Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Начало смотрите в вопросе 34.
Хариджиты (от арабского хараджи — вышедший, восставший) образовали самостоятельное течение в конце VII в. Они выступали за равенство всех мусульман, независимо от происхождения и цвета кожи. В традиционном исламе утверждалось, что главой религиозной общины халифом может стать только родственник Мухаммеда, его потомок по той или иной линии родства. По учению хараджитов главой религиозной общины халифом может быть любой последователь ислама, избранный данной общиной. Община же имеет право сместить любого неугодного халифа. Уже в середине VIII века хараджиты потеряли свое влияние. В настоящее время существует одна хариджитская община — ибадиты (в Аммане и некоторых районах Африки). Большую часть современных последователей ислама составляют сунниты и шииты. Суннизм является самым крупным направлением в исламе. Почти 90% мусульман являются сторонниками суннизма. Разделение ислама на суннизм и шиизм также произошло в конце VII в. Хариджитыпоявились во времена первых крупных арабских завоеваний и обострения социальных и политических противоречий в мусульманском государстве. Как уже упоминалось, после убийства третьего праведного халифа Османа в 656 году, принадлежащего к богатейшему и крупнейшему роду Омейядов, халифом был объявлен Али, против которого боролся ставленник Омеядов наместник Сирии Муавия. Его обвинения Али в пособничестве убийству Османа и отказ Али от права на власть привели к войне. Во время сражения на реке Евфрат Али дал согласие на приостановку сражения и решение вопроса о преемстве власти с помощью третейского суда, что вызвало гнев в войсках Али. Значительная часть его сторонников (почти 12 тысяч) отделилась от его войска и отказалась от дальнейшей поддержики Али. Вышедших воинов, бывших сторонников Али, назвали хариджитами (вышедшими, отступившими). Хариджиты представляли собой самую раннюю религиозную группировку в истории ислама. В религиозном плане хариджиты выступали за чистоту ислама и строгого следования обрядности. Первый раскол в исламе назревал давно, сражение послужило лишь поводом для открытого выступления оппозиционеров. Хариджиты оказались радикалами. Они избрали своего халифа и об'явили о низложении Али и Муавии. В дальнейшем Али был убит подосланным хариджитом. В борьбе за власть хариджиты считали, что халиф должен получать верховную власть от общины только путем выборов. Халиф должен быть главным уполномоченным лицом общины и военным предводителем. Если халиф не отвечает своему назначению, его необходимо свергнуть или убить. По мнению хариджитов стать халифом может любой мусульманин независимо от социального положения, происхождения и этнической принадлежности. Главными требованиями к претендету на власть в государстве были твердая приверженность к Корану и Сунне, справедливое отношение к членам мусульманской общины и способность отстаивать ее интересы, если понадобиться, вооруженным путем. Законными халифами хариджиты считали Абу Бакра и Омара. Однако вскоре хариджистское движение стало дробиться на мелкие группировки, что ослабляло его силы, но мощные выступления хариджитов против центральной власти, подорвали стабильность положения в Халифате. Прочные позиции у хариджитов были в Иране, Ираке, Северной Африке и Аравии. С X века движение хариджитов почти прекратилось. Появление шиитов также связано с борьбой за власть среди мусульман. Шиитское направление в исламе объединяет мусульман, признающих единственными преемниками Пророка Мухаммада четвертого праведного халифа Али и его потомков. В шиизме (от ар. шиа – группировка, партия) имеется множество сект и направлений. Политическое течение шиат (партия Али) зародилось в период правления халифа Османа. Шииты считали, что претенденом на верховную власть в Халифате является Али, так как он был двоюродным братом Пророка, женат на его дочери Фатиме и обладает важными для халифа личными качествами. Он храбр, набожен, искренний и щепетильный в вопросах морали. После трагической гибели Али его сторонники выступили за сохранение его потомками исключительных прав на верховество в исламском государстве. Смерть Али, умершего от ран после покушения, а также смерть его сына Хусейна, убитого под Кербелой в 680 году способствовали превращению шиизма в религиозное течение. Шииты, как и сунниты, считают Сунну вторым после Корана источником мусульманского вероучения. Однако в отличие от последователей суннизма шииты считают главными авторитетами четвертого халифа Али, его ближайших соратников и имамов из рода Али. Свои священные предания они называют «Ахбар» – известия, сообщения. Весьма важной для шиитов является идея величия страданий за веру, воплощенной в трагической судьбе некоторых шиитских имамов, начиная с Али и его сына Хусейна. Города Неджеф, где по преданию похоронен Али, и Кербела (Ирак), где находится мечеть, воздвигнутая по предполагаемом месте захоронения Хусайна, которого они считают величайшим мучеником, являются святынями шиитов и местами паломничества.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 301. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |