Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СЛОВАРНОМ СОСТАВЕ




I. Ответьте на вопросы:

1. В чем разница между активной (устойчивой) и пассивной (подвижной) лексикой? Чем определяется принадлежность слов к активной и пассивной лексике?

2. В чем разница между активным и пассивным словарем индивида или

отдельного человеческого коллектива?

3. От чего зависит граница между активным и пассивным словарем

человека? Постоянна ли она?

4. Назовите основные причины исторических изменений в словарном составе языка.

5. Как вы понимаете непрерывность и неравномерность развития словарного состава языка?

6. Назовите типы устаревших слов.

7. Что такое неологизмы? Какими путями они возникают?

8. В чем заключается семантический способ обогащения словарного состава языка?

9. Опишите морфологический способ обогащения словарного состава языка.

10. Каковы причины и пути заимствования слов? Какова судьба заимствований?

11. Что такое варваризмы?

12. Что такое словарная калька?

13. Что такое эвфемизмы, табу?

14. Каковы причины возникновения этих явлений?

II. Выполните практические задания № 1, 2, 4.

III. Усвойте термины по данной теме: активная лексика, пассивная лексика, архаизмы, историзмы, неологизмы, варваризмы, эвфемизмы, табу, словарная калька, полукалька.

Литература

1. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. - С. 134-151.

2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. - С. 217-223.

3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание.- С. 195-209.

4. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - С. 133-146.

5. Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и

литературы 60-х годов; 70-х годов. - М., 1971-1973; 1984.

6. Словарь иностранных слов. - М., 1986.- 13-е изд.

7. Бабкин A.M., Шендецов В.В. Словарь иноязычных выражений и слов. - Л., 1981-1987.

 

Практические задания к занятию №10

1. Ниже приводятся слова, возникшие в русском языке в послереволюционную эпоху. Распределите эти слова по семантическим группам. Выделите: а) слова, которые вошли в широкое употребление, б) слова, не получившие широкого распространения; в) слова, выходящие или уже вышедшие из употребления. Значения неизвестных вам слов определите с помощью толкового словаря:

авиатор, агитка, агитпункт, агротехника, активизировать, активист, аспирантура, атомщик, бесплановость, беспризорник, бетонщик, болельщик, буржуйка, военкомат, военспец, волокитчик, всеобуч, вуз, вузовец, выдвиженец, гидростанция, громкоговоритель, губернатор, делячество, дензнак, домоуправление, дошкольник, драмкружок, дровозаготовки, единоличник, жакт, женотдел, загибщик, загсироваться, заочник, Заполярье, зверосовхоз, избач, колдоговор, колхоз, комбед, конармия, космодром, культпоход, культсбор, ликбез, политика, президент, самокритика, селькор, середняк, складировать, совнарком, совслужащий, спецовка, субботник, сухофрукты, телевидение, термоядерный, укрупнять, уравниловка, учитель, фашизм, физкультура, фининспектор, фотокарточка, химизация, хлебозавод, целинник, ширпотреб.

2. Какие из перечисленных ниже слов входят в ваш активный словарь, какие входят в ваш пассивный словарный запас, какие вам неизвестны вовсе? Значения неизвестных вам слов определите с помощью толкового словаря. Значения известных слов постарайтесь описать самостоятельно:

веретено, принцип, жерло, микроб, трапеция, эхолот, супонь, благоговение, аппликация, кокон, экзекуция, форсунка, литавры, педиатр, крона, учитель, кушанье, ноша, кузнец, номад, дистрибуция, перевод, успех, дисциплина, трансформация, восторг, харчи, блюминг, эпицентр, стремя, ихтиозавр, пудра.

3. В данных предложениях найдите устаревшие слова. Укажите, какие из них являются историзмами, а какие - архаизмами.

а) У дверей в царскую опочивальню шепотом пререкались отроки. б) Чудеса начались с того, что юнец бухнулся на колени возле царева ложа и воззрился, трепеща, на государя. Этого мгновения мальчик боялся до умопомрачения. Да и кто не страшился того лика? в) «Я тебя, злой еретик Матюша Башкин, здесь в геенну ввергну, здесь твои муки узрю». Великий государь стоял вплотную к предерзостному сыну боярскому, пронзающе глядя ему в глаза. Матвей Башкин прямо-таки ощутил, как пожирают его свирепые царские очи (Наровчатов). г) С дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне. (Пушкин). д) Получил из Ярославля известие, что у Миши родилась дщерь. (Чехов).

4. Из I тома «Толкового словаря русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова (СУ) выпишите 10 слов, имеющих помету нов, (новое). Проверьте полученные сведения по 17-томному академическому «Словарю современного литературного русского языка» (БАС). Укажите, какие слова утратили эту помету, т.е. перешли в активный состав словаря.

 

Образец:

СУ                                                         БАС

Автор спектакля - режиссер,               Пометы нет

поставивший данный

спектакль, нов.

Агит (нов. полит.) Сокращение,         Пометы нет

употребляемое в новых

сложных словах в значении агитационный,

напр.: агитбаза, агитпункт и т.д.

Агро (нов). Сокращение,                      Помета сохранена

употребляемое в новых

сложных словах в значении

 агрономический,

напр.: агропомощь, агропункт.

5. Найдите русские замены следующих иностранных слов:

индустрия, импульс, интеллектуальный, интенсивный, метаморфоза, педиатр, экспорт, импорт, фауна, флора, фармакология, география, лингвистика.

 

ЗАНЯТИЕ №11. Г Р А М М А Т И К А. МОРФЕМА. СОСТАВ СЛОВА

I.Ответьте на вопросы:

1. Что такое морфема?                                                 ,

2. Что такое корневая морфема?

3. Что такое аффиксы? Чем аффиксы отличаются от корня?

4. Назовите и определите виды аффиксов.

5. В чем различия между словообразовательными и словоизменительными аффиксами?

6. Что такое грамматическая форма слова (словоформа)?

7. Что такое грамматический показатель? Что значит «нулевой» показатель?

8. Что такое лексема?

9. Определите понятия «парадигматические отношения» и «парадигматический ряд».  

10. Что такое парадигма?

11.Как соотносятся понятия «словоформа», «парадигма» и «лексема»?

12.Что значит продуктивные и непродуктивные аффиксы?

13.Что такое основа?

14.Какие основы называются производными, какие - непроизводными?

II. Выполните практические задания № 1, 2.

III. Усвойте термины по теме: морфология, морфонология, дериватология, морфема, сегментная морфема, нулевая морфема, суперсегментная (супрасегментная) морфема, полисемная морфема, моносемная морфема, флексия, омонимия, синонимия и вариантность морфем, мультивалентные морфемы, унивалентные морфемы, реляционные морфемы, деривационные морфемы, корень, аффикс, префикс, постфикс, интерфикс, инфикс, циркумфикс, трансфикс, морф, сема, алломорф, алломорфема.

Литература

1. Баранникова Л .И. Введение в языкознание. -С. 171 -192.

2. Кодухов В.И. Введение в языкознание.- С. 232-239.

3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - С. 125-144.

4. Реформатский А. А. Введение в языковедение. - С. 264-270.

5. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. - М., 1985.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 248.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...