Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Борьба за независимость (ХШ-ХУ1 вв.)




В 1222 г. в регионе появляются войска монгольской империи Чингизидов. Разгром алано-половецкйх войск, а затем русских княжеств привел к перекройке этнической карты Юга России. Значительно возросла роль кочевых степных народов; половцы, отступив под натиском монго­лов в горы, по мнению многих ученых приняли участие в формировании карачаевцев и балкарцев, кумыков.

Современный Юг России вошел в состав улуса Джуди, точнее, его части, известной в русских источниках как Золотая Орда, и державы Хулагидов. Горцы Северо-Вос­точного и Центрального Кавказа в результате героичес­кой борьбы смогли не допустить установления длительно­го контроля Орды над своей территорией. Нашествие при­вело к огромным разрушениям, к регрессу некоторых сфер культуры местных народов. Золотая Орда, занимавшая степи и предгорья от Каспийского до Азовского и Черного морей, отрезала северокавказские равнины от Закавказья, которое вошло в состав другого государства Чингизидов-Хулагидов. В то же время в регион оказались перемещены ремесленники и торговцы из завоеванных монголами стран. Прослеживается появление в регионе армян, греков, евре­ев, славян и др. Здесь были расположены крупные эконо­мически и культурно развитые города Орды. На Северо-Западном Кавказе и Приазовье возникают генуэзские ко­лонии, которые постепенно прокладывают пути в Дагес­тан и Центральный Кавказ. В Тане (Азов), Ману, Матреге, Копе и других колониях население было полиэтничным. Колонии оказывали влияние на социально-экономическое и культурное развитие окружающих народов, но также организовали интенсивную работорговлю. Через тер­риторию Орды потянулись караванные и транзитные пути, которые не только связывали местные народы с городами Золотой Орды, но и со Средней Азией, Русскими землями, Ираном, Китаем, Индией.

Бурные события ХШ-ХУ вв. вновь коренным образом меняют этнополитическую карту Северного Кавказа и Ниж­него Поволжья. Распалась Алания и другие государственные образования, возникают новые. В Дагестане на месте распавшихся «царств» возникают новые владения и со­юзы сельских обществ — майсумство Табасаранское, уцмийство Кайтагское, нуцальство Аварское, шамхальство, Тюменское княжество. Дербент и часть Южного Дагестана вошли в состав государства ширваншахов. В письменных источниках фиксируются этнонимы «черкесы» или «адыго», а также названия карачаево-балкарских, осетинских, чеченских и ингушских обществ.

После Куликовской битвы (1380 г.) и сокрушительных походов среднеазиатского эмира Тимура происходит рас­пад Золотой Орды. На территории региона возникает Аст­раханское ханство, сюда перекочевывает Ногайская Орда, в результате смешения местных насельников с русскими переселенцами начинает складываться донское, волжское и терско-гребенское казачество. Влияние на развитие ре­гиона оказывало Казанское ханство, и особенно Крымское, которые, наряду с набегами на многочисленные адыгские племена, работорговлей, принимают участие в этнической истории, консолидации адыгов и других местных народов. В ХУ1-ХУП вв. разворачивается борьба Османской им­перии, ее вассала — Крымского ханства с шахским Ира­ном за обладание Кавказом и Прикаспием. В этот период складываются крупные этнополитические объединения, идет процесс консолидации народностей, основы которых были заложены в предыдущее время. В то же время про­исходят массовые миграции местных народов, как резуль­тат внешних агрессий и междоусобиц. В Приазовье, При­черноморье, Предкавказье перемещаются ногайцы, армя­не и туркмены из Мангышлака. В ХУ1-ХУП вв. в регионе доминировали Кабарга и Шамхальство, постоянно конку­рировавшие друг с другом.

До присоединения к России местный политогенез, куль­тура испытывали сильное влияние Османской империи, Ирана. В XVI в. активизируется политика на Северном Кавказе и в Прикаспии Московского царства. После похо­дов Ивана IV было присоединено Астраханское ханство (1556 г.), зарождается астраханское казачество. В Москве появляются посольства северокавказских владетелей и вольных обществ, которые на протяжении XVI—XVII вв. устанавливают с Россией взаимовыгодные союзно-вассальные отношения для противостояния набегам войск крым­ского хана и персидского шаха. В связи с этим на Север­ном Кавказе начинается строительство русских городов и крепостей, которые становятся центрами обмена хозяй­ственными и культурными достижениями, политического влияния России в регионе. Постоянно растет приток рус­ских колонистов в Предкавказье и прикаспийские облас­ти. В 1589 г. был основан г. Царицын (современный Вол­гоград). С 1609 г. начинается присоединение к России калмыков. Во второй половине XVII в. им были предо­ставлены кочевья от Астрахани до Царицына, а также в придонских степях и на Тереке. Военные отряды народов региона участвовали в изгнании иноземных захватчиков и прекращении Смуты начала XVII в.

Походы Петра I на Азов (1695, 1696 гг.) и на Каспий (1722 г.) положили начало установлению на Северном Кавказе российской администрации и присоединению ре­гиона в целом. Казачество Юга России теряет свой «воль­ный статус» и постепенно превращается в военно-служи­лое сословие. С 20-х гг. ХУШ в. активизируется прави­тельственная колонизация Северного Кавказа, активную роль в которой играли казаки.

Во второй половине ХУШ в. Россия переходит к форси­рованию присоединения Северного Кавказа. Важную роль играло создание кавказских линий, которые стали одним из средств военного присоединения Кавказа к России, что привело к обострению отношений местных народов с каза­ками и российской администрацией.

В 80-е гг. ХУШ в. практически все народы Северного Кавказа признали вассальную зависимость от России, по­степенно втягивались в общероссийские процессы. Кал­мыки, татары, некоторые народы Северного Кавказа при­няли участие в ХУП-ХУШ вв. в казачье-крестьянских восстаниях под руководством Степана Разина и Емельяна Пугачева и др. Экспедиции российских войск и установле­ние российских порядков приводили к восстаниям гор­ских народов, крупнейшим из которых было восстание шейха Мансура (Ушурма), и первому опыту создания ис­ламского северокавказского государства (1785—1791 гг.). В 1785 г. по инициативе генерала П.С. Потемкина в составе Кавказской и Астраханской областей было созда­но Кавказское наместничество с центром в Екатеринограде с задачей присоединения Кавказа и проведения админи­стративных, политических, экономических и культурных преобразований. Однако на рубеже ХУШ-Х1Х вв. Павел I меняет методы российской политики на Кавказе. Он отка­зывается от форсирования присоединения Кавказа к Рос­сии, пытается создать дружественную России федерацию кав­казских государств и политических образований. В 1790 г. наместничество было' преобразовано в Астраханскую гу­бернию. Аналогичную политику в начале царствования пытался проводить Александр I. В 1802 г. из Астрахан­ской губернии была выделена Кавказская губерния в со­ставе пяти уездов (Кизлярский, Моздокский, Георгиев­ский, Александровский и Ставропольский). Ее центром стал Георгиевск - резиденция инспектора Кавказской линии и управляющего Грузией, которому подчинялись губернато­ры и управляющие гражданской частью Кавказской, Аст­раханской губерний и Закавказья.

После Отечественной войны 1812 г. политика присое­динения Кавказа к России активизируется, что приводит к новому обострению отношений Российской империи с большей частью народов Северного Кавказа, что выли­лось в Кавказскую войну (1818-1864 гг.). Военные дей­ствия на Северном Кавказе создали благоприятную обста­новку для активного распространения ислама, который, в форме суфизма, стал идеологией народно-освободительно­го движения, получившей в литературе название «кавказ­ского мюридизма». В 1834-1859 гг. Шамилем было со­здано объединенное государство горцев Чечни и Дагестана (Имамат), которое установило связи с адыгами Северо-Западного Кавказа. Россия также активизирует христиан­ское миссионерство, в 1842 г. была учреждена Кавказская епархия. Неудачи в начальный период Кавказской войны привели к созданию в 1833 г. секретного Кавказского ко­митета, а в 1844 г. - Кавказского наместничества с обо­собленной системой управления. Наместник получал неограниченные полномочия: во всех областях управления он имел права соответствующих министерств. Дела, пре­вышавшие компетенцию министра, наместник разрешал с санкции царя или Кавказского комитета. Решения рос­сийских министров действовали на Кавказе только с санк­ции наместника. Кавказская война завершилась в 1864 г. присоединением Кавказа к России. Поражение в Кавказ­ской войне, губительные эпидемии в I половине XIX в., переселение сотен тысяч горцев в Османскую империю при­вели к этнокультурной и демографической катастрофе местных северокавказских народов, серьезным природно-ландшафтным изменениям и тяжелым экологическим по­следствиям. В результате процессов, нарушивших есте­ственное развитие горских и степных народов, сложилась новая этнодемографическая ситуация и усилилось черес­полосное проживание народов Северного Кавказа.

В то же время даже в условиях военных действий хозяй­ственное и культурное взаимодействие между народами Юга России не прекращалось. В конце XVIII - первой половине XIX в. появляются первые просветители народов Северно­го Кавказа, Дона и Нижнего Поволжья (Хан-Гирей, Шора Ногмов, Иван Ялгузидзе и др.). Присоединение к России привело к запрещению работорговли и освобождению ра­бов, крепостных крестьян, прекращению постоянных меж­доусобиц и набегов внешних врагов. В XVIII—XIX вв. было основано большинство городов Юга России, через которые транслировались модернизационные процессы и русская культура. Аграрная, судебная и административная рефор­мы 60—80-х гг. XIX в. при всей их половинчатости, из­держках и противоречиях сыграли положительную роль в развитии народов края, создали предпосылки для интег­рации их в социокультурную систему России.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 419.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...