Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Возрастные особенности развития тонкой моторики рук.
Возраст
| Основные показатели
| 1-2 года
2-3 года
3-4 года
4-5 лет
| Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков
Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы
Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков
Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки
|
Закономерности довербального и раннего вербального развития.
Возраст
| Стадии развития
| От рождения до 8 недель
| Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие соматические реакции ребенка. В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок
| От 8 до 20 недель
| Качественное изменение крика, появление гуления и смеха. С 3 мес. развитие интонационной характеристики крика. С 12 нед. появление начального гуления. 6-8 нед. – улыбка при общении. С 15-16 нед. – смех при общении
| От 16-20 недель до 30 недель (4-7,5 мес.)
| Интенсивное развитие гуления и появление лепета. С 5-6 мес. произнесение первых слогов (сочетания губных и язычных согласных с гласными)
| От 20-30 недель до 12 мес.
| «Расцвет» лепета, каноническая вокализация. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления».
| 9-18 мес.
| Произнесение слогов разных типов и «псевдослов», не имеющих еще четкого значения.
|
Оценка понимания речи.
Возраст
| Основные показатели
| 3-6 мес.
6-10 мес.
10-12 мес.
12-14 мес.
15-20 мес.
20-24 мес.
2г.6мес. – 3 года
3-4 года
4-5 лет
| Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.
Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (Поцелуй маму. Дай ручку. Нельзя и т. п.)
Понимает названия отдельных предметов.
Показывает их на сюжетных картинках
Узнает их на картинках
Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа Покажи, кто сидит, кто спит; выполняет двухступенчатую инструкцию Пойди в кухню и принеси чашку; понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации — На чем ты сидишь?
Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а затем и без нее)
Понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной привычной ситуации. Знает названия основных цветов. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа Пойди в кухню, принеси чашку
Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом, к и т. п. Выполняет три последовательные команды. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа Картина была нарисована Машей
|
Оценка этапов довербального и начального вербального развития.
Возраст
| Основные показатели
| 1 мес.
2 мес.
3 мес.
4 мес.
5 мес.
6 мес.
7 мес.
8 мес.
9 мес.
10 мес.
11 мес.
1 год
1 год 3 мес.
1 год 9 мес.
2 года
2 года 6 мес.
3 года
| Реакция сосредоточения на речевом общении
Улыбка при общении
Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление
Дифференцированность комплекса оживления, смех
Дифференциация направления звука, певучее гуление
Лепет
Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик, звучащую игрушку.
Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба-ба, ма-ма
Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»
Ситуационное понимание обращенной речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией
Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением
Использование 3—4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом
Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста Показывает одну из частей тела, словарный запас 7—20 слов
Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов Словарный запас — около 20 слов
Показывает. 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2 слов
Адекватно использует местоимения я, ты, мне,использует предложение из 2 слов
Словарный запас до 250 слов и выше, общается предложением из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку»
|
Тема 2.1. Нарушения звуковой стороны речи.
Дизартрия.
|