Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие «управленческое решение»
Управленческое решение – результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы. Несмотря на уникальность каждого управленческого решения, можно выделить ряд ограничений, допусков и требований к его принятию. Примерами ограниченийвыполнения управленческих решений являются: недостаточность необходимых материальных ресурсов в организации или работников с определенной квалификацией, технические потребности, законы, этические соображения и т.д. Следует также иметь в виду, что при формировании информации для ряда управленческих решений необходимы допуски. Например, при маржинальном подходе при делении расходов на переменные и постоянные допускается, что затраты изменяются под влиянием одного фактора – объема (например, продаж) – и что зависимость затрат от объема является линейной. В самом общем виде можно выделить требованияк принятию решения: - оно должно принести эффект; - поставленная цель должна быть достижимой; - должно обеспечивать достижение цели с наименьшими затратами; - необходимо оказывать воздействие на управляемый объект до тех пор, пока существуют объективные факторы, его породившие; - обеспеченность всеми необходимыми ресурсами для претворения в жизнь управленческого решения.
Цикл принятия управленческих решений Хотя каждое управленческое решение является уникальным, оно подчиняется определенной логике, которую называют циклом принятия решения. Цикл принятия управленческих решений включает в себя следующие этапы: 1. Определение целей и задачей Процесс принятия управленческого решения начинается с определения целей и задач, стоящих перед предприятием. Основная цель предприятия – получение максимальных прибылей. На базе информации управленческого учета решаются: а) тактические задачи: - определение точки безубыточности; - планирование ассортимента продукции (товаров), подлежащей реализации; - определение структуры выпуска продукции с учетом лимитирующего фактора; - отказ или привлечение дополнительных заказов; - принятие решения по ценообразованию; б) задачи перспективного характера, т.е. имеющие долгосрочное стратегическое значение: - о капиталовложениях; - о реструктуризации бизнеса; - о целесообразности освоения новых видов продукции. 2. Поиск альтернативных вариантов Второй этап принятия решения заключается в поиске ряда возможных курсов действий, направленных на достижение поставленных целей. Поиск альтернативных курсов действий вызывает необходимость получить информацию об ожидаемой конъюнктуре и изменении экономической обстановки. Это самый трудный и важный этап процесса принятия решения. Когда вероятные сферы деятельности определены, администрация должна оценить возможные темпы роста показателей своей деятельности, способность организации удержать соответствующую долю рынка и осуществить приток денежной наличности для каждого альтернативного курса действий в различной экономической среде. Так как проблемы, ожидающие своего решения, существуют в изменчивой среде, необходимо рассмотреть определенные факторы, которые находятся вне контроля принимающего решение и могут оказать влияние на каждый альтернативный курс действий. Эти неуправляемые факторы называются экономической средой.Примерами таких возможных состояний экономической среды – экономической бум, высокий уровень инфляции, спад производства, усиление конкуренции и т.д. 3. Выбор оптимального курса действий из альтернативных вариантов На практике принятие решения – это сравнительная характеристика альтернативных курсов действий и выбор варианта, который в наибольшей степени отвечает целям организации. Если таковой является максимизация будущих поступлений чистых платежей, то оптимальный альтернативный курс действий следует выбирать путем сравнения прогнозов поступления денежных средств. Значит, к каждому альтернативному курсу действий должны быть применены методы анализа прироста чистых денежных поступлений (инкрементного анализа). Альтернативные варианты, дающие наибольшую величину должны быть изучены с точки зрения качественных факторов. 4. Осуществление выбранного варианта Выбранный альтернативный курс действий является отправной точкой для составления бюджета. Процесс его составления направлен на то, чтобы каждый сотрудник организации знал о своей предполагаемой роли в осуществлении решений аппарата управлению 5. Сравнение полученных и планируемых результатов и корректировка действий На последних этапах цикла принятия решения осуществляется контроль и регулирование в рамках организации. Для контроля за результатами деятельности составляется внутренняя отчетность, которая обеспечивает обратную связь для сравнения запланированных и фактических результатов. В таких случаях особое внимание уделяется показателям, которые значительно расходятся с запланированными. Это процесс – применение метода управления по отклонениям. Эффективность контроля и регулирования зависит от корректирующих действий,направленных на приведение полученных результатов в соответствие с запланированными показателями. Планы, в свою очередь, могут уточняться, если результаты не могут быть достигнуты. 6. Сбор информации для последующих решений
Классификация управленческих решений в учете В управленческом учете выделяют группы решений в зависимости от характера проблем и методов их разрешения: 1) по степени формализации проблемы управленческие решения подразделяются на хорошо структурированные, слабо структурированные и неструктурированные. 2) по методам подготовки информации управленческие решения можно сгруппировать: - по целеполаганию (тактические, стратегические и оперативные); - по периодичности возникновения (регулярные и ситуационные (проблемные)); - по предметной специализации (решения об объеме производства и продаж, выбор производственной программы, ценообразование и др.). Практика Задача 1. Метод АВС Шаг 1.Выбираются группы затрат, которые можно учесть обособленно. В нашем примере можно выделить: - затраты по заработной плате по отдельным группам работников - затраты на междугородние телефонные переговоры - 100 000 руб.; - затраты на обработку информации на электронных носителях - Шаг 2.Анализируется, чем занимается отдел. Выбираются операции, по которым можно найти адекватные базы распределения затрат, собрать аналитические группы затрат, выбрать базы распределения себестоимости операций. В отделе маркетинга можно выделить следующие операции: - таможенное оформление экспортируемой продукции; - выставление счетов покупателям; - рекламирование выпускаемой продукции. Шаг 3.Выбираем базы распределения, с помощью которых возможно отнести затраты на операции: - для распределения заработной платы - время в часах; - для распределения затрат на междугородние телефонные переговоры - время в часах; - для распределения затрат на обработку информации на электронных носителях - время работы компьютеров и прочей оргтехники в Шаг 4.На основе тестирования и интервьюирования менеджеров, проведения фотографий рабочего дня, определяется, кто из работников какими операциями занимается и сколько на это тратит времени. Результаты проведенных работ представим в табл. 1. Таблица 1. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 239. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |