Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Средневековые политические образования




С IV в. н.э. важные изменения в этнополитической кар­те региона связаны с тюркоязычными народами - гуннами, болгарами, хазарами и др., оказавшими серьезное влияние на этногенез современных народов Юга России. Значитель­ная часть региона оказывалась под контролем гуннского союза (1У-У вв.), затем Великой Болгарии (VI в.), Тюрк­ского (конец VI в.) и Хазарского каганатов (УП-Х вв.).

Народы региона в этот период были втянуты в евразий­скую политику, в борьбу между Сасанидским Ираном, Ви­зантийской империей, Хазарским каганатом и Арабским, халифатом. Постоянные нашествия привели к разгрому античных городов Северо-Восточного Причерноморья, сти­мулировали миграционные процессы. В то же время в ре­гионе усиливается распространение христианства византийцами, зороастризма - иранцами, иудаизма, а с VII в. ислама. Постоянные войны привели к смещению Великого шелкового пути на севере к ставропольской возвышеннос­ти и в долину Кубани. Во второй половине I тыс. н.э. Сасаниды с помощью местных жителей превратили Дер­бент в крупный военно-стратегический, политический, культурный и экономический центр Кавказа.

В VII в. складывается земский союз, объединивший причерноморские адыгские племена, севернее - касогский, а на юге - абазгский. Центральная часть Северного Кавка­за была занята племенами нахов (предки чеченцев и ингу­шей), а также аланскими племенами, из которых в ре­зультате ассимиляционных процессов автохтонного населения и иранских пришельцев формируется этническая основа осетин. Аланское царство объединяло не только собственно алан, но и многие племена Северного Кавказа, находилось в сфере влияния Хазарского каганата. В Даге­стане складываются политические объединения, охваты­вающие территорию основных местных племен и этничес­ких групп (Лакз, Табасаран, Серир, Зерихгеран, Кайтаг,

Гумик и др.).

В X в. наступает относительная стабилизация полити­ческой жизни на Северном Кавказе и Прикаспии. К этому времени устанавливаются связи части племен Северного Кавказа и степных кочевников с восточнославянскими племенами и Русью. В арабских и персидских источниках Х-ХП вв. содержатся сведения о русских наемниках (гулемах), состоявших на службе у различных кавказских правителей, а также о походах руссов на Кавказ, Ниж­нюю Волгу, участии их в местных междоусобицах. В свою очередь, в формирующейся аристократии Киевской Руси определенную роль играли аланы, адыги, тюрки. Важное место во взаимоотношениях Руси с народами Северного Кавказа и кочевниками принадлежало Тмутараканскому княжеству, расположенному на Тамани, Восточном Кры­му и, возможно, в нижнем Прикубанье (XI в.) В то же время продолжается приток в южнорусские степи и Пред­кавказье тюркских племен: печенегов, а с середины XI в. кыпчаков (половцев), под ударами которых Тмутараканское княжество распалось. Кыпчаки вытеснили печенегов из Предкавказья и дошли до равнин Чечни и Ингушетии, приморского Дагестана, приняли участие в этногенезе ка­рачаевцев и балкарцев.

Накануне монгольского нашествия территория региона находилась в той или иной степени под влиянием Визан­тии, Ирана, Грузии, Руси. Он характеризуется источни­ками как область развитого земледелия и скотоводства, достаточно плотно населенная, с укреплениями и города­ми, вокруг которых сформировались этнополитические и государственные образования. Под влиянием Византии, Грузии распространялось христианство, а Арабского ха­лифата - арабо-мусульманская культура.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 465.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...