Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СЛОВАРНОМ СОСТАВЕ
I. Ответьте на вопросы: 1. В чем разница между активной (устойчивой) и пассивной (подвижной) лексикой? Чем определяется принадлежность слов к активной и пассивной лексике? 2. В чем разница между активным и пассивным словарем индивида или отдельного человеческого коллектива? 3. От чего зависит граница между активным и пассивным словарем человека? Постоянна ли она? 4. Назовите основные причины исторических изменений в словарном составе языка. 5. Как вы понимаете непрерывность и неравномерность развития словарного состава языка? 6. Назовите типы устаревших слов. 7. Что такое неологизмы? Какими путями они возникают? 8. В чем заключается семантический способ обогащения словарного состава языка? 9. Опишите морфологический способ обогащения словарного состава языка. 10. Каковы причины и пути заимствования слов? Какова судьба заимствований? 11. Что такое варваризмы? 12. Что такое словарная калька? 13. Что такое эвфемизмы, табу? 14. Каковы причины возникновения этих явлений? II. Выполните практические задания № 1, 2, 4. III. Усвойте термины по данной теме: активная лексика, пассивная лексика, архаизмы, историзмы, неологизмы, варваризмы, эвфемизмы, табу, словарная калька, полукалька. Литература 1. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. - С. 134-151. 2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. - С. 217-223. 3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание.- С. 195-209. 4. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - С. 133-146. 5. Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 60-х годов; 70-х годов. - М., 1971-1973; 1984. 6. Словарь иностранных слов. - М., 1986.- 13-е изд. 7. Бабкин A.M., Шендецов В.В. Словарь иноязычных выражений и слов. - Л., 1981-1987.
Практические задания к занятию №10 1. Ниже приводятся слова, возникшие в русском языке в послереволюционную эпоху. Распределите эти слова по семантическим группам. Выделите: а) слова, которые вошли в широкое употребление, б) слова, не получившие широкого распространения; в) слова, выходящие или уже вышедшие из употребления. Значения неизвестных вам слов определите с помощью толкового словаря: авиатор, агитка, агитпункт, агротехника, активизировать, активист, аспирантура, атомщик, бесплановость, беспризорник, бетонщик, болельщик, буржуйка, военкомат, военспец, волокитчик, всеобуч, вуз, вузовец, выдвиженец, гидростанция, громкоговоритель, губернатор, делячество, дензнак, домоуправление, дошкольник, драмкружок, дровозаготовки, единоличник, жакт, женотдел, загибщик, загсироваться, заочник, Заполярье, зверосовхоз, избач, колдоговор, колхоз, комбед, конармия, космодром, культпоход, культсбор, ликбез, политика, президент, самокритика, селькор, середняк, складировать, совнарком, совслужащий, спецовка, субботник, сухофрукты, телевидение, термоядерный, укрупнять, уравниловка, учитель, фашизм, физкультура, фининспектор, фотокарточка, химизация, хлебозавод, целинник, ширпотреб. 2. Какие из перечисленных ниже слов входят в ваш активный словарь, какие входят в ваш пассивный словарный запас, какие вам неизвестны вовсе? Значения неизвестных вам слов определите с помощью толкового словаря. Значения известных слов постарайтесь описать самостоятельно: веретено, принцип, жерло, микроб, трапеция, эхолот, супонь, благоговение, аппликация, кокон, экзекуция, форсунка, литавры, педиатр, крона, учитель, кушанье, ноша, кузнец, номад, дистрибуция, перевод, успех, дисциплина, трансформация, восторг, харчи, блюминг, эпицентр, стремя, ихтиозавр, пудра. 3. В данных предложениях найдите устаревшие слова. Укажите, какие из них являются историзмами, а какие - архаизмами. а) У дверей в царскую опочивальню шепотом пререкались отроки. б) Чудеса начались с того, что юнец бухнулся на колени возле царева ложа и воззрился, трепеща, на государя. Этого мгновения мальчик боялся до умопомрачения. Да и кто не страшился того лика? в) «Я тебя, злой еретик Матюша Башкин, здесь в геенну ввергну, здесь твои муки узрю». Великий государь стоял вплотную к предерзостному сыну боярскому, пронзающе глядя ему в глаза. Матвей Башкин прямо-таки ощутил, как пожирают его свирепые царские очи (Наровчатов). г) С дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне. (Пушкин). д) Получил из Ярославля известие, что у Миши родилась дщерь. (Чехов). 4. Из I тома «Толкового словаря русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова (СУ) выпишите 10 слов, имеющих помету нов, (новое). Проверьте полученные сведения по 17-томному академическому «Словарю современного литературного русского языка» (БАС). Укажите, какие слова утратили эту помету, т.е. перешли в активный состав словаря.
Образец: СУ БАС Автор спектакля - режиссер, Пометы нет поставивший данный спектакль, нов. Агит (нов. полит.) Сокращение, Пометы нет употребляемое в новых сложных словах в значении агитационный, напр.: агитбаза, агитпункт и т.д. Агро (нов). Сокращение, Помета сохранена употребляемое в новых сложных словах в значении агрономический, напр.: агропомощь, агропункт. 5. Найдите русские замены следующих иностранных слов: индустрия, импульс, интеллектуальный, интенсивный, метаморфоза, педиатр, экспорт, импорт, фауна, флора, фармакология, география, лингвистика.
ЗАНЯТИЕ №11. Г Р А М М А Т И К А. МОРФЕМА. СОСТАВ СЛОВА I.Ответьте на вопросы: 1. Что такое морфема? , 2. Что такое корневая морфема? 3. Что такое аффиксы? Чем аффиксы отличаются от корня? 4. Назовите и определите виды аффиксов. 5. В чем различия между словообразовательными и словоизменительными аффиксами? 6. Что такое грамматическая форма слова (словоформа)? 7. Что такое грамматический показатель? Что значит «нулевой» показатель? 8. Что такое лексема? 9. Определите понятия «парадигматические отношения» и «парадигматический ряд». 10. Что такое парадигма? 11.Как соотносятся понятия «словоформа», «парадигма» и «лексема»? 12.Что значит продуктивные и непродуктивные аффиксы? 13.Что такое основа? 14.Какие основы называются производными, какие - непроизводными? II. Выполните практические задания № 1, 2. III. Усвойте термины по теме: морфология, морфонология, дериватология, морфема, сегментная морфема, нулевая морфема, суперсегментная (супрасегментная) морфема, полисемная морфема, моносемная морфема, флексия, омонимия, синонимия и вариантность морфем, мультивалентные морфемы, унивалентные морфемы, реляционные морфемы, деривационные морфемы, корень, аффикс, префикс, постфикс, интерфикс, инфикс, циркумфикс, трансфикс, морф, сема, алломорф, алломорфема. Литература 1. Баранникова Л .И. Введение в языкознание. -С. 171 -192. 2. Кодухов В.И. Введение в языкознание.- С. 232-239. 3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - С. 125-144. 4. Реформатский А. А. Введение в языковедение. - С. 264-270. 5. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. - М., 1985. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 248. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |