![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Юг России в древности: на пороге цивилизации
Азово-Черноморско-Каспийский регион - одна из областей первичного заселения территории России древнейшим человеком, область сапиентации, т.е. формирования человека современного вида. Археологические исследования последних десятилетий относят процесс заселения Северного Кавказа и Юга России к Арельской эпохе нижнего палеолита (500-800 тыс. лет назад), т.е. к донеандертальской стадии. Регион заселялся с нагорий Передней Азии, позднее пересекаясь с миграционными потоками из степей Юго-Восточной Европы. Разнообразные формы взаимодействия аборигенов с кочевниками многие века составляли содержание этнополитической истории региона. Территория региона была одним из очагов расообразования, население входило в ареал формирования южно-европейской расы. Здесь преобладали кавкасионский, каспийский и понтийский антропологические типы. В контактных зонах происходили процессы взаимных влияний и смешивания. По мнению большинства ученых, еще в первой половине верхнего палеолита сложились кавказское языковое единство, общность археологических культур и антропологическое родство. В результате неолитической революции, перехода от присваивающего хозяйства к производящему усиливаются культурно-экономические связи Кавказа с Месопотамией, Малой Азией, Восточным Средиземноморьем и Волго-Донским междуречьем. Процессы этнической и антропологической интеграции с разными пришлыми группами приводят к распаду палеокавказской этнокультурной общности в 1У-Ш тыс. до н.э. на западную (абхазо-адыгскую), восточную (нахо-дагестанскую) и южную (картвельскую) ветви. С первой половины IV тыс. до н. э. на Кавказе начали использовать металл. Начало бронзового века на Северном Кавказе совпало с образованием в степях Евразии кочевых скотоводческих общностей. Взаимоотношения с кочевниками характеризовались как мирным процессом раз- постороннего взаимовлияния, обменными связями, так и нашествиями степняков на территорию Северного Кавказа. В эпоху ранней бронзы в местной этнической среде ассимилировались ираноязычные пришельцы из степных пространств севера и востока. Более четкими становятся хозяйственные и этнокультурные размежевания различных областей региона, что находит отражение в многочисленных археологических культурах, активно взаимодействовавших друг с другом. На Юге России, который является Меккой для археологов, сосредоточены десятки археологических культур (Майкопская, куро-араксская, дольменная, катакомбная, кубанская, прикубанская и др.). Археологические, антропологические, лингвистические комплексные исследования позволяют ставить проблемы этногенеза. В последнее десятилетие в ряде публикаций эта проблема решается упрощенно, часто политизировано. Авторы прямолинейно «доказывают» генетическое родство современных народов Юга России с создателями археологических культур и древнейшими цивилизациями Востока. Националистическая археология пытается сформировать основы этнических мифов, обосновывающих территориальные претензии и сепаратистские идеи. Современная наука очень осторожна в этнической идентификации археологических культур, предпочитая говорить о «культурно-исторических общностях», которые постоянно испытывали процессы консолидации (слияния родственных племен), ассимиляции (растворения одних племен в составе других) и интеграции (формирования общих черт в культуре в результате процессов взаимодействия). На рубеже П-1 тыс. до н.э. Юг России втягивается в общий процесс передвижения народов. В этот период складываются важнейшие коммуникации через Кавказ (Дербентский и Дарьяльским проходы, Меото-Колхидская дорога) и южнорусские степи. Северокавказские дружины участвовали в формировании союзов племен, имевших отношение к созданию Хеттского государства, Урарту и других государственных образований. В ассиро-вавилонских и греческих источниках впервые упоминаются жители Северного Причерноморья - киммерийцы («гимирри»). В первой половине I тыс. до н.э. происходит интенсивное проникновение с востока на Северный Кавказ и южнорусские степи ираноязычных племен — скифов (в их составе, возможно, были тюркские и иные этнические группы). Скифам сопутствовали сарматы Волго-Донского междуречья. Их военно-политическая активность привела к разрушению отдельных поселений, активизации миграции и разной степени синтеза материальной и духовной культуры местного населения (меото и другие племена Причерноморья, ханские племена) с формами культур ираноязычного мира. VI в. до н.э. стал временем древнегреческой колонизации Северного Причерноморья. Античные авторы упоминают свыше 30 возникших в разное время греческих городов и эмпирий, наиболее значительными из которых были Пантикапей и Фанагория. В V в. до н.э. скифо-меотские племена вошли в состав Боспорского царства, под влиянием которого, по мнению некоторых исследователей, у синодов — предков адыгов, возникает государство Синдика. В результате тесного экономического и политического взаимодействия складывается и культурное взаимодействие греков и синдо-меотов: распространение привозных вещей, заимствование приемов градостроительства, синкретизация религиозных культов, заимствование мифологических сюжетов. В последние два века до н.э. Северный Кавказ и южнорусские степи испытали мощный натиск ираноязычных племен, что еще более усилило иранизацию народов Северного Кавказа и синкретизацию культуры местных народов при доминировании автохтонных культур. Значительная часть Южного Дагестана на рубеже П-1 вв. до н.э. входила в состав Кавказской Албании. С Албанией связано распространение христианства и албанской письменности. Народы Северного Кавказа были втянуты в торговые отношения с эллинистическим миром, входили в сферу влияния Рима. Важную роль в процессе культурного взаимодействия народов региона играл Великий шелковый путь — система караванных путей, связывающих Китай через Среднюю Азию и Восточный Кавказ с Передней Азией и римскими провинциями. В середине I в. н.э. на Кавказе появляется новая волна ираноязычных кочевников — аланы, которые контролировали равнинные области Каспийско-Черноморского междугорья, подступая к лесистым предгорьям Северного Кавказа и постепенно переходя к оседлости. Таким образом значительная часть современного Юга России в VI в. до н.э. - III в. н.э. составляла периферийный регион античного мира.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 850. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |