опасных для человека и общества организациях и движениях среди новых религиозных движений (а таких среди них много), можно выделить по организационному признаку два их типа и один к ним близкий: Это харизматические культы, деструктивные религиозные организации и близкие к ним коммерческие по методам вербовки и воздействия на сознание, по внутренней структуре коммерческие культы, чье основное отличие в том, что они не являются религиозными организациями, и даже для маскировки ничего не говорят в своей доктрине о сверхъестественном.

Чтобы подробнее определить их особенности, необходимо вернуться к иххарактеристикамв таблице типов религиозных организаций, приведенным в теме 5.

1. Источник членства в харизматическом культе и деструктивной религиозной организации – вербовка преимуще-

ственно взрослых, причем в момент стресса или эмоционального кризиса, при этом культ часто, а деструктивная религиозная организация почти всегда применяет обманную вербовку («эзотерический разрыв»).

2. Харизматический культ не признает государства, или агрессивен по отношению к нему, чаще всего к другим религиям, а к членству своих людей в светских организациях относится лояльно тогда, когда лидерам культа это выгодно экономчески, политически, ради доступа к власти и защиты от антикультистских организаций и светского суда, по пропагандистским и иным соображениям. Деструктивная религиозная организация относится к этому аналогично, но в более крайн формах враждебна к государству и другим религиям.

3.Тип руководства и в культе и в деструктивной религиозной организации изначально – харизматический лидер.

(Позже в деструктивной религиозной организации его могут сменить ближайшие помощники).

4.Тип вероучения – новые принципы и откровения, данные только лидеру свыше, – основа вероучения, отношение и к Священному Писанию и к Священному Преданию мировых религий в харизматическом культе и деструктивной организации таково, что часто отрицается или подвергается редактированию, уравнивается с откровениями лидера или заменяется ими не только Предание, но и Писание. Только лидер имеет прямую связь с Высшими силами, только у него знание всей Истины, он безгрешен и он один знает, что делать и как спасти души.

5. Вовлеченность членов и в харизматическом культе и в деструктивной религиозной организации максимальна, при этом широко используются методы скрытого воздействия на сознание адептов, психологического манипулирования и контроля и перестройки их сознания и мировоззрения без их воли и осознанного согласия и понимания. При этом контроль участия максимален, участие во всех обрядах и службах обязательно, под контролем стараются держать мысли и личную жизнь адептов, обязанных часто отчитываться о всех поступках

и мыслях за день, характерна групповая ответственность всех за грехи (и попытку ухода в том числе) каждого члена организации, вовлеченность максимальная, выход из обоих типов организаций после длительного нахождения среди действующих верующих (а не сочувствующих и заинтересованных из только что пришедших) почти невозможен.

6.Тип религиозного действия – обряды и ритуалы собственной разработки с крайне высокой эмоциональностью, причем в процессе коллективных обрядов психика и психофизиология организмов участников перестраивается так, что обеспечивает в процессе каждого массового богослужения массовый вброс в кровь каждого участника эндорфинов (так называемые «гормоны счастья», выделяются при поцелуе, при оргазме и т. д.), что фактически через год (или ранее, зависит от частоты и интенсивности проведения) регулярного участия в таких обрядах и ритуалах превращает человека в т.н. «эндорфинового наркомана», чей организм привык регулярно получать этот естественный гормональный наркотик, но вырабатывает его для себя только при обрядах, в результате при попытке перестать участвовать в обрядах кроме психологических эффектов и коллективного воздействия органи-

зации, не желающей отпускать адепта, включается еще и физиологический механизм зависимости от обрядов, полностью аналогичный наркотической «ломке».

7. Тип социальных связей в харизматическом культе – сильные вертикальные при более слабых горизонтальных, графическое выражение – пирамида, замкнутая только на личность лидера, поэтому при удалении лидера культ либо трансформируется в другой тип организации (секту, деноминацию, деструктивную организацию), либо исчезает.

В деструктивной религиозной организации все по-другому. Там сильные вертикальные связи замкнуты не только на лидера, но и на его ближайших сподвижников, и горизонтальные связи между адептами изначально более сильны, чем в культе, поэтому при устранении лидера деструктивная религиозная организация, в отличие от харизматического культа, не распадается, а либо выдвигает нового лидера, либо остается усеченной пирамидой со связями, замкнутыми на совет его ближайших помощников.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 336.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...