Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практические задания к занятию №13.




1. Объясните, на каком основании следующие слова мы называем:

а) существительными: военный, тысяча, зло, учитель, гладь, ученый, молодость, шило, рабочий, стена, новизна, столовая, ребенок.

б) глаголами: постой, стекло, бежать, спрашивать, смеяться, читал.

в) прилагательными: белый, новее, злейший, холодный, желтоватый, большие, светлому, ласковый, простецкий.

2. Определите, к каким частям речи относятся следующие слова. Обоснуйте ответ.

Двадцать, тысяча, половина, треть, десяток, двадцать пять, пальто, хорошо, блестящий, рядом, бордо, бег, рохля, да, нужно, фламинго, нет, плакса, усталый, уставший, должен, блеснувший, беглый, голодный, Петр, есть, бежать.

3. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Ответ аргументируйте.

а) А люди все шли и шли, за рядом ряд, молчаливые и усталые. Поселок располагался совсем рядом.

б) Война - величайшее зло, приносящее неисчислимые бедствия. Все первое звено было зло на вожатого за несправедливое замечание. Он зло и насмешливо взглянул на собеседника.

в) Цитрусовые деревья любят тепло и влагу. Это странное существо на ощупь было тепло и мягко. Хозяин тепло и ласково приветствовал своего спутника.

4. На основании данных ниже примеров объясните, как совершается переход одних частей речи в другие.

Вареный, бегом, мое «я», столовая, утром, больной, мостовая, пешком, домой, рабочий, издали, внизу.

5. Выясните, как переход одной части речи в другую отражается на грамматических признаках и синтаксической функции этих слов.

а) Военные, управляющие переправой, перемигнулись (А.Ф.). б) Заглянув в дверь, Ростов увидел, что больные и раненые лежали на полу, на соломе и на шинелях (Л.Т.). в) Последний выстрел попал в середину кучки гусар и повалил троих (Л.Т.). г) Несколько таких черепах вез в нашем поезде один молодой человек (Пришв.), д) Они должны были провести выходной вместе (Ант.), е) Семейные мои всем довольны (Ф). ж) Всегда ждут нас, где мы не думаем, разные скверные «но» (Леск.). з) Сейте разумное, доброе, вечное (Н.).

 

ЗАНЯТИЕ №14

СРЕДСТВА СИНТАКСИЧЕСКОЙ СВЯЗИ И ВИДЫ СИНТАКСИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

I. Ответьте на следующие вопросы:

1. Раскройте понятие синтагматических отношений языковых единиц.

2. Объясните разницу между синтагматическими и парадигматическими отношениями. Какие свойственны явлениям языка, какие - явлениям речи?

3. Что такое синтагма? Каковы виды синтагм?

4. В чем разница между внешней и внутренней синтагмой? Как иначе можно назвать внутреннюю синтагму? Можно ли считать синтагмой морфему? Аргументируйте ответы.

5. Что такое словосочетание? К какому виду синтагм оно относится?

6. Чем словосочетание отличается от предложения?

7. Каковы типы словосочетаний (по структуре, по характеру смысловых отношений между компонентами)?

8. Какими внешними средствами могут словосочетания?

9. Перечислите основные виды синтаксических их сущность.

10. Какие виды синтаксической связи осуществляются при полмощи

словоформ?

11. В чем состоит отличие согласования от управления? Что общего? Какие разновидности согласования известны?

12.Каковы основные функции порядка слов?

13. Какова роль интонации для осуществления синтаксической ?

14. Какими средствами осуществляется примыкание?

II. Выполните практические задания № 1, 5.

III. Усвойте термины по теме: синтагматика, парадигматика, синтагма, внешняя синтагма, словосочетание, предложение, согласование, примыкание, замыкание, координация, предикативность.

Литература

1. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. - С. 242-270.

2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. - С. 271-282.

3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - С. 167-185.

4. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - С. 324-345.

5. Записи лекций.

Практические задания к занятию 14.

1. Словосочетание - это типовое соединение словоформ, того или иного языка. В русском языке основными видами связейявляются согласование, управление и примыкание. В отрывке укажите названные виды подчинительных связей между словоформами:

Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно-живописной со всей своей грустью, спокойствием и простором, как средняя полоса России. Величину этой любви трудно измерить. Каждый это знает по себе. Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из лесного колодца, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу.

И мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы (Паустовский).

2. Определите стержневое и зависимое слово в словосочетаниях с согласованием как подчинительной связью. Укажите случаи неполного согласования.

Высокий дом, широкая улица, новое здание, город Москва, озеро Байкал, мой учитель, второй год, что-то белое, светлое будущее, шестью книгами, на пяти страницах, черный кофе, дети - наше будущее, пять студентов.

3. Определите стержневое и зависимое слово в словосочетаниях с управлением как подчинительной связью. Укажите сильное и слабое управление.

Рисую картину, любуюсь картиной, разговор о картине, идти в школу, идти за книгами, идти с детьми, идти до автобусной остановки, перекладываю книги, закладки в книгах, надеюсь на успех, письмо брата, девочка в очках, открыть дверь, дорожить временем.

4. Определите стержневое и примыкающее слово в следующих словосочетаниях.

Бежал подпрыгивая, прилежно учиться, пришел посмотреть, шли об руку, очень хорошо, бесконечно жаль, весьма похвально, способный мыслить, чтение вслух, ехать медленнее, страсть возражать, люди постарше.

5. Проанализируйте примеры и определите, какие смысловые отношения (атрибутивные, объектные, обстоятельственные) существуют между компонентами словосочетаний.

Говорить медленнее, девушка в шляпе, дом на пригорке, увлекаться спортом, работать с огоньком, гулять в парке, брюки в полоску, четвертый курс, далеко от Москвы, спросить у товарища, работать зимой, всегда веселый, свободный по субботам, доверие к людям.

6. а) Замените «внешние синтагмы» внутренними:

сосновый лес; тот, кто слушает; еловый лес; тот, кто читает; дубовый лес; бодрое состояние; умный человек; маленький стол; знакомый человек; маленький дом.

б) Замените «внутренние синтагмы» внешними:

бычище, огородник, домище, беглец, садик, добряк, радость, изумление, учитель, садовник.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 357.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...