Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практические задания к занятию №11




1. Разделите на морфемы следующие слова и дайте полную характеристику каждой морфеме. Членение производится путем подбора слов, содержащих те же морфемы. (Свои результаты сопоставьте с членением данных слов в «Словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова):

забор, петь, ловля, убеждаю, киевлянин, сидевший, лить, объявление, накормленный, головешка, рукавицы, любовь, коренья, пою, внакладку, братья, возмущение, требующий, вынуть, травяной, сказка, болтливый, крутизна, досягаемый, мыло, первенство, бабушка, бегаю, ненавистный, прилетать.

2. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава: а) слова, состоящие только из корня; б) слова, состоящие из корня и флексии, в) слова, состоящие из корня, суффикса и флексии; г) слова, состоящие из приставки, корня и флексии; д) слова, содержащие все четыре типа морфем:

дом, безбожник, молочница, мечтатель, чернильница, покос, обложка, здесь, завязка, восхищение, беспечный, вот, забота, восторг, обед, выслуга, крот, замазка, вопль, еще, смятение, печь, закон, новшество, иначе, порок, мягкий, вскормить, милый, лебедь, как, смена, обойти, пожарище, телятник, нельзя, одышка, баранина, вводный.                                                            

3. Подберите к приведенным ниже словам однокоренные:

род, рот, сладкий, теплый, рука, нога, спать, кричать, польза, учить, рвать.

4. Можно ли считать словами одного корня приведенные ряды слов с одинаково звучащей корневой частью:

а) пара, парный, паровой, напарник, парильня; б) нос, носильщик, носовой, переносица, переносится, поднос, в) вода, водяной, подвода, подводный, перевод, проводы, проводник, водник, проводка; г) лететь, лето, летний, летчик, полет; д) море, мор, морской, морить, моряк.

5. На каком основании можно говорить о нулевой флексии в указанных словоформах: дом, ног, рук, сапог, галош, глаз, чулок, стран, окон, степь?

6.Определите значение суффиксов в следующих словах и выделите продуктивные и непродуктивные суффиксы:

 поклонник, грешник, клеветник, садовник, ледник, сборник, молочник, сказочник, ученик, мельник; упрямец, ленивец, кормилец, хитрец, мудрец, слепец, жнец, певец, румянец, палец; упрямица, ленивица, кормилица, жница, певица, грешница, клеветница, молочница, ученица; жало, седло, правило, кадило, грузило, мыло, шило, масло, сверло, весло, одеяло, крыли, гребок, грибок, коробок, клубок, зевок, ледок, холодок, белок, мелок.

7. Определить значение префиксов в следующих словах:

вписать, выписать, записать, дописать, исписать, надписать, отписать, переписать, приписать, подписать, прописать, расписать, списать.

 

ЗАНЯТИЕ 12

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И СПОСОБЫ ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ

I. Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое грамматическое значение? Каковы три основных свойства грамматического значения, отличающих его от лексического значения.

2. Объясните, почему грамматическое значение не может быть индивидуальным и всегда является общим для некоторой группы (или совокупности) единиц.

3. Как объяснить обязательность выражения грамматического значения специальными языковыми средствами?

4. Как  объяснить  несовпадение  грамматических  значений тождественных разрядов слов в разных языках?

5. Каким образом можно установить грамматические значения того или иного слова, словосочетания, предложения?

6. В чем разница между синтетическими и аналитическими средствами выражения грамматических значений?

7. Каковы синтетические средства выражения грамматических значений?

8. Каковы аналитические средства выражения грамматических значений?

9. При каких условиях словесное ударение может быть грамматическим средством?

10. Какие компоненты интонации используются для выражения грамматических значений?

11. Что такое внутренняя флексия, чем она отличается от фонетического и исторического чередования звуков?

12. Что такое супплетивизм? При каких условиях две словоформы можно считать супплетивной парой?

13. В чем отличие агглютинации от фузии как двух разновидностей аффиксации?

П. Выполните практические задания № 1, 3.

III. Ознакомьтесь с терминами по теме: грамматическое значение, аффиксация, агглютинация, фузия, внутренняя флексия, редупликация, супплетивизм, языки с синтетическим грамматическим строем, языки с аналитическим грамматическим строем.

Литература

1. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. - С. 204-214.

2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. - С. 232-234, 240-248.

3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - С. 125-126.

4. Реформатский А.А. Введение в языковедение.- С. 249-279.

5. Записи лекций.

6. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. - М., 1977.

 

Практические задания к занятию № 12

1. Укажите, какие грамматические значения выражены в приводимых ниже примерах и какими средствами.

Стол - стола - столу, кот - коты, избегал - избежал, выходил - выхаживал, день сменяет ночь - ночь сменяет день, белый - белее - белейший, синий - синий - синий, хорошо - лучше, разрезать - разрезать, иглы - иглы, иду - шел, окно - окна, говорю - говоришь - говорит, прилежнейший - самый прилежный, напишу - буду писать, поехать - поехал бы.

2. Укажите грамматическое значение, свойственное каждой группе слов, приведенной ниже:

а) нога, рука, большая, читала, сотая, выдающаяся; б) берега, пустынного, его, пятерых, смотрящего; в) в море, на песке, в лесу, на ветке, на яблоне, г) моря, пески, леса, ветви, яблони.

3. Сгруппируйте следующие пары слов по общности средств, использованных для выражения грамматических значений. Назовите эти средства. Какие значения ими выражены?

Книга - книгу, я - меня, читаю - буду читать, сидишь - сидит, напишу -напишем, пилы - пилы, плохо - хуже, теплый - самый теплый, иду - шел, леса - леса, читал - читала, избегать - избежал, светлый - светлее, везу - вез, насыпать - насыпать, черный - черная, ходит - ходил, вымыл -был вымыт, мой - моего, много - больше, сковать - сковывать, запретить -запрещать, милый - милейший, чудо - чудеса, прыгать - прыгнуть, падаю - упал, придем - придете, кладу - положу, стол - стола, она - ее, гребу - греб, выразить - выражать, хороший - лучше, белый - белого, сказал - сказала.

4. Дано несколько мордовских загадок в оригинале (на эрзя-мордовском языке) и в переводе на русский язык. В тексте оригинала пропущены некоторые слова (см. прочерки), а в русском переводе места, соответствующие пропущенным частям мордовского текста, подчеркнуты:

1. В одном доме живут, друг                  Be кудсо__________________,

на друга смотрят, вместе не                     карадо-каршо ваныть,

сходятся.                                                 вейс а васодить.

2. В лес едет - домой смотрит.                  Вирев___________- кудов

Домойедет- в лес смотрит.                        ___________________________.

3. Еду, еду — следу нету,                          Молян, молян - след арась,

режу, режу - крови нету.                              керян, керян - верь арась.

4. Живут в лесу,                                              ___________________________

когда летят - звенят.                                      зярдо ливтить – бийнить.                              

5. Зимой живу, весной умираю.                  Тельня ______, тунда кулан.

6. В воде живет,                                           Ведсэ эри, _________

умирает - краснеет.                                  якстерьгады.

7.Темнеет - они светлеют,                           Чополгады-сынь __________,

светлеет - они темнеют.                           валдомгады – сынь _________.

8.Течет, течет - не вытечет,                           Чуди, чуди, а чудеви,

 бежит, бежит - не выбежит.                           __________, а чиеви.

Задание: заполните пропуски.

Примечание. Правила чтения букв в мордовском письме в общем такие же, как в русском.

 

ЗАНЯТИЕ№13. ЧАСТИ РЕЧИ.

Ответьте на следующие вопросы:

1. По каким признакам устанавливается принадлежность словак той или иной части речи?

2. Перечислите признаки отдельных частей речи.

3. Чем объяснить наличие «промежуточных случаев» в системе частей речи в пределах одного языка?

4. Почему части речи в разных языках не всегда совпадают?

5. Что такое переход одних частей речи в другие? Как такой переход может осуществляться?

П. Выполните практические задания № 1, 2.

III. Усвойте термины по теме: часть речи, процесс трансформации (переходности); субстантивация, адъективация, нумерализация, прономинализация, вербализация, предикативация, адвербализация, модаляция, препозиционализация, конъюнкционализация, партикуляция, интеръективация.

Литература

1. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. - С. 230-241.

2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. - С. 265-270.

3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание.- С. 155-167.

4. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - С. 320-323.

5. Записи лекций.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 522.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...