Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Юг России в древности: на пороге цивилизации




Азово-Черноморско-Каспийский регион - одна из обла­стей первичного заселения территории России древнейшим человеком, область сапиентации, т.е. формирования чело­века современного вида. Археологические исследования последних десятилетий относят процесс заселения Север­ного Кавказа и Юга России к Арельской эпохе нижнего палеолита (500-800 тыс. лет назад), т.е. к донеандертальской стадии. Регион заселялся с нагорий Передней Азии, позднее пересекаясь с миграционными потоками из степей Юго-Восточной Европы. Разнообразные формы вза­имодействия аборигенов с кочевниками многие века со­ставляли содержание этнополитической истории региона.

Территория региона была одним из очагов расообразования, население входило в ареал формирования южно­-европейской расы. Здесь преобладали кавкасионский, кас­пийский и понтийский антропологические типы. В контактных зонах происходили процессы взаимных влияний и смешивания.

По мнению большинства ученых, еще в первой полови­не верхнего палеолита сложились кавказское языковое един­ство, общность археологических культур и антропологи­ческое родство. В результате неолитической революции, перехода от присваивающего хозяйства к производящему усиливаются культурно-экономические связи Кавказа с Месопотамией, Малой Азией, Восточным Средиземномо­рьем и Волго-Донским междуречьем. Процессы этниче­ской и антропологической интеграции с разными пришлы­ми группами приводят к распаду палеокавказской этно­культурной общности в 1У-Ш тыс. до н.э. на западную (абхазо-адыгскую), восточную (нахо-дагестанскую) и юж­ную (картвельскую) ветви.

С первой половины IV тыс. до н. э. на Кавказе начали использовать металл. Начало бронзового века на Север­ном Кавказе совпало с образованием в степях Евразии ко­чевых скотоводческих общностей. Взаимоотношения с ко­чевниками характеризовались как мирным процессом раз- постороннего взаимовлияния, обменными связями, так и нашествиями степняков на территорию Северного Кавка­за. В эпоху ранней бронзы в местной этнической среде ассимилировались ираноязычные пришельцы из степных пространств севера и востока. Более четкими становятся хозяйственные и этнокультурные размежевания различ­ных областей региона, что находит отражение в много­численных археологических культурах, активно взаимо­действовавших друг с другом.

На Юге России, который является Меккой для архео­логов, сосредоточены десятки археологических культур (Майкопская, куро-араксская, дольменная, катакомбная, кубанская, прикубанская и др.). Археологические, антро­пологические, лингвистические комплексные исследования позволяют ставить проблемы этногенеза. В последнее де­сятилетие в ряде публикаций эта проблема решается уп­рощенно, часто политизировано. Авторы прямолинейно «доказывают» генетическое родство современных народов Юга России с создателями археологических культур и древ­нейшими цивилизациями Востока. Националистическая ар­хеология пытается сформировать основы этнических ми­фов, обосновывающих территориальные претензии и сепа­ратистские идеи. Современная наука очень осторожна в этнической идентификации археологических культур, пред­почитая говорить о «культурно-исторических общностях», которые постоянно испытывали процессы консолидации (слияния родственных племен), ассимиляции (растворе­ния одних племен в составе других) и интеграции (форми­рования общих черт в культуре в результате процессов взаимодействия).

На рубеже П-1 тыс. до н.э. Юг России втягивается в общий процесс передвижения народов. В этот период скла­дываются важнейшие коммуникации через Кавказ (Дер­бентский и Дарьяльским проходы, Меото-Колхидская до­рога) и южнорусские степи. Северокавказские дружины участвовали в формировании союзов племен, имевших от­ношение к созданию Хеттского государства, Урарту и дру­гих государственных образований. В ассиро-вавилонских и греческих источниках впервые упоминаются жители Се­верного Причерноморья - киммерийцы («гимирри»).

В первой половине I тыс. до н.э. происходит интенсив­ное проникновение с востока на Северный Кавказ и южно­русские степи ираноязычных племен — скифов (в их соста­ве, возможно, были тюркские и иные этнические группы). Скифам сопутствовали сарматы Волго-Донского междуре­чья. Их военно-политическая активность привела к раз­рушению отдельных поселений, активизации миграции и разной степени синтеза материальной и духовной культу­ры местного населения (меото и другие племена Причер­номорья, ханские племена) с формами культур ираноязычного мира.

VI в. до н.э. стал временем древнегреческой колониза­ции Северного Причерноморья. Античные авторы упоми­нают свыше 30 возникших в разное время греческих горо­дов и эмпирий, наиболее значительными из которых были Пантикапей и Фанагория. В V в. до н.э. скифо-меотские племена вошли в состав Боспорского царства, под влияни­ем которого, по мнению некоторых исследователей, у синодов — предков адыгов, возникает государство Синдика. В результате тесного экономического и политического взаи­модействия складывается и культурное взаимодействие гре­ков и синдо-меотов: распространение привозных вещей, заимствование приемов градостроительства, синкретизация религиозных культов, заимствование мифологических сюжетов.

В последние два века до н.э. Северный Кавказ и южно­русские степи испытали мощный натиск ираноязычных племен, что еще более усилило иранизацию народов Се­верного Кавказа и синкретизацию культуры местных на­родов при доминировании автохтонных культур.

Значительная часть Южного Дагестана на рубеже П-1 вв. до н.э. входила в состав Кавказской Албании. С Албанией связано распространение христианства и албанской пись­менности. Народы Северного Кавказа были втянуты в тор­говые отношения с эллинистическим миром, входили в сферу влияния Рима. Важную роль в процессе культурно­го взаимодействия народов региона играл Великий шелко­вый путь — система караванных путей, связывающих Ки­тай через Среднюю Азию и Восточный Кавказ с Передней Азией и римскими провинциями.

В середине I в. н.э. на Кавказе появляется новая волна ираноязычных кочевников — аланы, которые контроли­ровали равнинные области Каспийско-Черноморского междугорья, подступая к лесистым предгорьям Северного Кав­каза и постепенно переходя к оседлости. Таким образом значительная часть современного Юга России в VI в. до н.э. - III в. н.э. составляла периферийный регион антич­ного мира.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 734.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...