Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практические задания к занятию №5




1. Сколько звуковых оппозиций существует между следующими парами звуков? Выделите коррелятивные пары: д-н, г-к, д-ж, л-р, д-с, ж-м, ч:в .

2. В следующих отрывках сгруппируйте аллофоны по фонемам. Укажите, чем различаются аллофоны каждой фонемы и чем обусловливается их появление в словах:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа (Пушкин).

3. Какими дифференциальными признаками различаются первые фонемы следующих пар слов: бал - дал, зал - жал, год - кот, быль - пыль, ток - сок, моль - боль, ум - им, шар - пар, рок - бок.

4. Какие из нижеследующих слов содержат одинаковые гласные фонемы:

 шина, лето, мама, этот, быль, век, лук, доля, лен, якорь, сито, люстра?

5. Какие из следующих слов содержат одинаковые согласные фонемы: власть, крюк, его, рама, том, река, свет, мед, дело, семь, лето, явь?

6. Подберите к словам вол, вал, дам, лот, сок соответствующие пары, отличающиеся от названных следующими дифференциальными признаками фонем: а) палатализацией, б) участием носового резонатора, в) отсутствием работы голосовых связок, г) местом артикуляции, д) способом артикуляции, е) степенью подъема языка, ж) работой передней, средней или задней части языка.

7. Ниже приведены фонемы русского языка. Следует определить конкретные звуки (варианты фонем), которые эти фонемы реализуют:

8. Подберите примеры, иллюстрирующие все возможные фонетические варианты фонем, если известны следующие неосновные варианты:

9. Подберите примеры в соответствии со схемами: а ) ъ - л -о, ъ -л - а, ь-й - а, ь-й-э,

б) ъ-л-о, ь-и-о, у-у-у, и-и-и.

10. Определите слово русского языка, в состав которого последовательно входят следующие звуки:

1. а) согласный, переднеязычно-зубной (то же, что переднеязычный, зубной), взрывной, звонкий, твердый;

б) гласный среднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный,

в) согласный, сонорный, губно-губной, носовой, твердый.

2. а) гласный заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный;

б) согласный, передне-язычно-небный, фрикативный, глухой, твердый.

З. а) согласный, передне-язычно-зубной, взрывной, звонкий, твердый; б) гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный.

4) согласный передне-язычно-зубной, взрывной, глухой, мягкий

б) согласный, сонорный, губно-губной, носовой, твердый

в) гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный.

 

ЗАНЯТИЕ № 6 ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПИСЬМА.

I. Подготовиться к собеседованию по следующим вопросам:

1. Каковы причины возникновения письменности?

2. К какому периоду в истории человечества относится возникновение письма?

3. Каково значение письма для истории развития общества?

4. Каковы основные этапы предыстории письменной речи?

5. Что такое графическое письмо (графика)?

6. Перечислить этапы развития графического письма.

7. Что такое пиктография? В чем ее достоинства и недостатки как средства общения? Используется ли пиктография в настоящее время? С какими целями?

8. Что такое идеография? Каковы виды идеографии? Используется ли идеография в современном обществе? С какими целями? Какие современные языки используют идеографию как основной вид письма?

9.  Что такое фонография? Каковы ее виды?

10. Что такое буква? В чем различие между звуком и буквой? Какова связь между ними?

11. Что такое алфавит? Назовите наиболее распространенные алфавиты. Какие языки ими пользуются?

12. Какие алфавиты используются европейскими языками?

13. Какие алфавиты используются языками народов бывшего СССР?

14. Какие языки пользуются латинским алфавитом?

15. Какие языки пользуются русским алфавитом?

16. Опишите возможные пути приспособления одного и того же алфавита к языкам разного фонетического строя.

17. Что такое правила алфавита? Приведите некоторые правила алфавита русского и изучаемого вами языка.

18. Опишите пути развития основных алфавитов мира.

19. Как можно объяснить сходство многих букв русского и латинского алфавитов?

II. Выполните задания № 1, 2, 3.

III. Усвойте следующие термины: письмо, графика, графема, пиктография, пиктограмма, идеография, идеограмма, фонография, консонантно-звуковое письмо, слоговое письмо, силлабическое письмо, буква, алфавит, тотемные знаки, грамматология, палеография, эпиграфика, клинопись.

Литература к занятию

1. Истрин В.И. Развитие письма. - М, 1965 (особенно глава 1 и заключение).

2. Фридрих Иоганнес. История письма. - М.2001 .-464с.

3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// ПСС, Т.2.

9. Соответствующие главы учебников Баранниковой Л.И., Кодухова В.И., Маслова Ю.С., Реформатского А.А.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 340.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...