Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практические задания к занятию №4




1. Определите, какой фонетический процесс отражен в данных словах. Охарактеризуйте его.

 Сказка, просьба, сдать, сжать, сделать, из сада, мостик, сбить, кончик, возчик, резче.

2. Благодаря какому фонетическому закону возможно просторечное произношение следующих слов:

а) омман вместо обман, посленний вместо последний, шашнадцать вместо шестнадцать, консомолец вместо комсомолец»

б) асвальт вместо асфальт, пролубь вместо прорубь, колидор вместо коридор, бонба вместо бомба, лаболатория вместо лаборатория, транвай вместо трамвай, дилектор вместо директор, конпот вместо компот, ланпа вместо лампа, конбайн вместо комбайн.

3. Найдите случаи диерезы и укажите ее условия:

Есть в русском языке какая-то глубокая и святая тайна, что помогает слову, идущему из-под сердца, подбираться к сердцу другого человека. Слово, будто солнце, может обласкать тебя, может враз высушить душу. Эту силу, что таится в слове, я не умею назвать, и, сознаться, о русском языке даже писать боязно: все будет неполно, как неполно все сказанное до сих пор о хозяине этого чуда - языка - доблестном русском народе (Чивилихин ).

4.Затранскрибируйте следующие слова:

рад- ряд, мол - мел, ток - тёк, лук - люк, сад – сядь, мат - мять.

Одинаковые или разные звуки обозначены в этих словах буквами а-я, о-ё, у-ю ? Как сказывается на гласных заднего и среднего ряда их позиция после смягченных согласных? Как называется такое изменение?

5. В следующих заимствованиях из тюркских языков определите состав гласных звуков. Укажите, в каких словах действует закон сингармонизма, а в каких словах закон сингармонизма нарушен?

Арбуз, сарай, кумыс, аршин, собака, лошадь, утюг, чулан, чердак, бурдюк, шатер, черпак, урюк, аул.

6. Распределите в виде таблицы нижеследующие слова по группам в зависимости от происшедших в них звуковых изменений:

небезызвестный, ватрушка, месть, гусеница, разведка, Италия, солнце, сбор, машина, чувство, февраль, молотьба, праздник, знаменосец, встреча, отбой, ножик, просьба, вестник, пончик, сыграть, властный, вензель, дикобраз, изжога, ложка, бантик, бегство, отделить, минералогия, сердце, восемь, каприз, отцовский, лестница, вход.

7. Определите, какие комбинаторные и позиционные изменения звуков нашли отражение в приведенных ниже примерах:

1) «Да берегись, возле пролубки склизко, »- предупредил он Кольку (А. Ив.)

2) А ты, Боб, ешь свою какаву (Чив.).

3) А у Карпа уже картошка цветет, как будто у него на огороде другой климант (Колос.).

4) Карахтер не позволяет, чтобы над Спириным изгалялись (Чив.).

5) Анюта будет сердиться на него за эти «пантомины» (Кузьм.).

6) «Смотри, там ведьмедь!»- закричала она (Колос.).

7) Не ндравится - скатертью дорожка (Колос.).

8) Да, вы шо, ребята, усурьез? (Колос.)

9) Еду. Только я на саше, а он стоит. И показываеть, остановись (Колос.).

10) У тебя ножичек вострый (Колос.).

11) Это его самолучшая тройка. Кульерская (Гил.).

 

ЗАНЯТИЕ №5

ФОНЕМА И ЗВУК РЕЧИ. ЗВУК И БУКВА. ТРАНСКРИПЦИЯ

I. Подготовиться к ответу на следующие вопросы:

1. Назовите три аспекта звуков речи.

2. Какова природа звуковых признаков, составляющих физиологический (артикуляционный) аспект звуков речи? Перечислите эти признаки на примере отдельных звуков.

3. Какова природа звуковых признаков, составляющих физический (акустический) аспект звуков речи? Перечислите эти признаки на примере отдельных звуков.

4. В чем заключается основная функция звуков речи?

5. Что такое функциональный аспект звуков речи? Почему его же называют социальным аспектом? В чем заключается социальность звука?

6. Можно ли сказать, что социальный аспект звуков речи составляется звуковыми признаками, материально отличными от первых двух типов признаков?

7. Почему в отдельном звуке нельзя указать функционально значимые признаки, если неизвестно, в каком языке он используется?

8. Как иначе называются функционально важные звуковые признаки?

9. Что такое звуковая оппозиция (оппозиция звуковых признаков)?

10. В чем разница между фонологическими и нефонологическими звуковыми признаками и их оппозициями?

11. Что такое фонема как явление речи?

12. Что такое фонема как явление языка?

13. Как соотносится звук речи и фонема?

14. Можно ли сказать, что фонема существует в звуке речи как общее в отдельном?

15. Почему нельзя произнести фонему?

16. Что такое аллофон?

17. От чего зависит выбор аллофона в речи?

18. Каким образом можно установить, к одной и той же или к разным фонемам принадлежат те или иные звуки?

19.Что такое коррелятивная пара фонем (или звуков)?

20.Что такое нейтрализация фонологических оппозиций? Что возникает в результате нейтрализации? При каких условиях возникает нейтрализация фонологических оппозиций?

21. Что такое система фонем? Почему фонемы любого языка существуют только как члены системы?

22. В чем состоит историческая изменчивость системы фонем?

23. Что значит «варьирование фонем»? Чем оно может вызываться?

24. Чем можно объяснить различие в количестве фонем (гласных и согласных) в разных языках?

П. Выполнить практические задания № 1, 2, 9.

III. Усвойте термины по теме: фонема, аллофон, вариант фонемы,

вариация фонемы, звуковая оппозиция, нейтрализация фонологических

оппозиций, коррелятивная пара фонем, вокализм, консонантизм, перцептивная функция фонемы, сигнификативная функция фонемы.

 

 

Литература

1.   Баранникова Л.И. Введение в языкознание. -  С. 80-96.

2.   Кодухов В.И. Введение в языкознание.- С. 145-155.

3.  Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - С. 44-66.

4. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - С. 211-228.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 324.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...